Образовательный проект " Культура и традиции мордовского народа"
проект (подготовительная группа) на тему

Шумкина Елена Вячеславовна

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

Тип проекта: краткосрочный – 4 недели (29.01 – 25.02) 

Вид проекта:  информационно – творческий.

Участники проекта:  дети, педагог, родители.

 

Цель проекта:  воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры и традиции мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представление у детей о культуре и традициях мордовского народа.

2.Познакомить дошкольников с обрядами мордовского народа.

3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно – нравственного воспитания и диалогического общения.

Развивающие:

1. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа.

2.Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.

Воспитательные:

1.Воспитывать  чувство собственного достоинства у ребенка, как представителя мордовского народа.

2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Актуальность.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. 

 

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_mordva.docx137.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский  детский  сад №3  комбинированного  вида»

               

Образовательный проект

«Культура и традиции мордовского народа»

                                                                   

                                                                  Составитель:    воспитатель

                                                                 МБДОУ «Лямбирский  детский  сад №3

                                                                 комбинированного вида»

                                                                 Шумкина Е.В.

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

Тип проекта: краткосрочный – 4 недели (29.01 – 25.02)

Вид проекта:  информационно – творческий.

Участники проекта:  дети, педагог, родители.

Цель проекта:  воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры и традиции мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представление у детей о культуре и традициях мордовского народа.

2.Познакомить дошкольников с обрядами мордовского народа.

3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно – нравственного воспитания и диалогического общения.

Развивающие:

1. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа.

2.Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.

Воспитательные:

1.Воспитывать  чувство собственного достоинства у ребенка, как представителя мордовского народа.

2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. 

Актуальность.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. 

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с  культурой, традициями и обычаями мордовского  народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре мордовского  народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры и традиций  мордовского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Проблема.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

 Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

 Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции  и  культуру  своего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.

Новизна проекта.

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, 

как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации деятельности детей  на основе проектного метода.

Гипотеза.

Знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.

Механизм реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и подвижных игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

-  экскурсии.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщения дополнительного материала воспитателем; 

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности

- проведение  экскурсий в мини музей;
- организация  развлечения совместно с  родителями.

Формы организации проекта:

  • Беседа, общение.
  • Игры: дидактические, подвижные
  • Драматизация сказки
  • Экскурсия
  • Развлечение.

Обеспечение проекта:

  1. Научно – методическое: подбор необходимой литературы ,сценариев, конспектов;
  2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
  3. Наглядно-дидактическое: предметы мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

Ожидаемые  результаты  реализации  проекта:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

Теоретическая  значимость  проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.        

Практическая  значимость проекта данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям

Познавательная   значимость  проекта состоит в том, что при построение другой национальности., организации и проведение непосредственно образовательной деятельности  применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.

Этапы работы над проектом

 

1. Подготовительный этап

  • Диагностика;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
  • Составление плана основного этапа проектирования;
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
  • Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

  • Знакомство с культурой и традициями мордовского  народа;
  • Совместная деятельность с детьми;
  • Работа с родителя ;
  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • Проведение НОД.

3. Завершающий этап

  • Диагностика;
  • Оформление материалы проекта;

План реализации проекта

I НЕДЕЛЯ

  1. Диагностика знаний детей о культуре и традициям мордовского народа.
  2. Беседа  «Как одевались в старину» ( с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
  3. Чтение легенд мордовского народа «Богиня плодородия», «Солнце, Месяц  да  Ветер».
  4. Свободное общение «В гостях хорошо, а дома лучше (быт и основное занятие мордовского народа)» (с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
  5. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством мордвы  в НОД  по художественно – эстетическому развитию.
  6. Разучивание мордовской народной игры «Мячень кунсема» (круговой).

II НЕДЕЛЯ

  1. Беседы « Традиционная кухня мордовского народа», « Мордовские народные музыкальные инструменты»  ( с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
  2. НОД  по ИЗО. Аппликация «Мордовская  матрешка».
  3. Драматизация мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
  4. Экскурсия в мини – музей ДОУ с целью пополнения знаний о старинных предметах быта мордвы и их назначении.
  5. Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баю – бай».
  6. Дидактические игры « Что сначала, что потом», « Что для чего»

III НЕДЕЛЯ

  1. Беседы «Народные герои – добрые и храбрые», «О мордовской народной игрушке».
  2. Общение с использованием презентации «Мордовская изба»
  3. Дидактические игры «Составь узор», «Укрась панар».
  4. Разучивание мордовской народной игры «Раю – раю».
  5. Чтение мордовских народных сказок «Два купеческих сына», «Юртай», «Царевич – богатырь».
  6. НОД  по ИЗО. Рисование. «Украшение передника (Пулай)»

IV НЕДЕЛЯ

  1. Обыгрывание обряда «Наречение имени».
  2. Беседа «Боги мордвы».
  3. Слушание мордовских народных песен «Пандо прясо ( на пригорке)», «Вай  верьге, верьге ( высоко)».
  4. Развлечение «Веселая Масленица»
  5. Итоговая диагностика детей.

  Реализация проекта ведется в индивидуальной, групповой и парной форме  деятельности дошкольников.

   Так, например, дети выполняют отдельные индивидуальные поручения  или парами распределяются при проведение дидактических игр, или группой организуются для просмотра развивающих электронных занятий определенной тематики и т.д..

Работа по реализации проекта направлено на тесное взаимодействие

 с родителями:

  • Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры».
  • Папка передвижка « Духовно – нравственное воспитание в дошкольном  возрасте».
  • Индивидуальная беседа  «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры».
  • Консультации «Приобщение детей к народным традициям», «Мордовия – мой край родной».
  • Развлечение «Веселая Масленица».

Заключение.

Мордовская  народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского  народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.


Используемая литература:

  1. Артюхова И. С., Антонова М.В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия.- М.: ООО «Русское слово - учебник»,2017.-96с.
  2. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы/Под ред. д-ра ист. наук проф. В. И. Козлова; Мордов. гос пед ин - т.- Саранск 2000.-260с.
  3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
  4. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Саранск.: Мордовское книжное издательство,2011г.
  5. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / авт. – сост. Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2015г.-173с.

Интернет-источники:

1.        http://slavyanskaya-kultura.ru

 2.        http://www.ethnomuseum.

Приложение.

  1. Анкетирование  родителей «Приобщение детей к истокам мордовской культуры»
  2. Индивидуальная беседа с  родителями на тему: «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры»        
  3. Беседа с детьми  «Как одевались в старину»
  4. Картотека народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по речевому развитию.Тема: "Культура и традиции мордовского народа"

Цель- познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.Программное содержание:- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая&r...

Беседа с детьми старшей группы "Культура и традиции мордовского народа"

Цель:Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа....

Культура и традиции мордовского народа

ООД "Культура и традиции мордовского народа"...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

ОД"Культура и традиции мордовского народа"

Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?- Россия....