«Игра - путешествие по Ставропольскому краю» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Махлай Ирина Владимировна

1.Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и СК, обычаи Ставропольцев).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2.Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

3.Развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_patriot._vospitaniyu.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 города Ставрополя.

Конспект                                                                                                           образовательной деятельности по образовательной области                      «Познание» и «Речевое развитие»

«Игра - путешествие по Ставропольскому краю»

для  детей старшей группы                                                                     компенсирующей направленности. 

                                                                       

                                                                        Воспитатель: И.В. Махлай

 


2018 год

Цель занятия: Воспитывать у детей интерес к достопримечательностям и истории  малой родины.
Программное содержание:
Обучающие задачи:                                                                                                         1.Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и СК, обычаи Ставропольцев).                                                                                               2.Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.
3.Развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
4. Приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему.                                                                                    2.Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.                                                                                                            4. Развивать интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Новая лексика:                                                                                                   Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.
Оборудование: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК), животноводство и сельское хозяйство СК, символы города Ставрополь и  СК (флаг и герб), картины П.М.Гречишкина; детские книги А.Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень ,овёс), пшеничные колосья (в вазе), хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа:                                                                                 1.Беседы с детьми о Ставропольском крае и г. Ставрополе: «Я живу на Ставрополье»                                                                                                           2. Рассматривание иллюстраций о СК, карты СК.                                                    3. Знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П.М. и детского поэта - А.Е.Екимцева;                                                                         4.Чтение легенд о Ставропольском крае.                                                                                                  5. Экскурсия в детскую библиотеку.                                                                            6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые СК».
Организационный момент.

1. Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

2. Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

3.Глазки хорошо открыли,

Ушки навострили.

4. Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

Основная часть.

Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивляться и радоваться  мы будем знаниями детей, а так же знаниями  их родителей (рассаживаются на стулья к родителям)

Воспитатель.                                                                                                                          Ребята и у нас с вами первое задание. Необходимо по первым буквам каждой картинке составить слово. А поможет мне Милана. (Родина)  

 -Молодцы, какое большое, красивое слово – Родина!

Мария Б.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Отчий дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

Анна К.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной весёлый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Воспитатель.

А теперь подойдите все к карте.

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как наша Родина – Россия.  Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны идет снег, а на другом – припекает солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде  надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Ребята, мы живем с вами в огромной стране - России, мы все кто – россияне. Но у каждого из нас есть своя малая родина.  Что такое малая родина?  Как же называется наша малая Родина? (Наша малая родина – это наш город Ставрополь)

Воспитатель:

Как называется край, в котором мы живём. (Ставропольский край)                                            Мы живем с вами в  Ставропольском крае в городе Ставрополе. Покажите мне карту СК. Назовите мне главный город СК (Ставрополь). Значит мы кто с вами – Ставропольчане  (садятся на стулья).                                    

А кто знает, как еще называют наш город  (в пер. с греч. Ставрополь- город креста)

Название города переводится с греческого «ставрос»  это крест, а «поль» - город. И на самом деле крепость имела форму креста. Кроме того, предание гласит, что при основании Ставрополя был найден камень в форме креста, позже он был установлен в городе в качестве первого памятника. 

Воспитатель: 

Малая  родина -  это самое дорогое и родное сердцу место, о котором сложено немало стихов и песен. Это наш замечательный край, где мы выросли и живём. Это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на белом свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче светит. И всё это - наш Ставропольский край.

Сюрпризный момент .   

Вношу необычный цветок:

Посмотрите, какой необычный цветок у нас распустился.  А что в нём необычного?  Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории СК)  Если дети затрудняются можно поднести к карте СК и сравнить)

Сердцевина цветка - это наш СК, а лепестки – богатства края. Сколько лепестков у нашего цветочка (7). Как мы его можем назвать, если у него 7 лепесточков (цветик - семицветик)

Сейчас мы будем «отрывать» по лепестку, и узнавать какие же богатства есть в Ставропольском крае.

Первый лепесток «Природа Ставропольского края»    

Я живу на Ставрополье,

Где степей больших раздолье,

Где громады гор зелёных

Смотрят в небо удивлённо.

Где целебная водица –

Можно всем друзьям напиться.

Я люблю свой край родной.

Он всегда в душе со мной!


Так чем богата природа СК, (лесами, реками, озёрами, горами)

Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Калаус, Кума)

Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)

Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

Кто знает, сколько у нас на Ставрополье гор? (35)

Назовите самую высокую гору в СК? (гора Бештау высота 1400 м.)


Второй лепесток «Сельское хозяйство»

Ребята, что изображено на следующем лепестке? (колос пшеничный) Как вы думаете, почему изображен пшеничный колос?

Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей России, край хлеборобов)

Так чем же богат наш 
край? Правильно, хлебом. Ставрополье не зря называют «Житницей России», хлеборобным краем. Сельское хозяйство является главной отраслью экономики края. Наше зерно отличается высоким качеством. Из него пекут вкусный хлеб.

А здешний хлеб известен всем давно,

Для человека радостен, как праздник

По всей Европе славилось зерно,

Выращенное на Северном Кавказе.

Так написал о нашем хлебе Ставропольский писатель Ген Фатеев.

 

«Хлеб – всему голова»«Нет хлеба, нет и обеда», «Без хлеба сыт не будешь», «Будет день — будет и хлеб».


Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите. 

Д/игра
«Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название культур: семечки, кукуруза, фасоль, горох, рис)

Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)

А  еще наш край называют краем овощеводов и садоводов, почему?

 Выращивают в Ставропольском крае овощи и фрукты  

Третий лепесток «Животноводство»

Каких  домашних  животных разводят на Ставропольской земле? Люди, которые разводят домашний скот, как  называются? (фермерами, животноводами)  Для чего выращивают домашний скот?

Какие животные дают нам шерсть? (овцы)

Ребята, а как еще называют шерсть овцы? (руно)
Само слово «руно» означает шерсть овцы, которая состригается с животного, не нанося ему вреда. По легенде ранее драгоценный металл на Кавказе добывали, опуская овечью шкуру в воду златоносной реки, и крупицы драгоценного металла оседали в длинной шерсти.

Уважаемые родители, как еще называют СК (краем золотого руна)

Четвертый  лепесток  «Знаменитые люди края».


Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы с вами ребята познакомились.


Ребята прочтут стихотворение «Дедушка туман» а написал это стихотворение,  детский писатель  Александр Ефимович Екимцев

Стихотворение «Дедушка Туман»


1.Лес в карман, поля в карман

Спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга,

2.Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

3.За рекою в гору лез,

Потерял поля и лес,

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

4.У высокого кургана,

Где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

Ребята, а кто еще кроме писателей прославил наш СК – художник Гречишкин П. М. Посмотрим на эти замечательные картины.  

А еще наш край прославили знаменитые  спортсмены.

Каких еще Ставропольских  авторов вы знаете? (вопрос к родителям)

Пятый лепесток  «Полезные ископаемые». 

Ребята, что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)

Ребята, посмотрите внимательно на стенд, что вы видите – специальные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые на картах.  Игра «Знаки»  Давайте разберемся, что это за знаки и какую пользу они приносят людям?

А теперь я предлагаю вам с помощью пальчиков рассказать, чем же богата наша земля на Ставрополье.

Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края)

Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль, и железную руду,

И живительный источник - минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Вот  что  прячет Ставропольская земля (разводим руками в стороны).

Шестой лепесток  «Символика СК».

Что является отличительными символами  любого государства?
Игра: «Собери пазлы» (дети собирают герб, флаг СК и герб, флаг города Ставрополя)

Рассмотрим наш герб СК.

Уважаемые родители как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

Ребята, что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)

Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь - краевой центр)

Седьмой лепесток  «Многонациональный край»

Ребята, наш Ставропольский  край  очень многонациональный край. Что значить многонациональный….

Ребенок:

                   Край наш Ставропольский

                   Сказочный дом

                   Всем нам уютно и радостно в нем.

                   Все в нашем доме мы делаем вместе

                   -Сказки читаем, поем одни песни,

                  Любим лепить, рисовать и играть,

                   Музыку слушать и танцевать!

  В нашем Ставропольском крае дружной семьей живут рядом  кто - русские, украинцы, даргинцы, армяне, греки, черкесы, ингуши и другие кавказские народы.

Национальность есть у каждого из нас с момента  рождения. Мы разные и в чем-то похожие. Уважаем обычаи и традиции друг друга, готовим различные национальные блюда, слушаем музыку разных национальностей, увлекаемся звучанием народных инструментов, любуемся национальными костюмами. И конечно мы слушаем и  слышим чужую речь и учим других своему языку.

Предлагаю поиграть в игру «Кто на каком языке разговаривает»

Русские разговаривают, на каком языке – на русском, армяне – на армянском, чечены – на чеченском, черкесы на черкесском.

Но на каком бы языке мы все не разговаривали  всех нас, людей проживающих на СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи – это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение.

Как встречали на Руси  гостей? (хлебом, солью, низким поклоном).

Почему именно с солью встречали гостей? (соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)

Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай) 

Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям.

Заключительная часть

Мы рассмотрели все лучики-богатства СК.  Прикрепим их обратно к центру и ещё раз вспомним, чем же славен и богат наш Ставропольский край.

Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о СК - запомните и сохраните в своих сердцах.

Читают стих:


Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых 

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

Идёт музыкальный фон

СК - удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше. И кто хочет узнать еще больше о родном крае возьмите по флажку.

За ваши старания и знания мы награждаю вас вот такими памятными медальонами  (награждают  и раздают сладкое угощение).

 Вопросы к занятию для родителей!

1.   Основные реки Ставрополья.
Какие озёра Ставрополья  Вы знаете.
Сколько всего у нас на Ставрополье гор?
Назовите самую высокую гору в СК?

2. Найти и выучить пословицы про хлеб.

3. Каких  Ставропольских  писателей, художников, спортсменов  Вы знаете?

4. Уважаемые родители, как Вы считаете, почему в верхней части щита на гербе Ставропольского края изображена крепость?

Почему всю композицию венчает двуглавый орёл?
Что означает белый крест на флаге Ставропольского края?

Вопросы к занятию для родителей!

1.   Основные реки Ставрополья.
Какие озёра Ставрополья  Вы знаете.
Сколько всего у нас на Ставрополье гор?
Назовите самую высокую гору в СК?

2. Найти и выучить пословицы про хлеб.

3. Каких  Ставропольских  писателей, художников, спортсменов  Вы знаете?

4. Уважаемые родители, как Вы считаете, почему в верхней части щита на гербе Ставропольского края изображена крепость?

Почему всю композицию венчает двуглавый орёл?
Что означает белый крест на флаге Ставропольского края?

Вопросы к занятию для родителей!

1.   Основные реки Ставрополья.
Какие озёра Ставрополья  Вы знаете.
Сколько всего у нас на Ставрополье гор?
Назовите самую высокую гору в СК?

2. Найти и выучить пословицы про хлеб.

3. Каких  Ставропольских  писателей, художников, спортсменов  Вы знаете?

4. Уважаемые родители, как Вы считаете, почему в верхней части щита на гербе Ставропольского края изображена крепость?

Почему всю композицию венчает двуглавый орёл?
Что означает белый крест на флаге Ставропольского края?

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности чтение художественной литературы «Беседа «Легенды о Ставропольском крае» в старшей - подготовительной группе.

Материал предназначен для реализации регионального компонента рабочей программы воспитателя старших групп....

Конспект интеллектуальной квест- игры «Путешествие по Донскому краю» (старшая группа)

АктуальностьЧто такое «квест», актуальность и особенности проведения с детьмиОгромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она являет...

Отчет о проведении игры – путешествия «Клёпа - нарушитель ПДД» в старшей группе компенсирующей направленности.

Формирование представления дошкольников о правилах безопасного поведения  на улицах и дорогах города зимой....

«Сценарий Квест-игры «Путешествие по родному краю» для детей старшей группы

Номинация: «Лучшая методическая разработка занятия педагога дошкольной образовательной организации"....

Конспект игры-путешествия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие с Эколятами по родному краю"

Цель: Создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Конспект квест – игры «Путешествие по родному краю» старшая группа.

Цель: расширение представлений детей о родном крае....