Проект "Мой край родной -Топки!"
проект (старшая группа) на тему

Любой край неповторим в своих людях и их труде, природе, замечательном народном творчестве, поэтому важно показать эту особенность. Это позволит сформировать представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, культурой, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Воспитывая у детей интерес и любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, что много есть еще других областей, краев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:


Проект «Мой край родной-Топки!»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: Краткосрочный

Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников о родном городе.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению традиций и обычаев, воспитание уважения к родному городу.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к родному городу, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к родному городу.

Цель проекта: создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному городу через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Задачи: 

1. Расширить представления детей о родном городе, его культуре, истории и современности.

2. Развить любознательность и интерес к изучению родного города.

3. Развить и обогатить речь дошкольников, эрудицию и интеллект.

4. Организовать работу с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями города, историей и культурой родного города, его природой.

5. Воспитать гражданина, любящего и знающего свой родной город и уважающего граждан города Топки.

6. Обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Концептуальные позиции проекта

• принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач;

• принцип развивающего обучения;

• принцип интеграции образовательных областей;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.

Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Ожидаемые результаты

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия;
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно-подготовительный. 

  • осуществление и определение теоретических основ проблемы, изучение и анализ научно-практической и методической литературы;
  • определение цели, задач и основных направлений реализации проекта;
  • составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта;
  • проведение анкетирования с родителями;
  • разработка информационно-методического, наглядного материала проекта.

2 этап – основной, практический.

  • Непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями;
  • Отслеживание промежуточных результатов работы по проекту. 

Цикл мероприятий с детьми

- Занятия: «Родной край - Топки», «Природа родного края», «История улиц – история города».

- Просмотр и обсуждение презентаций: «Природа родного края», «Город Топки до и после».

- Конкурс чтецов «С чего начинается Родина».

- Фотовыставки: «Мир природы», «Любимый уголок родного города».

- Викторины: «Знаешь ли ты свой край родной», «Колесо истории»; «Топки – город мой родной», «Знатоки природы Топок», «Родной край люби и знай».

- Дидактические игры: «Животные Топок», «Найди животного (птицу, дерево) нашего края», «С какого дерева лист», «Пазлы».

- Словесные игры: «Кто лишний», «Назови друзей леса», «Когда это бывает», «Я начну, а ты продолжи»; «Расскажи – мы отгадаем», «Лови, не зевай, быстро улицу называй», «Раньше и сейчас».

- Беседы: «Кедр и его друзья», «Знаменитые люди Топок».

- Экологические акции: «Посади дерево», «Первоцвет», «Покормите птиц зимой».

- Экскурсия в краеведческий музей города Топки. Знакомство с экспонатами, предметами быта русского, шорского народа.

- Рисование: «Улицы моего города», «Животные и птицы родного края», «Дворик моего детства».

- Лепка: «Животные родного края», «Птицы родного края».

- Аппликация: «Герб родного города».

- Конструирование: «Улица нашего города», «Город будущего».

- Изготовление из цветной гофрированной бумаги подснежника.

- беседа «Город, в котором я живу»; (символика: герб города, названия улиц и площадей):

- рассказ воспитателя о народных промыслах;

- экскурсия в детскую библиотеку;

- заучивание стихов о родном городе;

- заучивание пословиц и поговорок о Родине;

- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);

- чтение познавательной литературы;

- речевые игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Где эта улица, где этот дом?», «Разгадай ребус», «Придумай сказку» и др.;

- рисование «Памятники боевой славы», «Мой детский сад»; «Дома на нашей улице»;

- подвижные игры: «Вокруг домика», «Рыбаки и рыбки», «Золотые ворота», «Тише едешь – дальше будешь».

- Рассматривание фотографий и слайдов города Топок.

- Слушание стихотворений о городе Топок.

- Составление описательных и творческих рассказов: «Животные и птицы родного края», «Мой город», «Любимые места родного города», «Будущее моего края».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, города Топок.

- Рассказы воспитателя: об истории города Топки; знаменитых людях города и родного края; достопримечательностях города и родного края; основных профессиях города и края.

Цикл мероприятий с родителями

•        анкетирование родителей «Моя малая Родина»;

•        консультации: «Познакомьте ребенка с родным городом»;

•        оформление буклета «Мой любимый город»;

•         привлечение родителей к оформлению мини - музея «Мой край родной – Топки!»;

•        выпуск фотогазеты «Мы - будущие Топкинцы».

3 этап – заключительный.

1. Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта).

2. Презентация результатов проектной деятельности:

  • мини – музей «Мой край родной - Топки»;
  • фотовыставка «Любимый уголок родного города»;
  • выставка детских рисунков «Красота природы родного города», «Дворик моего детства»

Ожидаемые и конечные результаты проекта

  • Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города;
  • расширение представлений детей о разнообразии природы родного города;
  • повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры родного города;
  • проведение развлечений, выставок, праздников о Малой Родине;
  • разработка памяток, буклетов для родителей.

В работе используем следующие методы и приёмы:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения.
  • элементарный анализ.
  • метод моделирования и конструирования.
  • метод проектной деятельности.
  • метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

Формы работы

с детьми:

- Беседы;

- Организационная образовательная деятельность;

- Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

- Выставки детских работ по проекту «Мой край родной - Топки» в ДОУ;

- Заучивание стихов, пословиц, поговорок про свой город;

- Творческая речевая деятельность;

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Мой край родной - Топки»;

- Сочинение рассказов и сказок о родном крае;

с родителями.

- Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

- Анкетирование;

- Фотоконкурсы.

Формы и методы реализации проекта

1. Познавательные беседы:

  • «История моего города»
  • «По улицам города»
  • «Предприятия родного города» 

2. Творческие рассказы:

  • «Город, в котором я живу»
  • «Я хозяин города»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи о городе.

4. Социальное развитие

  • Встречи с почетными людьми города
  • Экскурсии по родному городу
  • Экскурсии на спорт-базу «Лесная»
  • Экскурсия в городскую библиотеку
  • Экскурсии в Топкинский исторический музей

5. Художественно-эстетическое развитие

- Рисование: «Улицы родного города», «Животные и птицы родного города», «Люблю тебя – мой край родной!».

- Лепка: «Животные родного города», «Птицы родного города».

- Аппликация: «Герб родного города».

- Конструирование: «Улица нашего города», «Город будущего».

- Изготовление из цветной гофрированной бумаги подснежника.

6. Рассматривание фотографий и слайдов флага, герба Кемеровской области и города Топки

7. Рассказы воспитателя: об истории города Топки и Кемеровской области; знаменитых людях города и родного края; достопримечательностях города; основных профессиях города и края.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: «С чего начинается Родина?»

Проблемные вопросы:

1.Почему наш город называется Топки?

2.Что вы можете рассказать о зданиях нашего города?

3.Что можете рассказать о памятных местах нашего города?

4.Страницы истории г. Топки.

5.Почему наш город мы называем малой Родиной?

6.Символика нашего города.

7.Знаменитые люди нашего города.

8.Какие предприятия работали в нашем городе?

9.Культурные места нашего города.

Мероприятия

  • Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего города;
  • Подбор фотографий, литературных произведений о Топках.
  •  Работа с различными информационными источниками.
  •  Посещение Топкинского исторического музея.
  •  Просмотр презентации «Моя малая Родина»

Заключение

Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления о родном крае и городе Топок, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и активного использования метода проекта у детей и родителей значительно расширились представления об истории, культуре, природе родного края.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации о родном городе. Родители вместе с детьми собрали и изготовили экспонаты для мини-музея.

Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, обсуждать, делиться полученными сведениями друг с другом и родителями. Стали чаще обращаться за помощью к взрослым при ознакомлении с данной темой, охотно рассказывать о том, что нового и интересного он узнал в детском саду и дома.

У родителей появилась заинтересованность повысить свой уровень знаний о родном крае и передать их своим детям.

Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Мой край родной – Топки!» и способствовала достижению цели проекта.

Приобщая ребенка к истории, культуре родного края мы формируем гордость за свой родной край, помогаем почувствовать себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет любить свой родной край – Топки, так как яркие впечатления о родном городе, ее природе, истории, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....