"Мордовские узоры"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Познавательное занятие с детьми старшей группы по приобщению к мордовской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsii_mordovskogo_naroda_konspekt.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мордовские узоры».

Цель: продолжать формировать представления о малой родине - республики Мордовии, используя дидактические игры;

Задачи:

«Познавательное развитие»

продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримечательностями города;

закрепить знания о Мордовии , как о малой Родине;

 «Речевое развитие»

развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;

совершенствовать диалогическую речь:

развивать умение  говорить правильно, формировать словарный  запас;

«Социально-коммуникативное развитие»

воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде;

продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми

«Физическое развитие»

развивать двигательную активность;

«Художественно - эстетическое развитие»

развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма,

закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки. 

Предшествующая работа:

  • разучивание мордовских народных игр.
  • чтение произведений русских и мордовских писателей о Мордовии, народе, природе.
  • рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флага, герба республики.
  • рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству мордвы
  • прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: беседа, рассказ, вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

Словарная работа: панар, пулай, икеле паця, шумбратадо, вастомазонок.

Материалы к занятию: изображение флага и герба Мордовии, карточки с изображением достопримечательностей родного города, игрушки из дерева, лапти, кукла в национальном костюме, карточки с изображением мордовского орнамента, шаблоны рукавиц украшенные мордовским орнаментом, набор элементов мордовского орнамента, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт! Здравствуйте, дети!

 Ребята, скажите вы знаете, что такое Родина? (Ответы, предположения детей)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина.

Есть такая малая родина и у нас с вами. Как она называется?( Мордовия.)

Правильно ребята. Мордовия - наша малая родина. А почему она так называется? (Коренные жители – мордва)

Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
Люди, еще каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, грузины... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша.

Во всех странах, республиках есть государственные символы. Есть они и у нашей республики Мордовии.  Назовите эти символы?( Герб, гимн и флаг.)

Ребята давайте рассмотрим герб и флаг, что находится в центре герба?(Щит темно - красного, белого и темно - синего цветов.) Ребята  еще в центре  герба изображено золотое женское национальное украшение- гривна. Что изображено на гривне?( Семь орнаментов, означающих количество городов республики (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников)

А что еще изображено на гербе?(Колосья обвитые лентой. Восьмиконечная розетка.)

Что она  символизирует? ( Она символизирует четыре основных национальности  республики Мордовии. Это эрзя, мокша, татары и русские.)

Изображение на флаге - три полосы темно-красного, белого и насыщенного синего цветов Цвета флага имеют следующее значение: белый - чистота, мудрость, миролюбие, девственная красота; синий - величие, честь, сила, приверженность традициям; мареновый - любовь, мужество, правое дело.

 Строго посередине белой полосы расположена мареновая розетка - восьмиугольный солярный знак (символизирует солнце, Вселенную, силы природы, вечный круговорот), делающий узнаваемым флаг Мордовии.

Воспитатель: Мы рассмотрели герб и флаг Мордовии . Что еще является государственным символом нашей Республики.(Гимн.)

Какой город является столицей нашей республики? (Саранск)

Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Мы с вами живем в прекрасном городе Саранск, в столице нашей республики – Мордовия. Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Материал: карточки с изображением достопримечательностей родного города.

Игровые правила: дети по очереди берут изображение достопримечательности города и рассказывают о нем.

Воспитатель: Мордовия – небольшая, но очень красивая республика. И живет в Мордовии талантливый народ. И чего только люди Мордовии не умеют делать! И сказки придумывать, и песни красивые петь, и разные красивые предметы делать! Посмотрите на эти деревянные фигурки, их сделали мастера из Подлесной Тавлы. (Выставляю на столе деревянные игрушки)

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши прабабушки,  и прадедушки жили в сёлах и деревнях.

Мордовские деревни были небольшими, всего в  несколько домов. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

Раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Вечерами мужчины  плели из лыка  лапти,  подшивали валенки. Лапти были основной обувью наших предков. Их носили и мужчины , и женщины, и дети. Шли годы, всё менялось. Сейчас уже никто лапти не носит. Наши предки были не только трудолюбивы, но и веселые люди. Они очень любили игры. Я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка  «Мордовская игра «Лапоток»

(Под музыку дети передают лапоть. У кого остается лапоть, после окончания музыки, тот танцует в лапте под музыку).

Воспитатель: Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину и под мордовские песни начинали работать. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: делали из ниток  кукол  своим  младшим сёстрам, вышивали, вязали, шили. Красив наряд у мордовочки!

И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорят, что мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

 Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый, желтый)

А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест, треугольник, галочка, квадрат, скобки).

Дидактическая игра «Назови элемент мордовского узора».

Материал: карточки с изображением мордовского орнамента.

Игровые правила: дети по очереди выходят к доске и выставляют карточку с изображением элемента  мордовского орнамента.

Воспитатель: Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде.

Дидактическая игра «Найди пару»

Материал: шаблоны рукавиц, украшенные мордовским орнаментом.

Игровые правила: Воспитатель раздает детям по одной рукавице. Остальные лежат на столе. Необходимо найти пару.

Воспитатель: У вас на столах на тарелочках лежат готовые элементы орнамента, вы будете составлять узор на салфетке. Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Дидактическая игра «Собери узор»

Материал: набор элементов орнамента.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.

Итог

Воспитатель: Чем вы занимались сегодня? Что нового узнали?

Давайте попрощаемся. Вастомазонок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»    «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...

Орнамент и виды мордовского узора.

Мордовское народное декоративно – прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образ...

Создание декоративных композиций с орнаментом мордовского узора детьми 5-7 лет

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не...

Конспект занятия аппликация в старшей группе, по теме " Украшение закладки" ( мордовский узор)

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста....

Серия занятий по изготовлению аппликаций с использованием орнамента мордовского узора

Данные занятия посвящены проблеме развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания декоративных композиций на основе ознакомления с мордовским орнаментом....

Конспект занятия "Мордовские узоры на шапке"

Конспект занятия призван учить детей составлять узор из геометрических фигур по мотивам народного искусства, воспитывать уважение к народным мастерам, формировать чувство любви к родному краю....

Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".

Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию....