Путешествие в мир истории Таганрога
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Стукань Ольга Ивановна

     Ребята подготовительной к школе группы «Семицветик» совершили путешествие в мир истории любимого города. Таганрогу исполнилось 320 лет, ему есть о чём рассказать! Путешествуя, дети решали кроссворд, называли достопримечательности города, имена знаменитых личностей, оставивших заметный след в истории нашего города, рассказали о гербе Таганрога, назвали предметы старины и современности.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_istorii_taganroga.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир истории Таганрога

     Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир истории любимого города. Мы узнаем много интересного о жизни города и его жителей. Ведь нашему городу 12 сентября исполняется 320 лет! Есть о чём рассказать! Во время нашего путешествия мы будем решать кроссворд, а решив его, узнаем название первого российского города, построенного по плану, по европейскому образцу.

  1. Кто основал город Таганрог? (Царь Пётр Первый.)                                                                                - Что вам известно о царе Петре Первом?                                                                                                      Родился в Москве. Детство прошло в подмосковном селе Преображенском.               Учителем царевича Петра был дьяк Никита Зотов.                                                                Пётр очень любил военные игры. Для него были созданы «потешные» (предназначенные для царской потехи, игры) полки – Преображенский и Семёновский (по названию царских сёл).                                                                                                          Позже к военным играм прибавилось новое увлечение – строительство кораблей.                                                                                                                                 Всю жизнь Пётр Первый жадно учился. Много трудился.                                                                        Создал регулярную армию и мощный военно-морской флот.                                        Построил новую столицу – Санкт-Петербург.                                                                    Ввёл европейский календарь, которым мы пользуемся сегодня.                                    Построил первый музей – Кунсткамеру. Основал Академию наук.                               При нём вышла в свет первая газета, был создан театр, в городах были открыты начальные школы.                                                                                                                                

Россия была крупным государством, но не имела выхода к морям. Это мешало развитию страны, ограничивало торговлю. Нужно было овладеть берегами Балтийского и Чёрного морей. Берегами Чёрного моря владела в то время Турция. Летом 1696 года, совершив 2 похода, русские войска взяли турецкую крепость Азов. Это была первая победа над Турцией, но опасность нападения с её стороны сохранялась. Турция имела военно-морской флот, а у России флота не было. И Пётр Первый решил его создать.

 В июле 1696 года Пётр Первый с небольшой свитой отправился вдоль берега Азовского моря искать место для стоянки кораблей и крепости для их защиты. Сопровождали царя и его свиту люди. Они везли их на своих лодках и показали царю мыс, который называли Таган-Рог (приметный мыс). Пётр Первый поднялся на высокий обрывистый берег. Осмотрел всё вокруг. Место было тихое и безлюдное. С высоты крутого берега хорошо было видно море. Здесь Пётр Первый решил заложить крепость.

  1. Кто те люди, которые сопровождали царя и его свиту на своих лодках и показали царю мыс Таган-Рог? (Казаки.)                                                                            - Что вы знаете о казаках?                                                                                                       Донские казаки – это вольные поселенцы вдоль берега реки Дон (на окраине государства). Занимались охотой, рыболовством, разведением лошадей. Главным же занятием казаков было военное дело. Они защищали южные границы России от татар и турок. Выступали казаки в военный поход на конях, главным их оружием была сабля.

С раннего возраста мальчика обучали военному делу: верховой езде, владению саблей.

Носили казаки простую одежду. Это были шаровары и рубаха. Зимой – полушубок или тулуп из овчины. И обязательно на голове была меховая папаха как символ принадлежности к казачеству.

Жили казаки в поселениях – станицах, в домах, которые они называли куренями. В каждой станице обязательно была площадь – майдан. На майдан казаки собирались для решения важных дел. Они становились в круг, и их собрания получили название Круга. На Круге казаки выбирали атамана – начальника казачьего войска, его помощников.

Войско Донское во времена Петра Первого вошло в состав регулярной Российской армии.

Казаки показали Петру Первому удобное место для стоянки кораблей.

  1. Как называется место для стоянки кораблей? (Гавань.)

12 сентября 1698 года московский пушкарский приказ издал указ о начале строительства гавани и крепости на мысу Таган-Рог. И ожил мыс Таган-Рог. Тысячи людей здесь строили гавань, крепость и город. Пётр Первый несколько раз приезжал на мыс: следил за строительством.   Когда Пётр Первый в последний раз приехал в Таганрог, город был уже построен. Царь остался доволен тем, что увидел. Он писал о том, что на некогда пустом месте построен «изрядный» город вместе с гаванью. Больше всего всех поражала гавань. Она была построена в открытом море. Нигде в мире подобной гавани не было. Таганрог стал первым городом России, который застраивался по плану, разработанному на основе указаний Петра Первого.

Турция, не желая мириться с потерей Азова и строительством Таганрога, объявила войну России. В этой войне русские потерпели поражение. По мирному договору с Турцией, Россия обязана была разрушить Таганрог, гавань и ликвидировать флот в Азовском море. Тяжело было Петру Первому терять Таганрог, но он надеялся на то, что наступят лучшие времена и город будет возвращён России. Пётр Первый не успел его возродить. Это сделали его преемники.

  1. Кто возродил Таганрог, дал ему второе рождение? (Екатерина Вторая Великая. В течение долгих лет Таганрог лежал в развалинах. И только в ходе победоносной Русско-турецкой войны (1768-1774гг.) земли, на которых располагался когда-то Таганрог, вошли в состав России. Это было время правления императрицы Екатерины Второй.)

- Что вам известно об императрице Екатерине Второй?

Её называли «мудрой», «матушкой-государыней», «Великой». Велики были дела её. Она завершила дело, начатое Петром Великим: одержала победу над Турцией в двух войнах, создала Азовскую флотилию и Черноморский флот, присоединила к России Крым, основала военно-морскую базу Черноморского флота – город Севастополь.

Екатерина Великая никогда не была в Таганроге, но заботилась о нём, считая, что город нужен России. И город быстро строился: его сооружали на старом фундаменте, сохранившемся со времён Петра Первого. Когда был завоёван Крым, русские корабли могли свободно плавать по Чёрному морю. Флот из Таганрога был переведён в Севастополь. Екатерина Вторая повелела своим указом Таганрог крепостью больше не считать и преобразовать его в торговый город. Наш город, утратив военное значение, оставался важным портовым городом Юга России. Он стал развиваться как торговый город.

  1. Кто из царей выбрал Таганрог местом своего проживания? (Александр Первый. В народе Таганрог называют любимцем царей: его основал Пётр Первый, возродила Екатерина Вторая, а Александр Первый выбрал его местом проживания.)

- Что вам известно об императоре Александре Первом?

Он был любимым внуком Екатерины Великой. Его называли «Благословенный». Император Александр Первый одержал победу в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Он создал Царскосельский лицей, в котором учился великий поэт А.С. Пушкин. При нём в крупных городах России были открыты новые университеты, педагогические институты, гимназии. И у нас в Таганроге была открыта гимназия. Она сохранилась и носит имя своего ученика, нашего великого земляка – писателя А.П. Чехова.    Это было временем расцвета образования, искусства, литературы.

  1. Назовите одним словом все достижения людей в образовании, искусстве, науке, литературе, в производстве, в общественном устройстве. (Культура.)

Достопримечательности Таганрога

          1.Гимназия – старейшее учебное заведение.

2.Дворец Алфераки. В настоящее время в нём находится историко-краеведческий музей.

3.Дом Шаронова. Музей градостроительства и быта.

4.Дом градоначальника Папкова, впоследствии получивший название «царского дворца».

5.Картинная галерея – гордость таганрожцев.

6.Домик Чехова.

7.Лавка Чеховых.

8.Театр.

9.Памятник Петру Первому.

10.Памятник Александру Первому.

11.Памятник А.П. Чехову.

12.Свято-Никольский храм.

     7.  Как называют человека, который любит свою Родину, предан своему                      

Отечеству, своему народу? (Патриот.)

1.Балка смерти.

2.Клятва юности.

3.Мемориал Славы.

     8.  Как называется отличительный знак государства, города…, изображаемый

          на флагах, монетах, печатях? (Герб.) Таганрог тоже имеет свой герб.

          Его утвердил царь Александр Первый.

          - Покажите герб Таганрога.

          - Расскажите о нём.

      Его основу составляет щит. Он разделён на 4 части.

      В первой части, на серебряном поле, изображены 2 голубые полосы. Это реки – Дон и Волга. По ним доставляют товары в город, а затем, через Таганрогский порт и в другие страны.

     Во второй части герба, на пурпурном поле, нарисован вензель Петра Первого, и стоит дата основания города – 1698 год.

     Город занимается рыбным промыслом. В третьей части герба, на голубом поле, нарисован осётр.

     Таганрог – торговый город, расположенный на берегу моря. Об этом говорят знаки, изображённые в четвёртой части герба. На серебряном поле нарисованы два золотых якоря, положенных крестообразно, а над ними жезл бога торговли Меркурия, обозначающий торговлю. Он изображён в виде палочки с крылышками, обвитой двумя змеями. Издревле торговля считалась делом мудрым, и её нужно было бдительно охранять.

     В середине щита, на маленьком щитке, изображён красный крест, который выступает как символ христианства, борьбы православной России с мусульманской Турцией, на землях которой был построен Таганрог.

     Ребята, какой же город был первым российским городом, построенным по плану, по европейскому образцу? ТАГАНРОГ!

    Слово жюри.

    Дорогие друзья! Наше путешествие в мир истории любимого города подошло к концу. История города – это история улицы, на которой вы живёте; детского сада, в который вы ходите; семьи, в которой вы растёте. История – это мы с вами. И от того, какие вы сейчас и какими будете завтра, зависит судьба и история нашего города, нашей страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по формированию целостной картины мира "Путешествие по страницам истории города Благовещенска"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы. Благодаря ему вы сможете познакомить...

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое: История создания книги»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ к Году культуры и литературы в России. Целью открытого НОД является знакомство детей с историей создания книги, ее развитием, а также воспитание интереса к м...

Путешествие по страницам истории «Урок Победы».

Сценарий позволяет углубить представления детей о событиях Великой Отечественной войны. Способствует формированию представлений о том, что солдаты нашей армии воевали с немецкими захватчиками во...

Путешествие в прошлое. История новогодней игрушки,

Конспект организованной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»Тема: «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»...

конспект ООД по патриотическому воспитанию" Путешествие по страницам Истории"

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в со...

История Таганрога.

Таганрог- наша малая Родина. Что же мы знаем об истории нашего города?...

Путешествие в прошлое "История бумаги"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству...