Дидактические игры для ознакомления детей дошкольного возраста с народным промыслом Архангельской области – Мезенская роспись.
консультация на тему

Лозовая Екатерина Витальевна

Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды  и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Помочь детям найти ответы на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.  Помогает нам в этом введение  в образовательный процесс  регионального компонента - знакомство с историей, культурой, промыслами и традициями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_didakticheskie_igry._mezenskaya_rospis.docx26.63 КБ
Файл master-klass.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Много прелестей в стране нашей северной,

Ещё больше в ней всякого богачества!

Много есть у нас лесов прекрасных,

Леса северные, они очень дорогие,

Для всего они способные…

А люди-то, народ-то, у нас все мастера – как один:

Избу срубят – сработают…

Пропеваньице споют – заслушаешься,

А уж намалюют – нарисуют – одно загляденьице….

Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды  и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Помочь детям найти ответы на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.  Помогает нам в этом введение  в образовательный процесс  регионального компонента - знакомство с историей, культурой, промыслами и традициями родного края.

Архангельская область богата народным творчеством: это и народные сказители Марья Кривополенова и Марфа Семёновна Крюкова, сказочник Степан Писахов, промыслы и мастера декоративно-прикладного искусства –Каргопольская игрушка, художественная резьба по кости, росписи Северной Двины: Мезенская, Борецкая,  Пучужская, Пермогорская, Шенкурская, Ракульская,  Уфтюжская, Онежская и Пижемская.  

Народное декоративно - прикладное искусство не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Сегодня очень важно сохранить и передать подрастающему поколению накопленное нашими предками.

В основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, прописаны  цели и задачи по художественно-эстетическому развитию, касающиеся использования регионального компонента:

1. «расширять представления о разнообразии народного искусства, народных промыслов»;

2. «воспитывать интерес к искусству родного края; бережное отношение к произведениям народного творчества»;

3. «…развивать навыки декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей Архангельской области»;

4. «учить детей выделять и передавать цветовую гамму той или иной росписи»;

5. «закреплять умение создавать композиции на листах различной формы, используя характерные элементы узора и цветовой гаммы».

Я считаю, что изучение сюжетов, мотивов и приемов росписей Архангельской области — весьма захватывающее и увлекательное занятие, особенно когда во время занятий используется атрибутика и диалект того места, о котором идет речь, позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории родного края.

Примерная  образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, предлагает для ознакомления в подготовительной к школе группе мезенскую роспись. На мой взгляд только занятиями знакомство с росписью не должно быть ограничено.

Как же начать знакомство с росписью? И когда?

Я считаю знакомство должно  начинаться в младшем возрасте, в форме дидактических игр, а обучение самой росписи в старшей и подготовительной группе.

 

Уважаемые коллеги, я хочу вас научить, как играя, познакомить детей с  народным декоративно-прикладным творчеством - мезенской росписью. Простой, нехитрой, схематичной, напоминающей наскальные рисунки, двуцветной,  но в тоже время очень красивой в своей простоте.  Мы с вами совершим путешествие в деревню Палащелье на реку Мезень, откуда берёт своё начало распространение промысла, роспись название своё получила от названия реки Мезень, а мастерами росписи были мужики - крестьяне. Посмотрите на изделия мезенские расписные.

Рисовали мастера тиской – измочаленной палочкой и пером глухаря, которое использовали для прорисовки мелких и тонких мотивов и обводки.

Краска красная изготавливалась из красной глины, которой в округе полно (много), а чёрная из сажи. Чтобы краска лучше держалась на дереве добавляли смолу лиственницы.

Возьмите – ка в руки тиску или перо и попробуйте что-нибудь нарисовать.

Пробуем рисовать палочкой (тиской) и пером.

Мезенскую роспись окружают легенды:  Почему конь красный, а утка чёрная. Познакомимся  с элементами росписи, которые в народе называют символами, и научимся их читать.

СЛАЙД «Символы».  

ИГРА - ЛОТО «МЕЗЕНСКИЕ СИМВОЛЫ»(слайд)

Многие изделия были ещё и оберегами для дома. Ведь каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Предлагаю вам написать друг другу с помощью мезенских символов пожелание. С детьми мы называем эту игру -  «ДРЕВНИЕ ЛЮДИ»

Рисуют послания, обмениваются и читают.

Следующая игра, знакомит нас с построением композиции на основе элементов росписи, «Составь узор» или «Разрезные картинки» (слайд)

С элементами мезенской росписи, с цветовой гаммой мы познакомились – предлагаю вам следующую игру «Найди ошибку художника». Цель данной игры развивать  внимание детей, закрепить знания о цветовой гамме и орнаментальных мотивах росписи.(слайд)

В старшей и подготовительной группах игры усложняются, обращается внимание на прорисовку элементов, дети самостоятельно и по образцу составляют узоры. Для прорисовки крупных элементов можно использовать кальку (пергамент, тонкая прозрачная бумага). Все мелкие элементы прорисовываются тонкой кистью или гелевой ручкой.

Игра «Вторая половинка»,«Нарисуй такой же узор» или «Повтори узор», «Нарисуй друга» (зеркальное отображение рисунка), (используем кальку) (Слайд)

Рисуют.

Дети, имея возможность увидеть, потрогать изделия народных мастеров, поиграть в игры на основе промысла, самим принять участие в изготовлении таких изделий – всё это помогает им ближе познакомиться с народным декоративно прикладным промыслом – Мезенская роспись, узнать историю родного края, ценить труд народных мастеров.

В группах организуются уголки художественного творчества, где размещены изделия народного промысла, которые можно дополнить раскраской «Пиши – стирай», которая в младшем возрасте знакомит детей с орнаментом (символикой) росписи, а в старшем помогает подготовить руку ребёнка к письму.

На листах формата А4 распечатываются элементы росписи, которые вставляются в файл или ламинируются. Дети с помощью маркеров обводят по образцу или прорисовывают самостоятельно, продолжая узор.

В старшем возрасте можно изготовить настольные игры, на основе элементов и мотивов мезенской росписи. Дети с удовольствием включаются в процесс путешествия в старину, изучения, исследования.

Анализ проведенного мастер-класса.

Большое спасибо, участникам мастер-класса за участие.

Я считаю, что сегодня участники мастер-класса приобрели опыт, как можно познакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством, поиграли в игры для ознакомления детей с мезенской росписью, 

  Хочется узнать у участников мастер-класса, что нового они узнали о мезенской росписи?

Пригодится  ли Вам полученный опыт в дальнейшей работе?

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление детей дошкольного возраста с Мезенской росписью Составила (автор) – Лозовая Екатерина Витальевна – воспитатель филиала МБОУ « Луковецкая средняя школа» – Детский сад № 64 «Берёзка»

Слайд 2

Кто такие поморы? Как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды и традиции? Чем украшали свой дом и быт?

Слайд 4

В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы , Комаровой и Васильевой, прописаны цели и задачи по художественно-эстетическому развитию, касающиеся использования регионального компонента: 1. «расширять представления о разнообразии народного искусства, народных промыслов»; 2. «воспитывать интерес к искусству родного края; бережное отношение к произведениям народного творчества»; 3. «…развивать навыки декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей Архангельской области»; 4. «учить детей выделять и передавать цветовую гамму той или иной росписи»; 5. «закреплять умение создавать композиции на листах различной формы, используя характерные элементы узора и цветовой гаммы, самостоятельно и с помощью взрослого».

Слайд 5

П а л а щ е л ь е

Слайд 8

Игра «Составь узор» или «Разрезные картинки»

Слайд 9

Игра «Найди ошибку художника»

Слайд 10

Игры «Вторая половинка» , «Нарисуй такой же узор », «Продолжи узор»

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.

Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи....

Отчет по самообразованию "Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами".

Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием....

Ознакомление детей дошкольного возраста с народным промыслом Гжель

Данная презентация предназначена для ознакомления детей дошкольнного возраста с народным промыслом "Гжель"....

«Сборник дидактических игр по приобщению детей дошкольного возраста к народным промыслам»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средст...