Познавательно-исследовательский проект "Моя малая Родина"
проект на тему

Ларюшкина Зоя Викторовна

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский  сад комбинированного  вида №   2     городского округа

г. Райчихинска Амурской области

Проект: «Моя  малая  Родина»

Адрес   учреждения;676770 г.Райчихинск, ул.Музыкальная,24

Координатор проекта:   Ларюшкина Зоя Викторовна

Цель проекта:

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Вид проекта:познавательно-исследовательский

Сроки:

Продолжительность: 1  год

Начало проекта: 25.05.2018 г.

Окончание проекта:25.05.2019 г.

Подпись  руководителя  учреждения:

Подпись руководителя проекта:

Печать учреждения:

        

Анализ проблем

В настоящее время современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н.Гусинский), то он становится соучастником совместного познания окружающего мира. Поэтому важно целенаправленное воздействие родителей и педагогов ДОУ в воспитании чувства патриотизма, в формировании любви к родным местам.

Наряду с тем, что выпускники детского сада имеют высокие знания, все же они испытывают затруднения в начальной школе. У них недостаточно сформирован интерес и любовь к Родине, дети страдают дефицитом знаний о родном городе (крае). Иными словами, воспитывая у детей любовь к родному городу (краю), необходимо подвести их к пониманию, что их край - частица Родины, что во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: люди трудятся для всех, соблюдаются традиции, люди берегут и охраняют природу, отмечаются общие профессиональные и общественные праздники.

В результате осуществления проекта заинтересованы: педагоги группы, родители, культурно-образовательные учреждения.

Необходимо создание благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию чувства гордости за страну, родной край.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком- дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Г лавная идея проекта

Создать благоприятные эмоциональные условия при ознакомлении детей с родным городом, краем.

Использование научно - обоснованных рекомендаций по нравственно - патриотическому воспитанию, приводит к тому, что у детей дошкольного возраста формируется интерес к ближайшему окружению, потребность в любви к ближнему, а затем и Отечеству.

Планирование стратегии проекта

  1.  Изучить теоретические основы по данной проблеме.
  2.  Разработать теоретические и практические рекомендации по ознакомлению с родным городом, краем.
  3.  Включить в содержание воспитательно-образовательной работы тематическое планирование по теме.
  4. Формировать базовую культуру личности, высокие нравственные качества: основы гражданственности, любовь к малой Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам.
  5. Презентация: проведения праздника, викторина.

Движение силы проекта

Педагоги группы.

Сдерживающие силы

Несознательные родители, климатические условия, отсутствие транспорта

Варианты решения проблемы

Создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию чувства гордости за родной край.

Создание методической разработки по ознакомлению с родным городом, краем «Люблю свой край родной».

Принципы работы

Принцип целостности педагогического процесса;

Принцип гуманизации;

Принцип регионального культурного наследия;

Принцип ненасилия;

Принцип интеграции;

Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;

Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно - просветительными учреждениями.

Направления работы

Умственное

Трудовое

Экологическое

Эстетическое

Основные объекты решения проекта

Педагоги группы

Сотрудники культурно - образовательных центров

Родители

Дети

        

Древо проблем

Что нужно знать

Что нужно создать

Что нужно организовать

Результат

1. Возрастные особенности детей

Собственно-

Исследовательскую

экспериментальную

работу

Анкетирование

родителей

Проведение

диагностики,

мониторинга

2. Технологии и методики

Систему работы по ознакомлению с родным городом, краем

Организация бесед, экскурсий для детей и родителей в библиотеку, музей

Обобщение

положительного

опыта

исследовательской

работы

Материальную базу для исследования

Организация Дней открытых дверей, консультаций, родительских собраний

Праздник (викторину) для подведения итогов работы

Команда проекта

На период инициации - 1человек с 25.05.17 по 10.06.18.

На период разработки - 1 человек с 11.06.17по 01.09.18

На период реализации -22человека с 2.09.17. по25.05.18

Окружение проекта

Воспитанники группы

Администрация, педагоги группы, родители

Сотрудники культурно - образовательных учреждений города

Творческие люди города (местные поэты)

Почетные люди города (шахтеры)

На период реализации - 22 человека с 2.0917. по25.05.18

Жизненный цикл проекта

На первом этапе проекта появилась проблема слабый уровень представлений детей о родном городе (крае).

На втором этапе проекта мной создана предметно - развивающая среда и методическая разработка «Люблю свой край родной».

На третьем этапе мы включаем модель в воспитательно-образовательный процесс, готовимся к презентации (проведению праздника, викторины) с 2.09.17-25.05.18 г.

«Маленькая родина

 все равно большая,

ведь она единственная»

Ж. Ренар

Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям.

Человек должен гордиться родным городом (краем), любить Родину. И особая роль в патриотическом воспитании принадлежит дошкольным учреждениям. Углубленно работая по данной теме, я проанализировала уровень формирования патриотизма у детей и пришла к выводу, что у детей дошкольного возраста знания о родном городе (крае) ограничены, на среднем уровне проявляются нравственно - этические чувства, любовь Родине. Поэтому появилась необходимость в экспериментальной работе.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей.

На сегодняшний день проблема состоит в том, что у детей очень редко возникает потребность участвовать в каких либо делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы. Наблюдения и анализ подтверждают, что чаще всего дети не могут самостоятельно проявить такие чувства, как сострадание, сочувствие; у них нет чувства собственного достоинства. А значит им тяжело адаптироваться в современном обществе, осознать себя частью окружающего мира.

Именно поэтому воспитание человека - современного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны - это требование времени, социальный заказ государства.

Согласно концепции патриотического воспитания патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью.

Жизненный цикл проекта Тактический план по этапам:

1 этап с25.05.17 -10.06.18

Дата

Мероприятия

Ответственный

25мая -10

Анализ диагностического обследования

Воспитатель

июня

уровня знаний о родном городе, крае

Ларюшкина

Создание основы для реализации проекта

З.В

а) определение проблемы, противоречий

б) выработка стратегии и тактики проведения

экспериментальной работы

в) изучение научной и методической литературы

2 этап с 11.06.2017  по  01.09. 2018

Дата

Мероприятия

Ответственный

11 июня - 1 августа

Сбор материала для тематического планирования

Воспитатель

Ларюшкина З.В.

Воспитатель..

2 августа - 10 августа

Разработка тематического плана работы по ознакомлению с родным городом (краем)

Воспитатель

Ларюшкина З.В.

12августа- 25августа

Обработка теоретического материала и составление методической разработки «Люблю свой край родной»

Воспитатель

Ларюшкина З.В.

26августа -1сентября

Оформление практического материала для совершенствования образовательного процесса в рамках повышения качества образования по воспитанию патриота - гражданина своей страны Оформление мини - музея «Моя малая Родина»

Воспитатель

 Ларюшкина З.В.

3 этап с 2.09.17 - 25.05.18.

Дата

Мероприятия

Ответственный

1-2 неделя сентября

Анкетирование родителей и оценка уровня знаний детей по данному направлению

Воспитатель

Ларюшкина З.В.

ежемесячно

Включение разработки «Люблю свой край родной» в воспитательно-образовательный процесс

Воспитатель

Ларюшкина З.В.

октябрь

Фольклорный праздник « Из бабушкиного сундучка» (ко Дню пожилого человека)

  • чтение стихотворений о бабушке;
  • театрализованные игры.

Воспитатели .

октябрь

Конкурс совместных творческих работ детей и родителей «Дары осени»

Воспитатель Ларюшкина З.В родители

ноябрь

Экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание географической карты края, фотографий, беседы о растительном и животном мире Амурского края, беседы об истории края.

Воспитатели, сотрудники краеведческого музея

ноябрь

Выставка детского творчества «Город Райчихинск - глазами детей»

Дети, родители

декабрь

Мини-исследование «Почему так названа и улица, на которой я живу?»

Воспитатель Ларюшкина З.В дети, родители

декабрь

Игра-викторина «Их имена в памяти улиц», (по истории названий улиц района и города).

Воспитатель

ЛарюшкинаЗ.В.,дети

декабрь

Акция «Помоги зимующим птицам»

  • рекламная информация о проведении акции;
  • изготовление кормушек;
  • подкормка птиц.

Воспитатель

Ларюшкина З. В.,

дети,родители

декабрь

Праздник «Новогодний калейдоскоп»

  • чтение стихов и пение песен;
  • хороводы вокруг елки;
  • игры-забавы.

Воспитатель

ЛарюшкинаЗ.В.,дети

февраль

Праздник «День защитника Отечества»

  • разучивание песен и стихов о Российской Армии;
  • приглашение военнослужащих пограничной заставы.

Воспитатель ЛарюшкинаЗ. В.

февраль

Спортивное развлечение (совместно с папами) «папа и я - спортивная семья».

Воспитатель Ларюшкина З.В

февраль

Оформление фотовыставки в группе «Есть такая профессия - Родину защищать!»

Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В.

февраль

Посещение музыкальной гостиной «Природа и музыка»

ВоспитательЛарюшкинаЗ.В.

март

Праздник «8 Марта - мамин день»

  • чтение стихов и пение песен о маме;
  • игры - конкурсы с мамами, бабушками.

Воспитатели, дети

март

Встреча за круглым столом с местными поэтами города. «Стихокарусель» (совместно с библиотекой')

Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В.

март

«Наш сказочно красивый город!» (посещение

Концертно-спортивного комплекса, плавательного бассейна, ледового катка).

Воспитатели

апрель

Акция «Встречай любовно стаи птичьи»

- изготовление скворечников и размещение их по территории детского сада.

Воспитатели, родители, дети

апрель

Спортивное развлечение «Веселые старты» (с привлечением родителей)

Дети, воспитатели, родители


апрель

Акция «Чистый город» (совместно с родителями озеленение, благоустройства участка детского сада)

Воспитатели, родители

апрель

Экскурсия к мемориалу и памятнику погибшим воинам в годы ВОВ.

Воспитатель

ЛарюшкинаЗ.В.

апрель

«В день Победы все наденут ордена...» Тематическая экскурсия в краеведческий музей.

 Воспитатель,сотрудники

музея

май

Выставка рисунков «Город, в котором живу и мечтаю»

Дети, родители

май

Праздник ко дню города и ко дню семьи «Мам, папа и я - Райчихинская семья»

Воспитатель

Ларюшкина З. В. родители,

дети

май

Публикация в газете о проведенном празднике

Воспитатель

ЛарюшкинаЗ.В.

май

Педагогический совет. Информация диагностического обследования детей.

ЛарюшкинаЗ.В.

1 раз в квартал

Работа с семьей

Консультации и анкетирование по проблеме воспитания детей.

Воспитатели

ЛарюшкинаЗ.В.

Анализ проекта

Экономический. В основном все оформительские работы будут выполнены педагогами, родителями и воспитанниками группы. Информационные ресурсы будут предоставлены на безвозмездной основе, т.к. газета является общественно - городской, поэтому газетную площадь для граждан предоставляет бесплатно.

Социальный. В осуществлении проекта примут участие родители воспитанников, сотрудники культурно - образовательных центров, дети, педагоги группы, Таким образом произойдет вовлечение большого количества людей в педагогический процесс. Это сблизит педагогов группы с родителями, заинтересует специалистов культурно - образовательных центров, создаст систему в работе по тесному сотрудничеству с социумом.

Организационный: Координатор проекта имеет желание создать систему работы по ознакомлению с родным городом (краем). Распределены этапы работы по данному направлению. Ведется творческий поиск эффективных средств и методов решения воспитательных задач.

Команда проекта

Команда проекта –22 детей

Координатор проекта – воспитательЛарюшкинаЗ.В.

Организатор - музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, сотрудники детской городской библиотеки, музея

Оформительская группа - педагоги группы.

План рекламной компании

Цель: Ознакомление родителей, педагогов ДОУ, представителей культурно - образовательных центров и средств массовой информации. Основная идея: Организовать мероприятия по осуществлению проекта. График рекламных мероприятий:

Бюджет проекта

Наименование

количество

Пена 1шт.

сумма

Канцелярия

1. Клей ПВ А

1 шт.

100руб.

100руб.

2. Канцелярский ножик

1 шт.

35руб.

35руб.

3.Бумага «Снегурочка»

1 упаковка

125руб.

125руб.

4. Гуашь

2шт.

65руб.

13Оруб

5.Кисточки

2 шт

6руб.

12руб.

6. Альбомы

15 шт.

10руб.

150руб.

7.Цветная бумага

8 шт.

8руб.

64руб.

Методическая

литература.

1. кн. «Мой родной

1 шт.

45руб.

45руб.

дом». Программа

нравственно -

патриотического

воспитания

дошкольников. Под

общ.ред.Т.И. Оверчук.

2.кн. «Формирование

1шт.

35руб.

35руб.

нравственного здоровья

дошкольников». Под

ред.Л.В. Кузнецовой.

3. кн. «Система

1шт.

83руб.

53руб.

патриотического

воспитания в ДОУ»

Е.Ю.Александрова,

Е.П.Гордеева

4.КН. «Родные сказки»

1шт.

42руб.

42руб.

Нравственно -

патриотическое

воспитание. Т. А.

Шорыгина.

5. кн. Воспитывая

1шт.

48руб

48руб.

маленького

гражданина...

Г.А. Ковалева.

6. кн. «Ознакомление с

1шт.

60руб.

60руб.

окружающим и

социальной

действительностью»

Н. В. Алешина.


Методический

материал

(пособия)

1 . Наглядное пособие по патриотическому воспитанию

Итого: 1000руб.

Ожидаемый результат

1 .Убежденность в значимости проводимой работы по созданию условий для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю.

  1. Утверждение возможности своими силами, силами родителей, привлеченными сотрудниками социумов решить проблему нравственнопатриотического воспитания.
  2. Появление новых взаимоотношений между родителями, воспитанниками, сотрудниками социумов, взаимопонимание, сотрудничество.

Анализ анкетирования

В анкетирование принимали участие 17 человек родители детей.

  1.  92% родителей подтвердили актуальность и важность выбранной проблемы.
  2.  83% ответили, что детский сад может справиться с этой задачей, при условии поддержки родителей, сотрудников культурно - образовательных центров.
  3.  33% предложили свою помощь на различных этапах реализации проекта, в основном ответили, что необходимая помощь будет оказана по мере возможности.
  4. Субъективный: болезнь участников проекта

Риск проекта

Объективный: закрытие детского сада Мероприятия по сокращению риска проекта

Субъективные: подготовить замену педагогов. Объективный: перенести мероприятие в другое место.

Портфолио

1 .Документальное (фото с проведенными совместно с городской детской библиотекой праздников, публикация в местной газете «Горняк»).

2.Наглядное ( семейные гербы, рисунки ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина — Ессентуки»

Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь ...

Проект «Моя малая Родина» (подготовительная группа) краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий

Цель проекта:- расширение знания детей о родном городе;- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к св...

Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе. Тема «Моя малая Родина»

Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе.Тема «Моя малая Родина» Название «Арт-объекты моего города Учалы»...