Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»
проект (подготовительная группа) на тему

Ефремова Татьяна Николаевна

Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskiy_proekt.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мценска «Детский сад № 13»

Детско-родительский проект

«Листая с гордостью страницы.

Мценск – прошлое, настоящее, будущее»

Номинация «Взаимодействие с семьями воспитанников»

Ефремова Татьяна Николаевна, учитель-логопед

Актуальность

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать – всё. И с этим трудно не согласиться.

Сухомлинский Василий Александрович писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем».

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»  говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Краеведение – неисчерпаемый  материал для воспитания патриотизма  и коррекционной работы с детьми. Несомненно, каждый педагог использует этот материал в своей работе. Но, чаще, к  теме краеведения, истории города мы обращаемся перед  историческими праздниками. Если занятия по краеведению не проводятся  систематически, - конечно,  полученные  знания  забываются детьми.   Особенно быстро забывают  дети,  имеющие  общее недоразвитие речи.   Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Наиболее эффективное  изучение материалов краеведения в коррекционной работе с дошкольниками - это  систематическое обращение к истории родного города. Если посмотреть с этой точки зрения на план  работы учителя-логопеда, можно увидеть, что практически любая тема  совместима с материалами краеведения. Уделяя  исторической теме всего несколько  минут на занятиях  (два-три раза в неделю),  к концу учебного года,  ребенок получает необходимую систему  знаний.  

     В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для дошкольника исторические сведения, показав всё, что свято чтят люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям. Достижение партнёрских отношений между родителями, детьми, педагогами в совместной деятельности по речевому развитию.

Задачи

Для педагога: 

  • Расширить и углубить знания детей о городе Мценске, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой (герб, флаг).
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою малую Родину, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – амчан.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, воспитанию любви к малой родине.

           Для детей: 

  • Принять сведения, данные  учителем-логопедом;
  •  Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Наш город – Мценск»
  • Автоматизировать в стихотворной и монологической речи поставленные звуки.
  • Развитие связной речи:

- обогащать словарный запас детей лексическим материалом по данной теме;

- формировать умение поддерживать беседу (развитие диалогической речи);

- формировать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями;

- формировать умение составлять короткие рассказы (с организующей помощью взрослого);

- формировать умение рассказывать близким об увиденном и услышанном, выражать свое отношение к происходящим событиям;

- развивать умение рассказывать стихотворения, используя интонационную выразительность речи.

Объект проектной деятельности – познавательное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Предмет проектной деятельности – патриотическое воспитание и речевое развитие.

Гипотеза – если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории  города Мценска, символике, достопримечательностях, об условиях проживания людей на территории города в прошлом и в современный период, начнут проявлять интерес к событиям  жизни и отражать свои впечатления в речевой деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ресурсное обеспечение:

учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта;

демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, картинки);  

материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер), интернет, музыкальный центр;  

взаимодействие с семьей и городской средой (посещение городского парка, улиц города, исторических мест). Вовлечение семей воспитанников в реализацию проекта (творческое домашнее задание, презентация проекта).  

Кадровые ресурсы:

  • специалисты ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель);
  • воспитатели группы;
  • дети подготовительной группы для детей с нарушениями речи (ОНР) «Фантазёры»;
  • родители воспитанников группы.

Нормативно-правовое обеспечение – ФГОС; Конституция РФ, Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный Закон РФ «Об образовании»; Федеральный Закон РФ « О днях воинской славы и памятных датах России»

Информационные – интернет-сайты; выпуск фотоотчетов; публикации в газетах  и журналах.

Тип проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный (декабрь-март)

Ожидаемые результаты

  • Воспитание интереса к истории  своего края, потребность в дальнейшем ее изучении.
  • Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, краю.
  • Формирование экологических и краеведческих знаний.
  • Формирование системы знаний об истории и культуре родного города и края.
  • Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
  • Развитие интегративных качеств детей.
  • Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
  • Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
  • Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.

Этапы проекта:

      1. Накопительный (информационно подготовительный)

С детьми

С родителями

  - беседы с детьми о родном городе;

  - рассматривание и чтение книг о городе Мценске;

  - рассматривание открыток с достопримечательностями и памятниками, зданиями.

 - рассматривание альбомов «Народное творчество», «Народные костюмы»;

-просмотр презентации «Город Мценск».

  - беседы с родителями;

  - проведение родительского собрания;

  - помощь в подборе иллюстраций,  

 открыток, книг, фотографий о городе Мценске, о  героях ВОВ, о памятниках;

-помощь в подборе иллюстраций, раскрасок, фотографий о народной культуре.

   

 2. Практический  (организационный, реализация проекта)

С детьми

С родителями

  -выставка детских работ «Мой любимый город»;

  - проведение тематических занятий о Родном городе;

  - целевая прогулка  по ближайшим улицам города, в музей, к знаменитым зданиям города, в храм.

  - создание альбома «Наш город – это мы»

  - оказание помощи в проведении экскурсий;

  - изготовление совместно с детьми альбома о городе Мценске;

-создание мини-проектов «Город, в котором я живу» (детско-родительские проекты)

      3. Заключительный.

С детьми

С родителями

- проведение викторины «Знатоки родного города»;

- проведение открытого занятия «Мой любимый город».

- оказание помощи в проведение открытого занятия « Мой любимый город» (изготовление макетов домов и зданий);

- участие в викторине.

План реализации проекта.

этап

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

Подготовительный

Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, фотографий, альбомов

Учитель-логопед

Декабрь

 Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

(1)

Ознакомление с семейным опытом формирования у детей знаний о городе. Выявить уровень заинтересованности родителей в данном проекте.

Учитель-логопед, родители

Декабрь

Практический

Круглый стол «Наш город – это мы»

Обсудить результаты анкетирования, цели и задачи проекта. Сформировать интерес у педагогов и родителей по созданию условий для реализации проекта

Учитель-логопед, воспитатели, родители.

Декабрь

«Путешествие по городу. Улицы нашего города»

(Фоторепортаж)

(2)

Развивать эмоционально- ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу.

Родители, дети, учитель-логопед.

Декабрь

Творческая гостиная «Наследие родного края – я с детства этим дорожу» (Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий, игр).

Знакомство родителей с видами играми по коррекции звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте, развитию словарного запаса на материале краеведения. Развитие творчества, фантазии, навыков совместного сотрудничества.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.

декабрь

Открытый показ занятия для родителей «Мой любимый город»

(3)

- обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения города;

- коррекция речи;

- воспитывать у родителей мотивацию к занятиям с ребенком.

Учитель-логопед, дети, родители, воспитатели.

Январь

«Игротека»

Создание картотеки развивающих игр по теме проекта для речевого уголка

Учитель-логопед

Январь

Фото — выставка «Моё любимое место в городе»

развивать монологическую и диалогическую речь, учить отвечать на вопросы, расширить и активизировать словарный запас по теме, внимательно рассматривать иллюстрации, фотографии, экспонаты выставок.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.

Февраль

Чтение и заучивание стихов о Мценске, Орловском крае.

Обогащать словарный запас.

Развивать память.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Учитель-логопед, воспитатели, воспитанники группы.

Февраль

Викторина.

«Знатоки родного города»

Закрепить полученные знания о родном городе.

Учитель-логопед, воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Март

Защита детско-родительских проектов «Город, в котором я живу»

(4)

Приобщить родителей к изучению истории родного края. Раскрыть творческий потенциал семей.

Учитель-логопед, воспитатели, дети.

Март

 «Из глубины веков, до наших дней» (заочная экскурсия в Мценский краеведческий музей Г. Ф. Соловьева).

(Презентация)

Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города Мценска на материале легенд, преданий, экспонатов музея, научной литературы.

Учитель-логопед, дети.

Март

Экскурсия к памятникам героев ВОВ. «Что мне расскажет обелиск...»

(Фоторепортаж)

(5)

Воспитывать патриотические чувства  к героям ВОВ.

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Март

Заключительный

Обработка и оформление документации и материалов проекта

Систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта

Учитель-логопед

Март

Список использованных источников

1. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

2. Дошкольнику – об истории России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» // Данилина Г.Н. – М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника.)

3. Евдокимова Е. С.  «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. // Пособие по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2007.

5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

7. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Пособие по патриотическому воспитанию дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

8. Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Коротовских Л. Н.  «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

10. Маханева М. Д.  «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

11. Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2012г.

12. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое прошлое, настоящее, будущее

Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы  «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное  развитие.Цель: Обобщить  и сис...

Проект "Югорск: прошлое, настоящее, будущее..."

Задачи проекта: • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Югорск  на материале экспонатов музея, научной литературы, фотографий. • Воспитывать бережное и созид...

Проект "Чувашия:прошлое, настоящее, будущее.Русский национальный костюм"

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами соз...

Проект "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22735531","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22735534","attributes":{"alt":"","class"...

сценарий проекта "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"

Конференция первого доклада "Календарь - прошлое, настоящее, будущее"...