Познавательно-исследовательский проект "Моя малая Родина"
проект на тему
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.docx | 52.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 городского округа
г. Райчихинска Амурской области
Проект: «Моя малая Родина»
Адрес учреждения;676770 г.Райчихинск, ул.Музыкальная,24
Координатор проекта: Ларюшкина Зоя Викторовна
Цель проекта:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Вид проекта:познавательно-исследовательский
Сроки:
Продолжительность: 1 год
Начало проекта: 25.05.2018 г.
Окончание проекта:25.05.2019 г.
Подпись руководителя учреждения:
Подпись руководителя проекта:
Печать учреждения:
Анализ проблем
В настоящее время современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н.Гусинский), то он становится соучастником совместного познания окружающего мира. Поэтому важно целенаправленное воздействие родителей и педагогов ДОУ в воспитании чувства патриотизма, в формировании любви к родным местам.
Наряду с тем, что выпускники детского сада имеют высокие знания, все же они испытывают затруднения в начальной школе. У них недостаточно сформирован интерес и любовь к Родине, дети страдают дефицитом знаний о родном городе (крае). Иными словами, воспитывая у детей любовь к родному городу (краю), необходимо подвести их к пониманию, что их край - частица Родины, что во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: люди трудятся для всех, соблюдаются традиции, люди берегут и охраняют природу, отмечаются общие профессиональные и общественные праздники.
В результате осуществления проекта заинтересованы: педагоги группы, родители, культурно-образовательные учреждения.
Необходимо создание благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию чувства гордости за страну, родной край.
Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком- дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Г лавная идея проекта
Создать благоприятные эмоциональные условия при ознакомлении детей с родным городом, краем.
Использование научно - обоснованных рекомендаций по нравственно - патриотическому воспитанию, приводит к тому, что у детей дошкольного возраста формируется интерес к ближайшему окружению, потребность в любви к ближнему, а затем и Отечеству.
Планирование стратегии проекта
- Изучить теоретические основы по данной проблеме.
- Разработать теоретические и практические рекомендации по ознакомлению с родным городом, краем.
- Включить в содержание воспитательно-образовательной работы тематическое планирование по теме.
- Формировать базовую культуру личности, высокие нравственные качества: основы гражданственности, любовь к малой Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам.
- Презентация: проведения праздника, викторина.
Движение силы проекта
Педагоги группы.
Сдерживающие силы
Несознательные родители, климатические условия, отсутствие транспорта
Варианты решения проблемы
Создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию чувства гордости за родной край.
Создание методической разработки по ознакомлению с родным городом, краем «Люблю свой край родной».
Принципы работы
Принцип целостности педагогического процесса;
Принцип гуманизации;
Принцип регионального культурного наследия;
Принцип ненасилия;
Принцип интеграции;
Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;
Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно - просветительными учреждениями.
Направления работы
Умственное
Трудовое
Экологическое
Эстетическое
Основные объекты решения проекта
Педагоги группы
Сотрудники культурно - образовательных центров
Родители
Дети
Древо проблем
Что нужно знать | Что нужно создать | Что нужно организовать | Результат |
1. Возрастные особенности детей | Собственно- Исследовательскую экспериментальную работу | Анкетирование родителей | Проведение диагностики, мониторинга |
2. Технологии и методики | Систему работы по ознакомлению с родным городом, краем | Организация бесед, экскурсий для детей и родителей в библиотеку, музей | Обобщение положительного опыта исследовательской работы |
Материальную базу для исследования | Организация Дней открытых дверей, консультаций, родительских собраний | ||
Праздник (викторину) для подведения итогов работы |
Команда проекта
На период инициации - 1человек с 25.05.17 по 10.06.18.
На период разработки - 1 человек с 11.06.17по 01.09.18
На период реализации -22человека с 2.09.17. по25.05.18
Окружение проекта
Воспитанники группы
Администрация, педагоги группы, родители
Сотрудники культурно - образовательных учреждений города
Творческие люди города (местные поэты)
Почетные люди города (шахтеры)
На период реализации - 22 человека с 2.0917. по25.05.18
Жизненный цикл проекта
На первом этапе проекта появилась проблема слабый уровень представлений детей о родном городе (крае).
На втором этапе проекта мной создана предметно - развивающая среда и методическая разработка «Люблю свой край родной».
На третьем этапе мы включаем модель в воспитательно-образовательный процесс, готовимся к презентации (проведению праздника, викторины) с 2.09.17-25.05.18 г.
«Маленькая родина
все равно большая,
ведь она единственная»
Ж. Ренар
Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!
Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям.
Человек должен гордиться родным городом (краем), любить Родину. И особая роль в патриотическом воспитании принадлежит дошкольным учреждениям. Углубленно работая по данной теме, я проанализировала уровень формирования патриотизма у детей и пришла к выводу, что у детей дошкольного возраста знания о родном городе (крае) ограничены, на среднем уровне проявляются нравственно - этические чувства, любовь Родине. Поэтому появилась необходимость в экспериментальной работе.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что у детей очень редко возникает потребность участвовать в каких либо делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы. Наблюдения и анализ подтверждают, что чаще всего дети не могут самостоятельно проявить такие чувства, как сострадание, сочувствие; у них нет чувства собственного достоинства. А значит им тяжело адаптироваться в современном обществе, осознать себя частью окружающего мира.
Именно поэтому воспитание человека - современного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны - это требование времени, социальный заказ государства.
Согласно концепции патриотического воспитания патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью.
Жизненный цикл проекта Тактический план по этапам:
1 этап с25.05.17 -10.06.18
Дата | Мероприятия | Ответственный |
25мая -10 | Анализ диагностического обследования | Воспитатель |
июня | уровня знаний о родном городе, крае | Ларюшкина |
Создание основы для реализации проекта | З.В | |
а) определение проблемы, противоречий б) выработка стратегии и тактики проведения | ||
экспериментальной работы | ||
в) изучение научной и методической литературы |
2 этап с 11.06.2017 по 01.09. 2018
Дата | Мероприятия | Ответственный |
11 июня - 1 августа | Сбор материала для тематического планирования | Воспитатель Ларюшкина З.В. Воспитатель.. |
2 августа - 10 августа | Разработка тематического плана работы по ознакомлению с родным городом (краем) | Воспитатель Ларюшкина З.В. |
12августа- 25августа | Обработка теоретического материала и составление методической разработки «Люблю свой край родной» | Воспитатель Ларюшкина З.В. |
26августа -1сентября | Оформление практического материала для совершенствования образовательного процесса в рамках повышения качества образования по воспитанию патриота - гражданина своей страны Оформление мини - музея «Моя малая Родина» | Воспитатель Ларюшкина З.В. |
3 этап с 2.09.17 - 25.05.18.
Дата | Мероприятия | Ответственный |
1-2 неделя сентября | Анкетирование родителей и оценка уровня знаний детей по данному направлению | Воспитатель Ларюшкина З.В. |
ежемесячно | Включение разработки «Люблю свой край родной» в воспитательно-образовательный процесс | Воспитатель Ларюшкина З.В. |
октябрь | Фольклорный праздник « Из бабушкиного сундучка» (ко Дню пожилого человека)
| Воспитатели . |
октябрь | Конкурс совместных творческих работ детей и родителей «Дары осени» | Воспитатель Ларюшкина З.В родители |
ноябрь | Экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание географической карты края, фотографий, беседы о растительном и животном мире Амурского края, беседы об истории края. | Воспитатели, сотрудники краеведческого музея |
ноябрь | Выставка детского творчества «Город Райчихинск - глазами детей» | Дети, родители |
декабрь | Мини-исследование «Почему так названа и улица, на которой я живу?» | Воспитатель Ларюшкина З.В дети, родители |
декабрь | Игра-викторина «Их имена в памяти улиц», (по истории названий улиц района и города). | Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В.,дети | ||
декабрь | Акция «Помоги зимующим птицам»
| Воспитатель Ларюшкина З. В., дети,родители | ||
декабрь | Праздник «Новогодний калейдоскоп»
| Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В.,дети | ||
февраль | Праздник «День защитника Отечества»
| Воспитатель ЛарюшкинаЗ. В. | ||
февраль | Спортивное развлечение (совместно с папами) «папа и я - спортивная семья». | Воспитатель Ларюшкина З.В | ||
февраль | Оформление фотовыставки в группе «Есть такая профессия - Родину защищать!» | Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В. | ||
февраль | Посещение музыкальной гостиной «Природа и музыка» | ВоспитательЛарюшкинаЗ.В. | ||
март | Праздник «8 Марта - мамин день»
| Воспитатели, дети | ||
март | Встреча за круглым столом с местными поэтами города. «Стихокарусель» (совместно с библиотекой') | Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В. | ||
март | «Наш сказочно красивый город!» (посещение Концертно-спортивного комплекса, плавательного бассейна, ледового катка). | Воспитатели | ||
апрель | Акция «Встречай любовно стаи птичьи» - изготовление скворечников и размещение их по территории детского сада. | Воспитатели, родители, дети | ||
апрель | Спортивное развлечение «Веселые старты» (с привлечением родителей) | Дети, воспитатели, родители | ||
апрель | Акция «Чистый город» (совместно с родителями озеленение, благоустройства участка детского сада) | Воспитатели, родители |
апрель | Экскурсия к мемориалу и памятнику погибшим воинам в годы ВОВ. | Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В. |
апрель | «В день Победы все наденут ордена...» Тематическая экскурсия в краеведческий музей. | Воспитатель,сотрудники музея |
май | Выставка рисунков «Город, в котором живу и мечтаю» | Дети, родители |
май | Праздник ко дню города и ко дню семьи «Мам, папа и я - Райчихинская семья» | Воспитатель Ларюшкина З. В. родители, дети |
май | Публикация в газете о проведенном празднике | Воспитатель ЛарюшкинаЗ.В. |
май | Педагогический совет. Информация диагностического обследования детей. | ЛарюшкинаЗ.В. |
1 раз в квартал | Работа с семьей Консультации и анкетирование по проблеме воспитания детей. | Воспитатели ЛарюшкинаЗ.В. |
Анализ проекта
Экономический. В основном все оформительские работы будут выполнены педагогами, родителями и воспитанниками группы. Информационные ресурсы будут предоставлены на безвозмездной основе, т.к. газета является общественно - городской, поэтому газетную площадь для граждан предоставляет бесплатно.
Социальный. В осуществлении проекта примут участие родители воспитанников, сотрудники культурно - образовательных центров, дети, педагоги группы, Таким образом произойдет вовлечение большого количества людей в педагогический процесс. Это сблизит педагогов группы с родителями, заинтересует специалистов культурно - образовательных центров, создаст систему в работе по тесному сотрудничеству с социумом.
Организационный: Координатор проекта имеет желание создать систему работы по ознакомлению с родным городом (краем). Распределены этапы работы по данному направлению. Ведется творческий поиск эффективных средств и методов решения воспитательных задач.
Команда проекта
Команда проекта –22 детей
Координатор проекта – воспитательЛарюшкинаЗ.В.
Организатор - музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, сотрудники детской городской библиотеки, музея
Оформительская группа - педагоги группы.
План рекламной компании
Цель: Ознакомление родителей, педагогов ДОУ, представителей культурно - образовательных центров и средств массовой информации. Основная идея: Организовать мероприятия по осуществлению проекта. График рекламных мероприятий:
Бюджет проекта
Наименование | количество | Пена 1шт. | сумма |
Канцелярия 1. Клей ПВ А | 1 шт. | 100руб. | 100руб. |
2. Канцелярский ножик | 1 шт. | 35руб. | 35руб. |
3.Бумага «Снегурочка» | 1 упаковка | 125руб. | 125руб. |
4. Гуашь | 2шт. | 65руб. | 13Оруб |
5.Кисточки | 2 шт | 6руб. | 12руб. |
6. Альбомы | 15 шт. | 10руб. | 150руб. |
7.Цветная бумага | 8 шт. | 8руб. | 64руб. |
Методическая | |||
литература. | |||
1. кн. «Мой родной | 1 шт. | 45руб. | 45руб. |
дом». Программа | |||
нравственно - | |||
патриотического | |||
воспитания | |||
дошкольников. Под | |||
общ.ред.Т.И. Оверчук. | |||
2.кн. «Формирование | 1шт. | 35руб. | 35руб. |
нравственного здоровья | |||
дошкольников». Под | |||
ред.Л.В. Кузнецовой. | |||
3. кн. «Система | 1шт. | 83руб. | 53руб. |
патриотического | |||
воспитания в ДОУ» | |||
Е.Ю.Александрова, | |||
Е.П.Гордеева | |||
4.КН. «Родные сказки» | 1шт. | 42руб. | 42руб. |
Нравственно - | |||
патриотическое | |||
воспитание. Т. А. | |||
Шорыгина. | |||
5. кн. Воспитывая | 1шт. | 48руб | 48руб. |
маленького | |||
гражданина... | |||
Г.А. Ковалева. | |||
6. кн. «Ознакомление с | 1шт. | 60руб. | 60руб. |
окружающим и | |||
социальной | |||
действительностью» | |||
Н. В. Алешина. |
Методический
материал
(пособия)
1 . Наглядное пособие по патриотическому воспитанию
Итого: 1000руб.
Ожидаемый результат
1 .Убежденность в значимости проводимой работы по созданию условий для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю.
- Утверждение возможности своими силами, силами родителей, привлеченными сотрудниками социумов решить проблему нравственнопатриотического воспитания.
- Появление новых взаимоотношений между родителями, воспитанниками, сотрудниками социумов, взаимопонимание, сотрудничество.
Анализ анкетирования
В анкетирование принимали участие 17 человек родители детей.
- 92% родителей подтвердили актуальность и важность выбранной проблемы.
- 83% ответили, что детский сад может справиться с этой задачей, при условии поддержки родителей, сотрудников культурно - образовательных центров.
- 33% предложили свою помощь на различных этапах реализации проекта, в основном ответили, что необходимая помощь будет оказана по мере возможности.
- Субъективный: болезнь участников проекта
Риск проекта
Объективный: закрытие детского сада Мероприятия по сокращению риска проекта
Субъективные: подготовить замену педагогов. Объективный: перенести мероприятие в другое место.
Портфолио
1 .Документальное (фото с проведенными совместно с городской детской библиотекой праздников, публикация в местной газете «Горняк»).
2.Наглядное ( семейные гербы, рисунки ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"
«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...
Моя педагогическая находка "Технология макетирования в познавательно- исследовательской деятельности при изучении малой Родины"
Моя педагогическая находка...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина — Ессентуки»
Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь ...
Проект «Моя малая Родина» (подготовительная группа) краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий
Цель проекта:- расширение знания детей о родном городе;- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к св...
Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе. Тема «Моя малая Родина»
Познавательно-исследовательский проект в разновозрастной старшей группе.Тема «Моя малая Родина» Название «Арт-объекты моего города Учалы»...