Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (подготовительная группа) на тему

Наталья Александровна Олейник

В данном материале представлено перспективное планирование проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_proekt_nash.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Берёзка» п. Зеленоборск»

Долгосрочный проект

«Родной свой край люби и знай!»

Группа «Улыбка»

Подготовили воспитатели:

Олейник Н.А.

2016г. п.Зеленоборск

Воспитание любви к родному краю и Родине – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, поселку, округу. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в   государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », в Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – ЮГРЫ.  

Одной из основных задач  ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев образовательной программы МАДОУ д/с «Берёзка».

Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

 В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема : Наблюдая за детьми старшей  группы «Улыбка», мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии Ханты-Мансийского округа и родного поселка, делятся впечатлениями. Но, беседуя с воспитанниками, поняли, что у детей поверхностные представления об округе и  поселке «Зеленоборск». Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного поселка и округа. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности

Причины:

 Недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в ДОУ.

Недостаточное количество НОД по теме.

Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме.

Продолжительность: долгосрочный

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, учитель- логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре своего округа и родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

  1. Формировать первичные представления о своей стране, округе и о своем поселке.
  2. Познакомить детей с государственной символикой России, ХМАО, п. «Зеленоборска» : флаг, герб, гимн
  3. Познакомить с историей округа и поселка.
  4.  Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему округу и  поселку.
  5.  Формировать элементарные исследовательские навыки.
  6. Познакомить с природными богатствами округа
  7. Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего посёлка.
  8.  Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
  9. Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
  10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Формы работы над проектом:

-занятия; 
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Я живу в Зеленоборске»
- слайдовая презентация «Россия- моя Родина», «Красная книга ХМАО», «Удивительное место на земле» и др.

- выставки рисунков – «Портрет Мамы, Папы», «Люби и береги природу», к 9 мая, к 23 февраля, к юбилею округа и др. 
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
Консультирование

Развлечение «Всемирный день спасибо»

Участие в конкурсах рисунков

Создание герба семьи

Предполагаемый результат

Прогнозируемый результат:

Дети -

  • Познакомятся с  символикой , достопримечательностями ХМАО.
  • Закрепят знания о природных богатствах края.
  • Расширятся знания об историческом и культурном наследии народов ханты и манси.
  • Сформируются осознанное отношение к экологическим проблемам родного края.

Родители –

  • Познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающем.,
  • Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс
  • Повысится уровень знаний о родном крае.

Воспитатели –

  • Организуют сотрудничество с семьями воспитанников
  • Создадут условия для исследовательской деятельности
  • Повысится уровень  знаний о родном крае
  • Видоизменение  развивающей   среды;


Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы: 

«Мое отечество – Россия»

«Символика нашей Родины»

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва»

«Мой край – моя ЮГРА»

«Замечательные земляки» День победы

«Животный и растительный мир севера»

«Удивительное место на земле»

Беседы с детьми на темы:

Промыслы коренных народов севера

«Традиции и культура народов севера»

Художественно-эстетическое развитие:

«История возникновения флага России»- рисование

-Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»; 

«Природа родного края»,

«Хантыйские орнаменты»- рисование, лепка, аппликация

«Животные Югры»- рисование и лепка

 Чтение детям художественных произведений:

«Чтение стихотворений О.Александровой» :  «Герб России», «От границы до границы», «Кипучая столица», «Лучшее богатство», «Сказки народов севера»

Речевое развитие:

НОД: «Россия – наш общий дом»,

«Мы жители планета Земля»

 Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Рассказ-беседа: «История России.»

«Заучивание стихотворения П.Н.Воронько «Лучше нет родного края»

Составление описательного рассказа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»

«Заучивание стихотворения «Зеленый бор,  Зеленый бор…»

Рассказывание «Сказки народов севера»

Социально-коммуникативное развитие:

- Экскурсии по улицам поселка

-Участие в конкурсе посвященном празднованию 70-летия Победы

Экскурсии в предприятия поселка, знакомство с трудом взрослых

Выступление на благотворительном концерте посвященном Дню инвалидов

Выступление посвященное празднованию юбилея Великой Победы в ДКСО

Участив в спортивно-развлекательной программе организованной ДК «Русь» и спорткомплексом «Олимп»

Игровая деятелность

Дидактические  игры:

 «Кто где обитает »,

«Установи чум»,

« Выложи герб»,

  «Собери  флаг»,

 «Собери карту»

«Загадай, мы отгадаем»,

«Найди животное по следу»,

Подвижные игры: «Важенка и оленята»,

«Перетяни канат»,

«Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»,

«Ручей» и т.д.

С/р игры:

«Чум»,

«На рыбалке»

 «Стойбище оленеводов»

Физическое развитие:

Развлечение « Аты баты шли солдаты»

Развлечение «Мама, папа, я- спортивная семья»

Спортивное мероприятие «Защитники отечества»
Начальная строевая подготовка.

Работа с родителями: 
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-стенгазета «Защитники Родины»,

Рекомендации по изготовлению родословной и герба своей семьи

Развлечение «Всемирный день спасибо»

Развлечение «День матери»

Развлечение «23 Февраля»

Итоговое мероприятие Смотр - конкурс  «Югра – любовь моя!»

План реализации проекта.

этапы

мероприятия с детьми

ответственные

срок проведения

1 ЭТАП – Подготовительный

.1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике.

2. Сбор иллюстративного материала

3. Разработка конспектов занятий 

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий

2 ЭТАП Мероприятия и события

Речевое развитие

Рассказ-беседа:

«История России.»

Цель:

Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Познавательное развитие (мир природы и мир человека):

 Тема :«Моя родина Россия»

  Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

  Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации

Речевое развитие

Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Цель: Воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине»

НОД тема ”Символика нашей России”. Познавательное развитие (мир природы и мир человека): Цикл НОД

 Тема: Государственный флаг России.

Государственный герб России.

Государственный гимн России.

Цели: 

познакомить детей с государственными символами России – флагом, гербом. Учить узнавать флаг России;

продолжить знакомить с символами, учить понимать знаки;

закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу. Закрепить знания детей о русских народных сказках, песнях, промыслах;

подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления, дети должны усвоить, что символы многозначны;

дать детям доступные представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.);

воспитывать любовь и чувство гордости к Родине;

расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения;

продолжать развивать у детей внимание, память, мышление;

23 Февраля

Художественно-эстетическое развитие- художественная литература

Тема: «Чтение стихотворений О.Александровой» :  «Герб России», «От границы до границы», «Кипучая столица», «Лучшее богатство»

Цель Воспитание любви к Родине, гордости за нее, бережного отношения к ней.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами)

Познавательное развитие (мир природы и мир человека):

Тема:«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва» 

Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; дать представление о том, сто Москва – столица России, в которой есть спортивные и культурные центры, и что она связана с другими городами страны железнодорожными, водными и воздушными путями.

Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема: «История возникновения флага России»

Цель: учить узнавать российский флаг, обобщить знания детей о флаге России, закрепить последовательность расположения цветных полос на нём и их символическими значениями, обогащать словарь детей. воспитывать уважение к государственным символам России.

Речевое развитие

Тема: «Заучивание стихотворения П.Н.Воронько «Лучше нет родного края»

Цель: Воспитание любви к родному  краю, гордости за него, бережного отношения к нему.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами)

Познавательное развитие (мир природы и мир человека):

Тема: «Мой край – моя ЮГРА»

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю.

Задачи: расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра;

 продолжать знакомить с народным орнаментом ханты и манси;

развивать художественное восприятие и воображение детей;

воспитывать  бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни

День победы

Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Природа родного края»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, осина, ель, сосна, кедр и др.) цвета; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Познавательное развитие

НОД «Животный и растительный мир севера», 

Задачи: расширять знания детей о природе родного края

Социально-коммуникативное развитие

Беседа и просмотр презентации : Промыслы коренных народов севера

Задачи:

Познакомить детей с промыслами народов севера

Развивать творческие способности,

Продолжать обогащать словарный запас: каюр, хорей, сах, кисы, унты, .

Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю

Социально-коммуникативное развитие

Беседа и просмотр презентации «Традиции и культура народов севера» Задачи. 

 Познакомить детей с национальной одеждой - «малицей» для мужчин и «ягушкой» для женщин, особенностями женского платья;

Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;

Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.

Речевое развитие

Беседа и составление описательного рассказа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»

Цели:

- Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.

- Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

- Развивать восприятие, воображение, речь.

- Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Хантыйские орнаменты»

Задачи:

обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения). Упражнять детей в украшении бумажных  силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента.  способствовать воспитанию  у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров.

Познавательное развитие (Мир природы и мир человека) Итоговая НОД «Наша Родина – Югра» 

Программное содержание:

Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра.

Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей.

Воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.

Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.

Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Животные Югры»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать умение рисовать животных родного края; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Познавательное развитие (мир природы и мир человека)

Тема «Удивительное место на земле»

Цель:  Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории поселка, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.

Социально-коммуникативное развитие

Изготовление фотоальбома «Я живу в Зеленоборске»

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному поселку.

Познавательное развитие (мир природы и мир человека)

Тема

Речевое развитие

Тема: «Заучивание стихотворения «Зеленый бор,  Зеленый бор…»

Цель: Воспитание любви к родному  поселку, гордости за него, бережного отношения к нему.

 Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами)

Речевое развитие

Тема: «Сказки народов севера»

Познавательное развитие (мир природы и мир человека)

Тема: «Замечательные земляки»

 Цель: формировать представление о защитниках Отечества, о подвигах земляков, воспитывать чувство патриотизма, дружбы, любовь к Родине, эмоциональное, положительное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте и смелости, расширять словарь детей, используя в речи слова: Отчизна, Русь, Отечество, флаг, герб,  благородство..

Дидактические. игры: «Кто где обитает », «Установи чум», « Выложи герб»,  «Собери  флаг» «Собери карту»

«Загадай, мы отгадаем»,

«Найди животное по следу»,

Подвижные игры: «Важенка и оленята»,

«Перетяни канат»,

«Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»,

«Ручей» и т.д.

С/р игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов»

Изготовление альбомов: «Растительный и животный ми родного края», «Народные промыслы», «Орнамент», «История края»

«Жизнь и быт коренных народов севера», «Стихи, сказки и загадки народов севера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....