Роль игры в развитии познавательного интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Шмакова Ирина Евгеньевна

Представлен материал из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_peterburgovedenii.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль игры в развитии  познавательного интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников».

Из опыта работы

                                     Воспитатель: Шмакова Ирина Евгеньевна

ГБДОУ№14Василеостровского р-на СПб

Обращаясь к теме: «Люби и знай свой город», мы знакомим детей с историей города, его достопримечательностями, выдающимися людьми, которые смогли украсить город Петра неповторимой архитектурой и скульптурой, садами и парками. Наш город, его исторический центр - это один большой памятник под открытым небом. И чем раньше человек начнёт знакомиться с историей и культурой этого уникального города, тем богаче и интересней будет его общение с ним в будущем. Любовь и заботу о городе, гордость называться петербуржцем, надо воспитывать с самого детства. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Это часть гражданского и патриотического воспитания, которое всегда было актуально и необходимо.

Как сделать так, чтобы тема знакомства с городом была интересна детям? Конечно, игровой путь в этом направлении самый успешный. Любой познавательный интерес у дошкольников, а в данном случае познавательный интерес к истории города – это стремление узнать что-то новое о людях, живших много лет назад, укладе их жизни, постройках того времени. Игрушка - кот Василий и он же персонаж книги В. К. Дмитриева «Моя первая книга о городе» становится участником наших совместных игр. Игры  - путешествия с котом Василием требуют определенной предварительной работы: это рассматривание открыток с видами города, иллюстраций в детских книгах о городе, чтение этих книг, заучивание стихов и загадок о городе. От лица кота Василия поступает предложение отправиться в путешествие по городу, например в Эрмитаж, где он может увидеться с эрмитажными котами, а дети увидят рыцарей в доспехах. Игру – путешествие кот Василий рекламирует, используя алгоритм ( куда? на чём? что увидим? что необходимо взять с собой? чем закончится путешествие?). А затем всё зависит от того насколько воспитатель с котом Василием смогут увлечь детей этой темой. Темы игр – путешествий воспитатель продумывает заранее и детально, это могут быть: « Петропавловская крепость», « Летний сад», « Стрелка Васильевского острова», « В гостях у сфинксов» и т.д. Кроме игр – путешествий кот Василий играет с детьми в словесные дидактические игры. Они в полном объёме представлены в книге З. А. Серовой « Знаешь ли ты Санкт- Петербург?». Я использую оттуда игры: « Какой - какая?»- с набором открыток, « Закончи предложение»- с мячом и набором открыток, «Продолжи название», «Петербургские рифмы», «Самое- самое» - старый сад города, широкий мост и т.д.. Эти игры развивают у детейинтерес к родному городу, помогают овладевать речевыми средствами общения, развивают творческие способности в процессе коммуникативной деятельности, способствуют доброжелательному общению. Другой вариант игр из того же источника – это игры по типу лото, домино: «Петербургское лото», домино «Петербург», «Узнай картинку по её части», «Найди лишнюю картинку», «Петербургская азбука». Большой интерес вызывает у детей игра «Чёрный ящик». В пустую коробку складываются карточки с изображением различных предметов или реальные предметы, а дети отгадывают к какому месту нашего города они имеют отношение. Например: игрушки –заяц, пушка, картинка с изображением кирпичной стены. Дети отгадывают, что это – Петропавловская крепость. В дальнейшем дети и сами подбирают свой набор предметов и предлагают своим товарищам разгадать загадку.

С интересом они собирают пазлы с изображением достопримечательностей города «Исаакиевский собор», «Казанский собор», «Крейсер Аврора», «Медный всадник» и другие. Эти игры развивают память, мышление, внимание; доставляют радость от узнавания известных памятников, своего умения собрать картинку. Как вариант предлагаются детям игры с палочками Кюизенера, чтобы построить красивые здания Санкт-Петербурга (плоскостные изображения на листе). Закрепляются архитектурные термины: башня, балкон, колонны, шпиль, фонарь. Из деревянного конструктора дети собирают объёмные изображения зданий нашего города с куполами, арками.

Все игры, представленные здесь, позволяют не только закреплять ранее полученные знания о городе, они будут отправной точкой в возможности общаться с нашим прекрасным городом в дальнейшем, ориентироваться в нём. Как продолжение, это будут и семейные экскурсии по городу, и походы в музей, и просто прогулки к любимым уголкам нашего замечательного города Санкт-Петербурга.                                                                                                                                        

Используемая литература:

  1. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе. СПб: Корона принт, 2012.
  2. Феофанова О., Гурко Ю. Прогулки по детскому Петербургу. СПб: Питер, 2013.
  3. Рапопорт А.Д. Санкт-Петербург. Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей. СПб: Издательство «Фордевинд», 2012.
  4. Серова З.А. Знаешь ли ты Санкт-Петербург? (методическое пособие)СПб: Издательский Дом «МиМ», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитани...

Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр ...