Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Керимкулова Медина Мирбековна

Конспект занятия

по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора  «Игрушки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_12.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению русскому языку в старшей группе №12

Тема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора  «Игрушки».

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                            Керимкулова М.М.

Программное содержание:

I. Образовательные задачи

1.1.Лексический строй речи:

  • Познакомить детей с новыми словами  - лента, кофта, карандаш, конфета.
  • Закрепить раннее изученные слова по теме: №11 «Сад и огород» сад, огород, лук, капуста, роза, растет, он (она)

1.2 Фонетический строй речи:

  • Учить детей правильно произносить звук [ы] в слове ленты, кофты, конфеты. [и] в слове руки, полки, кубики..
  • Учить детей правильной постановке ударения в словах мяч-мячи, шар-шары, сад-сады, карандаш-карандаши.
  • Учить детей правильному интонированию вопросительных и повествовательных предложений.

1.3 Грамматический строй речи:

  • Формировать умение составлять предложение с помощью форм единственного и множественного числа.
  • Учить детей различать и употреблять в речи вопрос где?  Как о местоположении предмета.

1.4 Связная речь:

  • Учить вести несложный диалог.

II. Воспитательные задачи

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Воспитывать у детей желание заниматься, умение слушать воспитателя.
  • Воспитывать у детей желание учить русский язык и говорить на русском языке.

III. Развивающие задачи:

  • Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
  • Уточнять и расширять представления об игрушках.

Предварительная работа: Заучивание физ-минутки «Заводные игрушки»

Дидактическое обеспечение: предметные картинки игрушек (в единственном и множественном числе), демонстрационная картина по теме: «Магазин игрушек», игрушки (предметы): лента, кофта, мяч, карандаш, конфета.  Презентация (один-много игрушек).

Ход занятия:

1 часть. Пальчиковая гимнастика.

- Дети приготовьте свои пальчики, давайте немного с ними поиграем.

2ц3.

- Молодцы! (В это время кто-то постучал в дверь)

-Ой, кто-то стучится, пойду посмотрю….

-Ребята, посмотрите, кто-то под дверью оставил сундук.

-Интересно, что там?...(сундук не открывается)

-Смотрите, тут записка (читает)

- «Что бы сундук открылся надо разгадать загадки» (загадывает загадки)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Уродилась я на славу. 
Голова бела, кудрява. 
Кто любит щи — 
Меня в них ищи. (капуста)

Красотой наделена,

Ароматна и нежна,

Стебель длинный,

Весь в шипах — королева цветника! (Роза)

-Молодцы дети, отгадали все загадки. И сундучок открылся, посмотрим что там….

-В сундуке картинки.

2 часть:

1 этап: Лексическая игра «Один-много»  

- Ребята посмотрите на картинки, и покажите:

  Тут лента– там ленты,

  Тут  кофта- там кофты,

  Тут карандаш-там карандаши,

  Тут конфета-там конфеты.

   Тут мальчик-там мальчики

2 этап: Беседа. «Где? Кто? Что?»

- Дети посмотрите что это? Да это лента.

-Здесь лента. А там что?-Ленты.

-Где кофта? –Вот кофта.

- А там кофта? – Нет, там кофты.

- Кто стоит здесь? –Мальчик.

-Кто стоит там? – Мальчики.

-Что лежит здесь? –Мяч.

-Что лежит там? – Мячи.

-Здесь лежит карандаш. А где карандаши? – Вот карандаши.

-Это конфета или конфеты? – Конфета.

- А где конфеты? – Вот стол. Тут конфеты.  

- Молодцы!

Физминутка «Заводные игрушки» 

- А сейчас давайте немножко отдохнём.  Все стали.

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят
(Присесть)

С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

3 этап: Произношение звука [ы ], [и ]Чтение чистоговорки.

- Дети, а сейчас повторите за мной.

ы-ы-ы-ы а в лесу растут грибы.    

и-и-и – его любят малыши

 и-и-и - прилетели к нам грачи

ы-ы-ы- папа надувал шары

ы-ы-ы- Маша видела сады

- Молодцы!

4 этап: Рассматривание предметных картин.

- Дети,  а теперь посмотрите на картинки

- Здесь шар? А здесь?  Шары. Повторите за мной шары.

- Здесь барабан? А здесь? Барабаны.

- Это самолет? А это? Самолеты.

- Это машина? А это? Машины.

- Ваня скажи что это? Карандаш.

- А здесь что ты видишь? Карандаши.

- молодцы!

5 этап: Рассматривание сюжетной картины «Магазин игрушек»

- Сейчас я вам покажу картины. Посмотрите внимательно

- Это что?

- Это кукла

- Что кукла делает?

- кукла сидит

- А это что?

- Коробка

- А что в коробке?

- Кубики.

- А здесь что?

- Машинка

- Это кто?

- Это зайка.

- Рядом с зайкой кто сидит?

- Другие зайки.

- Это что?

- корзина

- Что там в корзине?

- В корзине мячики.

- А это кто стоит?

- Мальчик стоит.

- Что он делает?

- Берет кубики.

- Это кто?

- Девочка.

- Что несет девочка?

- Девочка несет шары.

- Правильно дети, молодцы!

6 этап: Игра «Покажи и скажи, где…» дети сейчас мы с вами поиграем, слушайте внимательно описание игры.

Описание игры: Описание игры. На столе разложены предметы- по одному и по нескольку (игрушки, картинки, предметы в натуре).Водящий , обращаясь к кому –то из детей, говорит, например:

-Покажи и скажи, где конфета,  а где конфеты.

Вызванный должен сказать :

- Здесь конфета. А там конфеты.

Выигрывает тот , кто покажет и назовет правильно в единственном и во множественном числе три –четыре слова.

- Вы поняли дети? Давайте поиграем.

3 часть:

Рефлексия : Ребята, что вам понравилось на занятии? А о чём мы с вами еще на занятии говорили? Что еще вы еще запомнили? Сегодня вы все были умницами! Молодцы!

Технологическая карта занятия  

по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора «Игрушки».

                                                                                                                                                           Керимкулова М.М


Технологическая карта занятия по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: Формирование умения и навыков различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора «Игрушки».

Части/этапы

Задачи

Методы и приемы

Средства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

I Вводная часть

Укреплять мелкую моторику рук, что влияет на развитие речи.

Пальчиковая гимнастика.

Художественное слово пальчиковая гимнастика «Кошка».

Показ пальчиковой гимнастики

Слушают и повторяют за воспитателем

Вызван интерес детей к занятию с помощью пальчиковой гимнастики.

«Дождик капал за окошком,

На окне сидела кошка,

Капли лапками ловила,

И в карман к себе сложила».

- Закрепить, ранее изученные слова по теме: №11 «Сад и огород»

-закрепить название овощей.

Сюрпризный момент:«Волшебный сундук»

Загадывание загадок

Художественное слово. Картинки

Загадывает загадки про овощи: Лук, капуста, роза.

Внимательно слушают загадки. Отгадывают.

Дети закрепили ранее изученные слова, закрепили название овощей.

II

Основная часть

1 этап:

Лексическая игра «Один-много»

- «Формирование умения и навыков различать формы единственного и множественного числа имен существительных»

- Воспитывать у детей желание учить русский язык и говорить на русском языке.

Вопросы

Наглядный материал

Картинки разных предметов

Показывает картины и задает вопросы по формам единственного и множественного числа имен существительных

Смотрят на картины и отвечают на вопросы.

Дети сформировали навыки определения форм единственного и множественного числа.

-лента-ленты

-кофта-кофты

-карандаш-карандаши

-конфета-конфеты

-мальчик-мальчики

2 этап: Беседа. «Кто? Где? Что?»

- Учить детей различать и употреблять в речи вопросы «Кто? Где? Что?

Вопросы

Игровой прием –Физминутка.

Игрушки, разные предметы. Физминутка «Заводные игрушки»

Показывает игрушки и задает вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети научились отвечать на вопросы с определением форм единственного и множественного числа.

- дети выполняли движения в соответствии с текстом физминутки.

3 этап: Произношение звука [ы]; [и] Чтение чистиговорки.

- Учить детей правильно произносить окончания в формах единственного и множественного числа.

Чтение чистоговорки.

Художественное слово.

Читает чистоговорку

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем

В детях сформировалось четкое произношение окончаний в формах единственного и множественного числа.

4 этап: Рассматривание предметных картин.

- Учить детей правильному интонированию имен существительных в единственном числе и преобразованных во множественное число.

Вопросы

Предметные картинки.

Показывает картинки, задает вопросы – лента какая?  

Смотрят на картинки и отвечают на вопросы.

Сформировалось правильное интонирование имен существительных в единственном и множественном числе.

5этап:

Рассматривание сюжетной картины «Магазин игрушек»

- Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

Демонстрация  картины

Сюжетная картина «В магазине»

Показывает картины, задает вопросы

- Кто это? Что это? Что делает?

Смотрят на картину и отвечают на вопросы воспитателя.

Развивалась образная память, дети научились  анализировать и самостоятельно делать выводы

6 этап:Игра «Покажи и скажи, где…»

Закрепить навыки определения форм единственного и множественного числа

Объяснение

Вопросы

Указание

игрушки, картинки, предметы в натуре

Предлагает детям поиграть в игру «Покажи и скажи, где…» Объясняет правила игры

Внимательно слушают правила игры. Играют в игру

 «Покажи и скажи, где…»

Закрепили навыки определения форм единственного и множественного числа, научились играть по правилам.

III часть

Заключительная часть

- Формировать умения анализировать свою деятельность.

Вопросы

Похвала

Похвала. Сегодня вы все были умницами! Молодцы!

Задает детям вопросы.

Оценивает деятельность детей.

Отвечают на вопросы

Делятся впечатлениями.

Дети научились  анализировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Конспект итогового занятия по обучению татарскому языку в старшей группе. Тема:"Бар матур бакча".

конспект итогового занятия по обучению татарскому языку для русскоязычных детей составлен по пройденной теме: "Овощи". проекта "Уйный-уйный усэбез" для старшей группы. На этом занятии можно увидить зн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...