Занятие "Как одевались наши предки"
материал на тему

Пиногорова Екатерина Александровна

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является патриотическое воспитание детей.Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  для детей старшего возраста (5–7 лет) «Как одевались наши предки»

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе их приобщения к русской народной культуре.

Задачи:

знакомство с особенностями русской народной одежды, ее составными частями, декоративными элементами и цветовом колорите;

стимулировать речевую активность, коммуникативные навыки;

развивать целостное восприятие, мышление;

содействовать двигательной активности детей, умению выполнять движения в соответствии с текстом песни;

вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах;

• беседа о значении слов «предки», «Русь»;

• разучивание русской народной песни «Во дворе то калина»;

Словарная работа: расширение лексического запаса детей словами и выражениями: «рубаха», «сарафан», «косоворотка», «душегрейка», «сундук» и др.

Способы: наглядный- просмотр презентации; словесный - приветствие «Ласковое имя»; рассуждения детей о значении одежды; объяснение, вопросы, загадка; практический - дидактическая игра «Собери сарафан»; исполнение русской народной песни с движениями «На горе-то калина»; русская народная игра «Платок»; Психогимнастика «Красные девицы»

Средства: русская народная одежда (рубашка и сарафан) для педагога; клубок с нитками; дидактическая игра «Собери сарафан»; аудиозапись русской народной песни «На горе-то калина»; платки по количеству девочек компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход занятия:

Педагог: «Ребята, вы когда – нибудь слышали такую фразу «Встречают по одежке, а провожают по уму»? Ответы детей. Педагог: «Это русская народная поговорка. Так говорили очень давно наши предки, и говорят до сих пор. Как вы думаете, что это значит?» Ответы детей. Педагог: «Правильно, ребята, даже в далеком прошлом русские люди очень серьезно относились к своей одежде. Сегодня нам предстоит узнать, в какую одежду одевались люди давным-давно, когда наша страна называлась Русь. Предлагаю нам отправиться в путешествие на машине времени.

Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов. Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить? Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.

Дети с педагогом проходят в импровизированную "избу"

Хозяйка избы встречает детей в русском народном костюме, звучит мелодия русской народной песни «Ох, вы, сени мои сени».

Хозяйка: «Пожалуйте, гости дорогие, давно я вас поджидаю, веселья без вас не начинаю» Педагог: «Спасибо, Хозяюшка, за приглашение»

Приветствие «Ласковое имя» Хозяйка: Вставайте, гости дорогие, в круг, поприветствуем друг друга! В чьи руки мой клубочек попадет, тот называет свое имя, да только ласково! Дети передают клубок ниток по кругу, называя свое имя ласково или так, как ребенку хотелось, чтобы его называли; остальные дети группы повторяют это имя хором.

Хозяйка: «Рассаживайтесь поудобнее, в нашей избе всем места хватит. Какие гости у меня сегодня нарядные!» Рассматривает и хвалит одежду детей.

Педагог: «Да, Хозяюшка, наши девочки такие модницы! Да и у мальчиков много разной одежды. Каких у них нарядов только нет! А нам очень интересно, как одевались люди в далеком прошлом?»

Рассуждения детей о значении одежды

Хозяйка. Я с удовольствием расскажу вам об этом. Но прежде я хочу узнать у ребят: - Для чего нужна одежда? (ответы детей) - Что было бы, если бы одежды не было? (ответы детей) - Одежда – это хорошо или плохо? - Когда одежда – хорошо? (хорошо, когда она красива и удобна для человека) - Когда плохо? (плохо, когда человек одет не по погоде или неопрятно)

Просмотр презентации «Русский народный костюм»

слайд 1. Основным видом одежды, которую носил человек с рождения была рубаха. Часто парни и девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом. Позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и появились рукава. Длина мужской рубахи доходила до колен. Свою рубаху было принято беречь, нельзя было продавать или дарить, считалось, что с рубахой продашь и свое счастье.

слайд 2. Рубашка отца могла служить в качестве пеленки для сына, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.

слайд 3. Мужскую рубаху называли «косоворотка». Вы догадались, откуда такое название? Ответы детей.

Педагог: «Она так называлась, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

Скажите хором: «косоворотка». Дети повторяют хором, затем индивидуально.

Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем): «косой», «ворот».

слайд 4. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди. Рубаха являлась домашней одеждой, в рубахах женщины выходили на сенокос.

слайд 5. Поверх рубахи у женщин надевался сарафан – прямая длинная одежда без рукавов, украшенная спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. Слово «сарафан» обозначает "одетый с головы до ног".

слайд 6. Молодые девушки носили сарафаны красного или бордового цвета, а пожилые синие и черные. Праздничные сарафаны высоко ценились, их бережно хранили в сундуках, надевали по большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Педагог обращает внимание детей на «грустную» куклу в народном сарафане. «Ребята, это же портниха Аленка, которая шьет самые красивые сарафаны! Давайте узнаем, что у нее случилось?» Дети узнают о том, что все выкройки сарафанов перепутались. Педагог подводит детей к проблемной ситуации, что делать с перепутанными частями сарафанов, как помочь Аленке? Дети предлагают Аленке свою помощь.

Дидактическая игра «Собери сарафан»

Педагог: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

слайд 7. В холодную погоду русские женщины надевали душегрейку. Это была короткая свободная кофта, ее могли простегивать ватой и украшать мехом. Скажите хором: «душегрейка».

Дети повторяют хором, затем индивидуально.

Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем): «душа», «греет». Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрейка и прикрывает верхнюю часть тела. Как будто «греет душу».

Педагог просит одного из детей повторить, что такое душегрейка.

Ребёнок: душегрейка короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан.

слайд 8. Посмотрите на иллюстрацию известной сказки «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Узнали, из какой сказки этот сюжет?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Слайд 9. Одежда наших предков была украшена вышивкой. Она не только украшала, но и оберегала человека. Наши предки верили, что узоры – это волшебные знаки, которые защищали от болезней и напастей, приносили счастье и удачу. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали узоры — один другого краше. Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, солнца, любви. Ваши предки очень любили и уважали красный цвет, не случайно обычные явления наделялись словом «красный»: красное солнышко, весна красна, лето красное, красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил.

Слайд 10. А еще красного цвета любимая ягода у людей которые жили на Руси. Красавицы умывались ее соком и становились еще краше. Если кто-то в семье заболеет, то эта ягода всегда придёт на помощь, быстро поставит на ноги. Чтобы узнать ее название этой, нужно отгадать загадку. От простуды помогает.

На кустах она висит,

И, как маков цвет, горит.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Педагог: Правильно, это калина. Ребята, давайте встанем в круг и споём песню о калине, как в старину добрые молодцы и красные девицы водили хороводы.

Исполнение русской народной песни с движениями «На горе-то калина»

Слайд 11. Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки? Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые и бедные.

Русская народная игра «Платок».

Дети двигаются по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Наш платочек расписной поиграть хотим с тобой, ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга. Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и угадывают, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Психогимнастика «Красные девицы»

Педагог: А давайте немного отдохнем. Девочки накинут себе на плечи платок, и будут радостно красоваться в нем перед подружками, а мальчики восхищаются красивыми девочками. Девочки по очереди проходят «красивой походкой» перед ребятами.

Молодцы, у вас здорово получилось.

Рефлексия.

Дети в кругу.

Хозяйка. Спасибо, гости дорогие, за то, что в гости ко мне пожаловали, меня порадовали. Давайте вспомним то, что нового вы повидали у меня в избе, чем мы занимались, что вам понравилось, может быть что-то не понравилось. Дети перечисляют то, чем занимались на занятии, что узнали нового, какие задания понравились более всего, что не особо понравилось.

Педагог. Пришла нам пора отправляться обратно, в наше время, в детский сад. В какую сторону нужно повернуть стрелки часов времени? Правильно, вперед!

Дети прощаются с Хозяйкой, «поворачивают» стрелки часов вперед, оказываются в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

         Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

Презентация "Как наши предки хлеб выращивали"

С помощью картинок дети узнают как на Руси пахали, сеяли, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи.Формирование знаний  детей ...

Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"

«Семейный   уклад    наших   предков»Цель:   Познакомить   детей   с   основными  устоями  уклада  жизни наших...