Мастер-класс «Игры, направленные на этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
картотека (подготовительная группа) на тему

Кустова Анастасия

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры, направленные на этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.

Неоценимую роль здесь выполняет игра. Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Игры можно разделить на: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, трудовые игры, драматические игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры.

К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:

• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство Мордовии, а именно традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.

• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

• Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.

• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.

• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).

• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.

• Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр.

Я предлагаю вашему вниманию несколько дидактические игры в которые можно поиграть с детьми.

Дидактические игры

Одним из главных средств приобщения к народному творчеству являются развивающие дидактические игры, занимающие важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

  1. «Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, тюбетейка).

  1. «Назови животное»

Игра предназначена для детей подготовительной группы. С помощью этой игры дети учатся соотносить картинку с названием животного на мордовском языке.

  1. «Найди пару»

Цель: Закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах.

Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах.

  1. «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

  1. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

  1. Дидактическая игра по мордовской народной сказке  «Как собака друга искала»

Дидактическая задача: повысить уровень развития связной речи  и познавательной активности  детей через дидактическую игру.

Ход и правила игры:

Игра «Расскажи сказку». В игре может участвовать от двух до девяти игроков.  Игроки из дидактических карточек выбирают карточки с номером 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Опираясь на картинку дети по цепочке  рассказывают содержание сказки. Побеждает тот, кто  пересказывает отрывок из  сказки полно, последовательно, выразительно.

Игра «Собираем пазлы». В игре может участвовать от двух до десяти игроков.  Игроки из дидактических карточек выбирают карточки  №11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и разрезают картинки по пунктиру. Получившиеся части картинки смешивают.  Побеждает тот игрок, кто первым собирает целостную картинку (пазлы).  Потом вместе с воспитателем читают пословицу, данную на обратной стороне картинки.

Мордовские подвижные игры

Народные подвижные игры развивают у дошкольников эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формируют стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывают в детях толерантность.

Народные подвижные игры повышают двигательную активность детей дошкольного возраста, общую выносливость; воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов.

  1. «В ключи»

 «Панжомнесэ» (эрзя)

В игре могут принимать только 5 человек. Дети садятся по углам комнаты или на земле вычерченного квадрата, а пятый стоит посредине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Щакай, (щеняй, панжематне тонь кядьсот? (Дядя, (тётя, ключи у тебя)

Тот отвечает, указывает на соседа:

- Щаказень (щенязень) кизефтьк. (Дядю, тётю спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

- Кунчкаса вешентть. (Посередине поищи).

Идущий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают, и меняются местами. Водящий старается занять чьё-либо место. Кто-то опять остаётся без места, и игра возобновляется.

Перебегать можно в любой угол. Если ребёнок долго находится в роли водящего, то он может дотронуться до одного игрока и встать на его место. Этот игрок будет искать «ключи» от дома.

  1. «В горшочки»

«Сяканяса» (мокша)

«Чакшинесэ» (эрзя)

В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает«Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?». Тот отвечает«Мисан» («Продам»). После этого они оба дотраги-ваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином». Игрок, оставшийся без «горшка», начинает водить.

Правила игры. Оба игрока бегут по внеш-ней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка».

  1. «Ветер - ветерки»

 «Варма-варминеть» (с бубном)

Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза.

  1. «Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

Обрядовые игры

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

  1. Пасха.

«Игра с яйцами».

Чьё яйцо дольше покрутится?

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.

  1. Красная горка.

«В круги».

Выбирается водящий.Играюшие образуют круг.  В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок.

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой каснись.

Отвечай поскорей.

Отгадать поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.

  1. Троица

«В крест»

Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

«Салки с мячом».

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

  1. Вербная неделя

«Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка  кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти,  верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?» , Катя  скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

  1. Покров.

«Заря – заряница».

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты расписные.

Один, два, три - не воронь,

А беги, как огонь.

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.

  1. Успение( Дождинки)

«Кто с нами»?

Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

- Кто с нами, кто с нами  пашенку пахати?

-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

-Кто с нами, кто снами жито косити?

-Мы с вами, мы с вамижитокосити.

-Кто с нами,кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити.

-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).

7. Рождественский сочельник.

«Два мороза».

На противоположных сторонах площадки отмечают два « дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:

Два мороза удалые,

Я - Мороз Красный  Нос,

Я - Моро Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Дети отвечают: « Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После  слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

«Масло».

Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.

  1. Зимние Святки

«Бабка».

Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку  своему соседу. Не отгадавшего  трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.)

«Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану  прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.

Другой «жених» выбирает себе «невесту».

  1. Масленица.

«Горелки».

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает:

-Где стоите?

Дети отвечают:

-У ворот!

Что продаёте?

- Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова ,последняя пара – врассыпную:  один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».

«Летят – не летят».

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Мы несём весну!

2. Журавли летят, на всю  Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Не догнать нас  никому!

3. Пчёлы  летят, бунчат, гудят:

 - Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4. Поросята летят, поросята визжат:

  - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в  хлеву!

5.Медведи летят , во всё горло кричат:

  - Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!

6. Комары летят, звенят, пищат:

 - Зы-зы-зы! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

«Бабка Ёжка»

В середину  круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:

Бабка Ёжка– костяная ножка.

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается  кого -  нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.

«Мышки – норушки».

Участники делятся на две  команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это  - «мышеловка».оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки « мышеловки»  водят хоровод и поют:

Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.

Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.

Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:

Берегитесь вы , плутовки, доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.

«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.

Природные игры

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

1. Кевняняса («в камушки») 

Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит  в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку .

Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.

Вторая фигура - «кафтоняса» - «по две», т.е. теперь он должен подбросить сразу два камушка.

Третья фигура - «колмоняса и фкяняса» - «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем - оставшийся один.

Четвертая фигура - «ниленяса» - «по четыре» - подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.

Пятая фигура — «орта» - «воротца»: кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.

2. Русская народная игра «Дедушка Мазай»

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали — покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».

3. Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Правила: играющие собираются в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.

Трудовые игры

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Многие игры передавали детское восприятие сельскохозяйственного труда. Напримар, играя «Вредьку», дети копировали процесс посадки редьки. Играя «В волков», дети подражили женщинам-жницам. «Серпом» служила обыкновенная палочка. В основе игр«В белочек»«В ворону»«В курочек» лежит подражание поведению различных животных и птиц.

Игры с водящими

  Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру.

  1. «В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

  1. «В платочки»

Руцяняса (мокша)

Пацинесэ (эрзя)

«В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами«колокольчики»«цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры:

Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

Драматические игры

 Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия.

Игры, в которых дети по определенному, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. Действительность в них передавалась натуралистично, в ее чисто внешних проявлениях. В игре обычно воспроизводилась жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы. Игра осуществлялась по всем правилам сценического искусства. Дети выбирали себе роли, находили определенное место для игры, приносили необходимые для развития действия и изображения героев предметы. В игре дети, как актеры в театре, перевоплощались, воображая себя действующими лицами в придуманной обстановке. 
      Драматические игры были интересны как девочкам, так и мальчикам, однако их игры отличались своим содержанием. Мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты на животных и птиц, пьески о рыбной ловли, сражении с разбойниками, врагами, дикими животными. Девочки любили играть в семью, в дочки-матери, в свадьбу и т. п. Характерной чертой драматических игр девочек было вовлечение в них малышей, за которыми они присматривали в отсутствие матерей. 

 1. «Овечки» 
      Один из играющих – пастух, другой – черт, остальные – овечки. Овечки садятся на землю в ряд, пастух ходит перед ними и приговаривает: «Пасу, пасу овечек, пасу день и вечер, а как ночь придет, черт придет и овечек украдет!» Черт, стоявший в стороне, подходит и говорит: «Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила». Пастух идет домой и спрашивает у матери, что она ему купила. Мать бранит его, говоря: «Что я могла купить тебе?» В это время черт уносит одну или двух овечек. Вернувшись, пастух начинает считать овечек и не досчитывается, но боится сказать об этом матери. Он снова пасет овец, повторяя тот же самый текст. Снова приходит черт, посылает его домой и снова ворует овец. Так продолжается до тех пор, пока черт не украдет всех овец. Тогда пастух идет к матери и объявляет о пропаже. Они оба идут искать овец; подойдя к какой-нибудь стене, стучат и ведут разговор за себя и за хозяев: «Нет ли пришлых овец?» – «Нет». Так они поступают несколько раз, пока не приходят к черту. Черту они предлагают тот же вопрос. Он отвечает отрицательно, но в это время овцы начинают блеять. «Зачем ты нас обманываешь?» – кричат пастух и мать. Черт отвечает: «Я не знаю, откуда они появились». Тогда мать с пастухом делают ворота: становятся один против другого и, соединив руки, поднимают их кверху. Овцы проходят в ворота, а черт убегает. 

2. «Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нёмвоспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3. «Сказка-загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые народные игры ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимости и индивидуальности через приобщение к истокам народной культуры.

  1. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

  1.  «Магазин одежды»

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Мастер-класс для педагогов "Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста"

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу....

Мастер-класс «Игры, направленные на этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игры, направленные на этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»...

Игры, направленные на духовное воспитание детей дошкольного возраста».

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности...

МАСТЕР-КЛАСС Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мастер- класс для педагогов "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для педагогов по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Патриотизм начинается с детства»

Тема патриотизма стоит сейчас как никогда остро. Начинать воспитание патриотических чувств нужно с дошкольного возраста. Любовь к своей семье, к дому, к родному краю, уважение традиций предков &ndash...