Статья "Метод проектов в экологии"
статья (подготовительная группа)

Суханова Светлана Витальевна

Статья на конференцию по экологии (Нижний Новгород)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proekta_v_ekologii_suhanova_s.v.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов как условие формирования экологической

культуры детей старшего дошкольного возраста».

                                                                Суханова Светлана Витальевна,

      воспитатель МБДОУ д/с №6

г.Павлово Нижегородская область

Задачи, поставленные во ФГОС  ДО перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.

Для реализации содержания экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении решили использовать метод проектов, который открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный  процесс дошкольного учреждения. Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир вместе со сверстниками, педагогами и родителями, воплощая новые знания в реальные продукты.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по  проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышения их профессиональной компетентности и, как следствие, повышения качества образовательного процесса в ДОУ.

В ДОУ были организованы следующие проекты: «Зелёный мир детского сада: деревья» (информационный), «Мир камней» (исследовательский), «Столовая для птиц» (практико-ориентированный), «Поможем птицам зимовать» (творческий).

Проект «Поможем птицам зимовать» предназначен для формирования у детей знаний о жизни птиц в природе, воспитания гуманно – ценностного отношения к природе и ко всему живому.

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года.

Цель проекта:  формирование экологически осознанного поведения детей в природе в процессе ознакомления с зимующими птицами.

Задачи:

образовательные: - Формировать у детей обобщённые представления о зимующих и перелётных птицах,    о их взаимосвязи со средой обитания; о роли человека в жизни зимующих птиц.

-Познакомить со способами получения и распространения информации.

развивающие: - Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы;

- Развивать познавательную активность;

-Развивать способности к творчеству.

-Развивать коммуникативные умения и навыки.

воспитательные:  - Воспитывать интерес к живой природе.

-Формировать осознанное отношение к проблеме защиты природы.

-Формировать умения и навыки делового сотрудничества со сверстниками.

Работа по проекту происходила в 4 этапа: первый этап - выбор темы. Дети, наблюдая и сравнивая данные календаря природы за три последних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь), увидели, что некоторых птиц прилетать стало значительно меньше, но появились новые птицы.  И они задались вопросами: «Что случилось? Какие птицы остались? Как помочь оставшимся птицам зимовать?» При помощи воспитателя решают:

-больше узнать о птицах;

-научиться заботиться о них зимой;

-рассказать другим детям и взрослым, что знаем и как мы заботимся о птицах, сделав газету.

На втором этапе - подготовка к проекту -  провожу анкетирование родителей «Птицы – наши друзья»; помещаю на информационный стенд для родителей статью о жизни птиц зимой; провожу акцию «Родители – детям»: обогащение книжного уголка книгами детских писателей о птицах; дети помогают родителям дома подбирать детскую литературу о птицах и приносят её в детский сад.

В ходе реализации проекта детям были показаны презентации на тему «Красная книга: птицы Нижегородской области» и «Зимующие птицы»; проведены беседы «Польза, приносимая птицами», «Зачем нужно подкармливать птиц»; чтение детской и познавательной литературы; показ видеофильма о зимующих птицах «Птицы зимой»;  проведена викторина «Птицы – наши друзья». Реализация проекта позволила плавно перейти к организации экологической акции «Поможем птицам зимовать»: был изготовлен  плакат «Берегите птиц», листовки, буклет «Покормите птиц зимой!»

Реализация проекта не только позволила воспитанникам расширить и систематизировать свои представления о зимующих птицах, их жизни в природе, но и в практической деятельности узнать, какая помощь необходима птицам в холодное время года. Они наблюдали за птицами на прогулках и из окна группы; зарисовывали свои наблюдения; составляли совместно с родителями рассказ с иллюстрациями о птице (по выбору); совместно с воспитателем экспериментировали: распознавали птичьи  следы;

изучали, какого корма птицы съели на кормушке больше? Рассматривали  перо под лупой (лёгкое, тёплое, пропускает воздух); разучивали стихи и пословицы о птицах; отгадывали и придумывали свои описательные  загадки о птицах;  рисовали запрещающие знаки; сажали зелень на витамины птицам, инсценировали стихотворение К.Д.Ушинского «Пойманная птичка»; драматизация сказки «Птичий теремок»; маски-шапочки птиц для инсценировки и драматизации изготовили сами. Так же были проведены подвижные игры с детьми «Кот и птицы», «Филин и пташки», «Птички в гнёздышках», «Птицелов».

Заключительным этапом работы над проектами явилось создание газеты «Поможем птицам зимовать!» Вместе с детьми мы определили рубрики, которые будут отражены в газете; дети подобрали дома вместе с родителями стихи о птицах, ребусы, загадки, кроссворды, народные приметы, связанные с птицами, фотографии и картинки «Я и птицы», интересные факты о птицах «Знаете ли вы, что…».

В результате проведённой работы дети старшего дошкольного возраста

-интересуются событиями, происходящими в природе;

-знают зимующих птиц нашей местности;

-умеют наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи изменений, происходящих в жизни птиц;

-способны замечать потребности живых существ (птиц и др.), осознают необходимость оказания им помощи в трудных ситуациях; знают, каким кормом подкармливать тех или иных птиц;

-активно участвуют в мероприятиях по сбору и распространению информации по теме проекта;

-умеют отвечать на вопросы, рассказывать по теме проекта, задают вопросы;

-согласованно работают в подгруппе сверстников.

Конечно, всю эту огромную работу мы не смогли бы проделать без помощи родителей. Родители - это непосредственные участники образовательного процесса. Они всегда с должным пониманием относились ко всем просьбам и пожеланиям педагогов. Изготовили кормушки, а весной и скворечники.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. 

Литература:

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М: ТЦ Сфера, 2004.

2.Ильницкая И.Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание»: №12-2006; №1-2007; №3-2007.

3.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика», 2013.

4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.: Авт. сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. М.: АРКТИ, 2004.

6. Коробова М.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в процессе ознакомления с природой: программно-методическое пособие «Филиппок». Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2011.

7. - nsportal.ru - социальная сеть работников образования

    -http://www.maam.ru - Международный образовательный портал

8.ФГОС  ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...