План-конспект занятия по национально-региональному компоненту "В гостях у Бабушки - Загадушки"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Ротанова Надежда Николаевна

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.

    Задачи:

    Образовательные:

- закрепить у детей понятие обращения к ним на эрзянском языке, добиваться правильного произношения всех слов;

- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;

- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;

- закрепить у детей названия эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;

- активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.

Развивающие:                                    

- развивать разговорную речь детей на эрзянском языке;

- развивать внимание, память, умение соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке, прививать интерес к изучению языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.

    Задачи:

    Образовательные:

- закрепить у детей понятие обращения к ним на эрзянском языке, добиваться правильного произношения всех слов;

- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;

- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;

- закрепить у детей названия эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;

- активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.

Развивающие:        

- развивать разговорную речь детей на эрзянском языке;

- развивать внимание, память, умение соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке, прививать интерес к изучению языка.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.

     Методические приемы: беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.

     Материал к занятию: домик, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза), картинки с изображением животных (пазлы).

Ход занятия:

(Дети сидят на скамейке. Из домика выходит Бабушка – воспитатель).

Бабушка: - Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте, дети!) Здравствуйте, уважаемые гости!

- Знаете, кто я? Я – Бабушка. Люблю приходить в гости к детям, играть с ними и загадывать загадки.

- Дети, а кто мне скажет, в какой республике мы живем? – спрашивает Бабушка.

Дети: - В Мордовии.

Бабушка: - А кто из вас знает столицу Мордовии? Правильно, это город Саранск.

Дети, посмотрите какое красивое платье на мне. Платье по-мордовски – панар. Давайте все вместе назовем это слово и запомним.

Какие цвета использованы в костюме-платье? (Ответы детей). Правильно ребята, это красный – якстере, черный – раужо, белый – ошо, синий – сэнь цвета.

В украшении мордовского костюма используется тесьма, лента, кружево, бисер.

Я ждала внучат, а теперь убедилась, что вы мои внуки. Приглашаю я вас в гости. Дети, а вы любите отгадывать загадки (Ответы детей). А в корзиночке моей отгадки прячутся. Как только загадку отгадаете правильно и по-мордовски назовете, то появится отгадка из моей корзиночки.

А вы должны быть очень внимательны.

- Что это? (показываю на домик). Ответы детей (домик – кудо). Я живу в этом домике.

Загадываю загадки.

  1. У порога плачет

     Коготки прячет,

     Тихо в комнату войдет,

     Замурлычет, запоет.  

- Кто это? (кошка). Как по-мордовски? (псака).

2. Вместо хвостика – крючок,

    Вместо носа – пятачок,

    Пятачок дырявый,

    А крючок – вертлявый.

- А это кто? (свинья). А по-мордовски – туво.

3. С хозяином дружит,

    Дом сторожит.

Что-то не выходит, давайте назовем по-мордовски – киска).

4. Среди двора

    Стоит копна,

    Спереди вилы,

    Сзади метла.

- Кто это? (корова – скал).

5. С бородой родится –

    Никто не дивится? (коза – сея).

6. По горам, по долам

    Ходит шуба, да кафтан. (овца – реве).

7. Не пахарь, не столяр

    Не кузнец, не плотник,

    А первый на селе работник.

- Кто это? (лошадь – лишме).

(Всех животных после отгадки ставлю перед домиком).

Бабушка: - Все загадки отгадали и по-мордовски назвали, я вам очень рада. О ком загадки? (Ответы детей – о домашних животных). Где живут? (В деревне, у бабушки).

Правильно, внучатки, они домашние животные, потому что живут рядом с человеком.

Мы с вами детки. У животных тоже детки. Как мы назовем? (показываю иллюстрации). У коровы – теленок, у козы – козленок, у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

- А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Игра называется «Цёра и тейтернеть» (мальчик и девочки). Мальчик будет водящий. Девочки говорят по-мордовски.

- Девочки:   Минь киштянок

                     Минь киштянок (пляшут)

                     Пильгсэ, пильгсэ топатяно (топают ногой)

                     Кавто, колмо, ниле – так (хлопают)

                     Минек бойкасто кундак. (Девочки убегают, мальчик их ловит).

Бабушка: - Дети,  на столе разные картинки

  А картинки не простые,

  Все картинки – разрезные.

  Мы картинки соберем

  И животных найдем.

Игра «Собери картинку».

(Изображение животных, разрезанное на четыре части). Дети собирают, а Бабушка помогает индивидуально.

(Подводят итог игры).

Бабушка: - Ребята, картинки каких животных мы собрали? (свинья, лошадь, коза, кошка, собака, корова, овца).

- Правильно, ребята! Все эти животные живут у меня в деревне.

- Мордовский народ очень гостеприимный. Сейчас я вас угощу мордовским кушаньем – пирожками и чаем. А чай я приготовила по старинным мордовским рецептам, заварила травами. Такой чай не только душистый, но и очень полезный.

- Дети, вы знаете травы, которыми можно заваривать чай? (ответы детей: липа, мята, зверобой, душица, мелисса). (Показываю). Все эти травы растут на мордовской земле. Ну а теперь я вас, внучатки, приглашаю к столу. (Угощаю пирожками и чаем).

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие в старшей группе "В гостях у бабушки Загадушки"

Музыкальное доминантное занятие по пению "В гостях у бабушки Загадушки" с использованием различных методов и приемов обучения детей пению....

Конспект занятия по развитию речи «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ-ЗАГАДУШКИ»

Программное содержание:■ Закрепить знания детей о загадках, вспомнить загадки о предме­тах народного быта.■ Продолжать учить детей использовать в речи знакомые загадки, пословицы и поговорки «к месту»...

План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «В гостях у Песочной Феи» в средней группе.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательнос...

Конспект занятия в старшей группе "В гости к Бабушке-Загадушке"

Конспект занятия по познавательному развитию....

План-конспект познавательного занятия в младшей группе "В гости к Ёжику"

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы формируем восприятие цвета и величины предметов, учим формировать прдеметы по одному из при...

конспект занятия по познавательному развитию "В гости к бабушке - загадушке"

Занятие по познавательному развитию для детей второй младшей группы.  Обогащение активного словаря детей,  посредством ознакомления с домашними животными....

План-конспект по ФЭМП в старшей группе «В гостях у бабушки»

План-конспектпо ФЭМП  в старшей группе «В гостях у бабушки»Цель: - знакомство с нулемЗадачи:- упражнять в счете в пределах пяти;- формировать умение различать количественный и по...