Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе  «Ханты и манси – жители Югры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hanty.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Тихонова Алена Петровна,

МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка», г. Нефтеюганск,

воспитатель

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе  «Ханты и манси – жители Югры»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,  познавательное, речевое, физическое  развитие.                                                                                                    

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.    

                                                                                                                                                  Цель: формирование начальных представлений  детей о коренных жителях Югры – ханты и манси.

Задачи:

 - развивать  познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси;                                                                                               - продолжать знакомить детей с  бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;                                                                                                                                                            - закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая;                                                                                                                                                                                                   - познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами;                                                                                                                             - учить детей объяснять значение некоторых слов;                                                                                                                                        - расширять представления о родном округе ХМАО-Югре;    

- познакомить с новым природным явлением – северным сиянием;                                    

- воспитывать уважение к  коренным народам Севера.  

Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация; наглядный   презентация; словесный – беседа, вопросы к детям, словесная игра, объяснение, рассказ детей, воспитателя, поощрение, рефлексия; практический – подвижные игры, работа с системным оператором (ТРИЗ);  работа в парах и тройках.

 

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Ханты и манси – жители Югры»; листы бумаги с   пустыми системными операторами по теме;  карточки со словами: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент; бубен.

Предварительная работа: беседа о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера; рассматривание иллюстраций ханты и манси; работа с системным оператором (ТРИЗ).

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня снова обращается Незнайка (Слайд с изображением Незнайки). В школе ему задали написать сочинение, рассказ о коренных жителях нашего округа. Незнайка, как всегда, ничего не знает. А завтра ему нужно сдать сочинение, что делать?

Дети: Помочь Незнайке.

Воспитатель: - Вы хотите помочь Незнайке?  А вы сможете? Как мы можем ему помочь?

Дети: - Рассказать о ханты и манси.

 Воспитатель: - Кто хочет рассказать? (Рассказы детей) Всё ли вы смогли рассказать Незнайке, сможет он теперь составить рассказ?

Дети: -  Нет.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Мы сами не всё знаем.

Воспитатель: - А где мы можем узнать?

Дети: - В компьютере, из фильма, в книге, в музее, в путешествии.

Воспитатель: - Приглашаю вас в путешествие по нашему краю. (Слайд с изображение Ханты-Мансийского округа) Как называется наш округ?

Дети: - Ханты-Мансийский округ.

Воспитатель: - А ещё наш край называется — Югра, Югорский край.   В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он красивый. Чем богат наш край?

Дети перечисляют природные богатства нашего края 

Воспитатель: - Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом.  А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края?

 (Ответы детей)

Воспитатель: - Коренными жителями являются народы ханты и манси.

Основные занятия хантов – оленеводство, рыболовство и охота.

Воспитатель: - Как называются поселения хантов? (Ответы детей)           

Воспитатель: Поселение хантов называется стойбище. (Слайд  с изображением стойбища) Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси?

Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума)

Воспитатель: - Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей). Хотите, расскажу?  Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

                                     Подвижная игра «Чум»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси?  (Ответы детей)

Воспитатель: - Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей -  малицу, на ноги одевают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платки. Почему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы?                                                                                                                      Дети: - Потому, что зимой у нас очень  холодно, ведь мы живём на Севере.

Воспитатель: - Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. На каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент?

Дети: - Это узор для одежды.

Воспитатель: - Все  элементы орнамента имеют свои названия - оленьи рога, заячьи уши, собачья лапа, ветви березы. Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент? (Слайд с изображением орнамента ханты и манси)

(Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны. Молодцы ребята, вы были очень внимательны.

Хотите поиграть в слова?

                                   Словесная игра «Объясни слово»

Воспитатель: - На карточках написаны разные слова, кто возьмёт карточку, тот и отвечает.

Карточки со словами: малица, чум, каюр, нарты, стойбище, унты, береста, тайга, кисы, пастбище, орнамент.

Воспитатель: - А что вы знаете о нартах, ребята (Ответы детей)

Воспитатель: - Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Слайд 8)

 Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева  хорошо скользит и по снегу, и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

                                  Подвижная игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Воспитатель: - Ребята, летом на Севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Слайд с изображением северного сияния)

Воспитатель: - А нам пора возвращаться в группу.

На столах дети находят пустые системные операторы «Чум», «Малица», «Клюква» и другие

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти «волшебные телевизоры»?

Дети: - Незнайка.

Воспитатель: - Незнайка просит помочь заполнить «волшебные телевизоры», так ему легче будет писать рассказ о ханты и манси.

                           Работа с системным оператором

Дети делятся по 2-3 человека и заполняют системные операторы по желанию из пяти-девяти экранов.

Итог. Рефлексия. 

Воспитатель: - Смогли мы помочь Незнайке? Как мы ему помогли? Что нового вы узнали?  Что для вас было сложным? А что вам помогло справиться с заданием? Для вас, ребята, Незнайка приготовил   домашнее задание: узнать, на чём передвигаются ханты и манси по воде?  

Используемая литература:

1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

2. http://festival.1september.ru/articles/210021/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Таежные жители Югры"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Ханты и манси - жители Югры"

Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Конспект НОД "Коренные жители Югры"

НОД "Коренные жители Югры"...

НОД по ОО «Познавательное развитие». Тема: «Ханты и манси – жители Югры»

Возрастная группа: 6-7лет.Форма организации деятельности: групповая.Тема: «Ханты и манси – жители Югры».Цель: формирование начальных представлений детей о коренных жителях Югры &nda...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...