ПРОЕКТ «МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему

Велисевич Инна Валерьевна

Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_rodina_-_kuzbass_3.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МОЯ  РОДИНА – КУЗБАСС!»

для детей старшего дошкольного возраста

Описание: https://images.aif.ru/007/663/23a2efe01da7ff29c0df266ba6317194.jpg

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Цель и задачи проекта………………………………………………………….4

Этапы проведения проекта…………………………………………………….5

Предполагаемый результат……………………………………………………6

Материально-технические ресурсы…………………………………………...7

Этапы реализации проекта………………………………………………..……8

 Список литературы…………….……………………………………………….11

Приложение 1

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по формированию чувства сопричастности к своему краю.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Виду того, что произошли существенные изменения в развитии системы образования - это  способствовало обновлению содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля, 19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том, что «национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края, родного села;
  • у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного села;
  • 60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина -  Кузбасс!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи проекта

  • Дать знания детям о родном посёлке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
  • Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Образовательные области

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое  развитие;
  • Физическое развитие.

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации:  (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).

Основной раздел программы: Познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

 

Этапы проведения проекта

I. Информационно-накопительный:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
  • обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

  • Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс!».
  • Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”,  «Птицы Кемеровской области».
  • Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».
  • Оформление дидактических игр по краеведению: 
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
  • Акция  «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).
  • Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».
  • Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.
  • Разучивание стихов, песен о Кузбассе.
  • Оформление музыкального уголка в русских традициях.
  • Изготовление макета Беловской ГРЭС.

III. Презентационно - завершающий

  • Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс!».
  • Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок»: рисунки, макет, стенгазета.

IV. Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях,  других видах деятельности.

Методы проекта:

  • наблюдение;
  • совместные игры;
  • анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей «Наш родной поселок»;
  • познавательные НОД;
  • беседы, экскурсии, целевые прогулки.

Предполагаемый результат:

  • умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
  • освоение доступных знаний об истории родного края;
  • приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект реализуется в рамках МБДОУ детский сад № 51 «Ёлочка» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности;  деятельности детей и родителей.

                                                                   

 Материально-технические ресурсы,

необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы;
  • подбор произведений русского народного творчества;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  • подготовка разного вида бросового материала;
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
  • выставки книг, рисунков, поделок;
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).

         


 Этапы реализации проекта

Тема

Цель

Вид, результат деятельности

ОКТЯБРЬ

«Государственная символика родного края»

Формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей  к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают,  раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю.

Разучивание стихотворений о родном крае.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с общественными зданиями пгт. Инской, их назначением расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей; воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте и чистоте.

Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки -  малышки.

НОЯБРЬ

Конкурс рисунков.

«Достопримечательности родного села»   целевая прогулка  к памятнику В.И.Ленина

Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками поселка.

 Ситуативная беседа.

«Предприятия родного края»

Расширять знания о предприятиях края, изготавливаемой продукции.

 Конкурс рисунков.

ДЕКАБРЬ

Экскурсия «Путешествие по поселку»

Познакомить детей со своей малой родиной, улицами поселка Инской, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок.

Изготовление макета

«Детский сад»

«Русская изба»

Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности  старого  и современного быта.  

Дидактическая игра «В русской избе» Оформление музыкального уголка в русских традициях

ЯНВАРЬ

Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса»

Формировать у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства.

Беседа «Кемерово – столица Кузбасса»

Игра-путешествие

Моя Родина -  Кузбасс!»

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Конкурс рисунков  «Мы в крае Кузнецком живем».

ФЕВРАЛЬ

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.

МАРТ

«Флора и фауна Кемеровской области»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края.

Лепка «Животные и птицы Кемеровской области

Акция: «Сделаем наш край чище»

 Наглядно показать, что у ненужных вещей есть вторая жизнь. Научить детей делать интересные поделки из бросового материала приобщая к экологическому воспитанию.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

АПРЕЛЬ

«Птицы Кемеровской области»

Формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома.

Д/игра «Собери картинку».

Игра – соревнование

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного поселка.

Две команды: Кто больше назовет отличий тот и победитель.

МАЙ

Итоговое родительское собрание. Круглый стол

«Родной свой край люби и знай».

Выявление усвоенных знаний родителями.

Викторина для родителей

«Наш край».

Список литературы

1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 

2. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»                                            

4. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

5. М.А. Всильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»                                                         

6. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

7. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

8.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.

11. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

12. Материалы из Интернет.

Приложение 1

Анкета для детей «Что ты знаешь о своем поселке?»

1. Как называется наша страна?

2. Как называется поселок, в котором ты живешь?

3. Кто основал наш город?

4. Сколько городу лет?

5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется улица,  на которой ты живешь? Почему она так называется?

7. Памятники  каким знаменитым людям ты знаешь у нас в поселке, городе?

8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Анкета для родителей «Наш родной поселок»

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к истории нашего поселка?

2. Как проявляется этот интерес?

3.Что больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, и т.д.)?

4. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?

Приложение 2

Сюжетно – ролевая игра: «Разрез»

Цель:  Продолжать расширять знания детей  о предприятиях поселка, работниках разреза.  Помочь  детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли

Ролевые действия

Ролевые диалоги

Создание условий для игровой деятельности

Сюжетные линии

Связь игры с разделами программы

Окружающий мир

Ручтруд

Начальник

Выдает наряд на выполнение работ

Сегодня необходимо выдать 5 тон  угля на угольный склад

Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая

Подписывание разных документов, путевок

Беседа «Наш угольный край»

Апплика-ция «Грузовая машина с углем»

Мастер

Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего

Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы

 

Необходимые атрибуты: путевка, каска белая

Помогает рабочим

Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»

 

Водители

Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки

Перевозит груз, ведёт машину.

Работники общаются между собой во время обеда и по рации

Необходимые атрибуты: путевка,

инструменты  аптечка, каска

Ремонтируют свои белазы

 Изготовление

Макета «Разрез»

Машинист бульдозера

Управляет бульдозером, сгребает в кучу уголь, на угольном складе

Экскаваторщик

Управляет экскаватором, добывает уголь нагружает уголь в кузов.

Работники общаются между собой во время обеда и по рации

Необходимые атрибуты, экскаватор «уголь»

Бензоправщикк

Заливает в машину бензин,  

Устанавливает очередь.

- Сколько литров  бензина вам нужно залить?

Бензоправка, касса, чеки

Заказывает бензин,

Диспетчер

Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут. Посылает контролёров узнать все ли в порядке

 Внимание белаз номер 8, отправляется за углем, бульдозер №10 отправляется на угольный склад

Рупор, необходимые атрибуты.

Медсестра

Осматривает работников, выдает пропуски водителям,

Проходите пожалуйста, возьмите  ваш пропуск.

- Что у вас случилось?

Медицинский кабинет, необходимые атрибуты

оказывает первую медицинскую помощь

Сюжетно – ролевая игра: «Шахта»

Цель:  Продолжать расширять знания детей  о предприятиях поселка, работниках шахты.  Помочь  детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли

Ролевые действия

Ролевые диалоги

Создание условий для игровой деятельности

Сюжетные линии

Связь игры с разделами программы

Окружающий мир

Ручной труд

Начальник

Выдает наряд на выполнение работ

Сегодня необходимо добыть 2 тонны угля

Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая

Подписывание разных документов, путевок

Беседа «Мы в крае Кузнецком живем».

Аппликация «Мой папа шахтер»

Мастер

Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего

Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы

Возьмите пожалуйста ваш фонарь и самоспасатель

Общаются между собой

Необходимые атрибуты: путевка, каска белая

Помогает рабочим

Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»

 Изготовление

Макета «Шахты»

Лампов-щица

Отмечает спуск подъем рабочего с шахты

Кабинет в котором находятся самоспасатели и фонари

Уборку в своем кабинета, заряжает фонари.

Рабочие

Выполняют работу по наряду начальника

Необходимые атрибуты, каска, роба, рабочие инструменты

Медсестра

Осматривает работников, выдает пропуски на спуск в шахту

Проходите пожалуйста, возьмите  ваш пропуск.

- Что у вас случилось?

Медицинский кабинет, медикаменты, медицинское оборудование  

оказывает первую медицинскую помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасные дороги детям»

Паспорт проекта по ОБЖдля детей старшего дошкольного возраста«Безопасные дороги детям»  Разработала: Белкина Марина Александровна воспитатель группы №2,первая категория...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"

Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Моя Родина – Кузбасс» (для детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формировани...