Проект "Во саду ли, в огороде - лен"
проект (старшая группа) на тему

Фотиева Елена Викторовна

МБДОУ детский сад №11 г. Вязьмы, Смоленской области,

                                     ул. Ямская д.41 «А»

 

 

                                Проект « Лен»

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель группы «Звездочка» Фотиева Е.В.

                                                                 Весна – лето 2018 год

 

 

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Во саду-ли, в огороде…».

Вид: долгосрочный, тип – групповой, познавательный.

Актуальность: у детей недостаточно знаний о росте технических растений (льне), о фазах роста, о том, как убирают и обрабатывают лен, беден словарный запас.

Цель проекта:  формирование у детей представлений о росте льна, стремление ухаживать за ростками, о том, как получают нить из вызревшего льна. Способствовать развитию речи детей на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, активизация словаря по теме.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей о льне как технической культуре.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

3. Обогащать, уточнять и активировать словарь детей по теме.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе родного края.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

 Длительность проекта: с апреля по сентябрь.

Ожидаемый результат:

1.Дети  знают и распознают лен среди других растений.

2.Имеют простейшие представления о том, как растет лен, этапах его зрелости, способе уборки, связывания в сноп, получения нити.

 

3.Знают, что получается изо льна (ткань, одежда, постельное белье, полотенца; льняное масло).

 

4.Составляют последовательный рассказ о росте льна по серии фотографий.

 

5.Умеют «добывать» нить.

 

6.Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь по теме: «Во саду-ли, в огороде».

 

Существительные: земля, тяпка, семена, вода, лейка, сорняки, цветы, стебель, листья, соломка, нить, сноп, всходы.

 

Глаголы: сеять, рыхлить, поливать, полоть, теребить, связывать, срезать, шелушить, собирать колышутся, тянутся, качаются.

 

Прилагательные: зеленая, тонкий, узкие, голубые, мелкие, блестящие, твердая, толстая, высокий, соцветия.

 

 

Этапы реализации: подготовительный

                                  основной

                                  заключительный

 

Подготовительный этап

  •  Подготовка почвы для посадки.
  • Посев семян

                                                         Основной этап.

  • Наблюдения
  • Уход
  • Фотосъемка

                                                                    Заключительный этап

  • Сбор семян
  • Связывание в снопы льна
  • Фотоотчет

                               Реализация проекта.

Лён в русском фольклоре занимает особое место.

                     Пословицы о льне.

Лён – доходная культура, это деньги и натура.

Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится.

У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.

Чем ленок дольше, тем доход больше.

Мни лён доле, волокна буде боле.

Если лён хорош, хвалить надо руки.

Будет лён, так будешь и силен.

 

Лён вымотает – лён и озолотит.

Лён не родится — и мочало пригодится.

 

Про лён говорили, что его "на престол с царем садили", а крестьяне молвили – "Кто посеет лён – пожнет золото".

«Лен любит поклон»  

ПРИМЕТЫ:

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Длинные капельники — долгий лен.

Земля при запашке коренится — лен будет волокнистым.

Белье (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Информация для родителей.

 

 

Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачастую доход семьи зависел от урожая этой культуры, поэтому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.      

 

                                            Святая мученица Параскева Пятница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.

 

 

 

До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Во саду ли, в огороде" часть 1 "Плодово-ягодные деревья"

Презентация по окружающему миру. Ознакомление детей с плодово-ягодными деревьями....

"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"

Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".

1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Сценарий летнего праздника на улице для всех групп детского сада "Во саду ли в огороде"

Сценарий рекомендуется для маленьких и деток старшего возраста....

Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»

Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...