Региональный компонент
статья

Ардуганова Инга Разимовна

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвано помочь семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, к культуре и духовным ценностям народа, осознавать веками складываемые и ныне сохраняющие свои ценности, устои жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Региональный компонент19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в муниципальном  автономном дошкольном образовательном учреждении

детский сад №9  «Рябинка» г. Янаул

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о красоте, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданстве и патриотизме. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. И поэтому на современном этапе актуальным направлением в  воспитании детей является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Так как именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человечком от природы родного края, в деталях быта, нравах, обычаях людей. Воспитание ребенка не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. 

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвано помочь семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, к культуре и духовным ценностям народа, осознавать веками складываемые и ныне сохраняющие свои ценности, устои жизни.

 Башкортостан  является одним из субъектов Российской Федерации, в котором в течение многих веков проживают в мире и согласии русские, башкиры, татары, удмурты, марийцы и  представители других национальностей.

В Республике  Башкортостан проводится большая работа по изучению и пропаганде исторического наследия башкирского , русского, татарского и других народов, населяющих республику.

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждения детский сад №9 «Рябинка» г. Янаул ведет работу по формированию у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям башкирского народа. В  нашем детском саду очень многое делается для развития башкирских языков, решается проблема сохранения языка  коренной национальности – башкирского, так как молодое население нашей республики стало терять родной язык, не говорить на нем  между собой, со своими детьми.

Приобщая детей к традициям башкирской культуры, педагоги решают важные образовательно-воспитательные задачи: воспитание любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Приобщение к башкирской культуре должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, осуществляться в повседневной жизни, захватывать все виды образовательных областей, которые находятся во взаимосвязи.

Основной вид деятельности – игра. Педагоги используют и дидактические игры, и сюжетно-ролевые игры, и народные подвижные. В этих играх дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, об окружающем мире. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Детям  можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек». Так же можно использовать  дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?». На прогулках целесообразно проводить индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов  Башкирии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Приобщение к истории, культуре, традициям башкирского народа  происходит и в режимные моменты, на экскурсиях, во время прогулок, наблюдений.

Необходимо сказать о значении народных подвижных игр.   Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли  до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.  Они  ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками на родном языке. Воспитатели создают картотеки народных подвижных игр.

Большое значение  в этнокультуре имеет знакомство  с башкирским искусством. Башкирское искусство представляет яркое,  самобытное явление нашей современности, творчество башкир выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры,  присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Благодаря восприятию прекрасного в искусстве, человек открывает прекрасное в себе.

Педагоги раскрывают перед дошкольниками красоту национального костюма,  знакомят с мордовским узором, с отдельными элементами башкирского орнамента, его семантикой, предлагают создать свой дизайнерский наряд  с использованием национального колорита, оформить салфетку по мотивам башкирской вышивки  и т.п.  С большим  удовольствием дети  играют в народные игрушки башкирских умельцев и создают свои игрушки и поделки. При применении такой формы обучения  воспитанники лучше  усваивают  башкирский язык. Это способствует и развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Не надо забывать и об устной народном творчестве. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом башкирских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Педагоги создают библиотечки художественной литературы, которую используют для обучения детей. Интересны фольклорные праздники, фестивали патриотической песни «С чего начинается Родина?», башкирские песни, конкурсы на которых дети исполняют народные танцы песни на родном языке. Такие праздники помогают  ознакомить детей  с башкирским музыкальным искусством, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику. Совместно с музыкальным руководителем педагоги  знакомят  детей с музыкальными произведениями композиторов Кирюкова Л.П., Кошелевой Н.В., Г. Сураевой-Королевой, Л. Воинова.и др. башкирские

Одна из задач педагога – создание развивающей среды по обозначенной теме. В каждой группе ДОУ имеется национальный  уголок, в котором представлены: символика Башкортостана, книги о республике, иллюстративный материал для ознакомления детей с краем; куклы в национальных костюмах, фонотека с башкирскими песнями, оформлены альбомы, папки передвижки «Башкирия моя!», «Мой город  Янаул», «Красная книга Башкортостана», «Знаменитые люди Башкотостана» и т.п.; дидактические игры (такие как «Угадай сказку» по мотивам башкирских народных сказкам, «Составь узор» с целью ознакомления с башкирским

Работа с родителями. В детском саду  установлена тесная связь с родителями детей. Работа детских садов направлена на повышение педагогической культуры родителей, помощь семьям в воспитании этнокультуры у детей. Основная задача - сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляет интерес к  работе  ДОУ; заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны. Эта работа осуществляется через родительские собрания на духовно-нравственные темы, анкетирование, дней открытых дверей, проведение совместных мероприятий, посвященные к Башкортостану (выставки рисунков, плакатов такие, как «Цвети, мой край Башкортостан», «Мой город – счастливое детство» и др., конкурсы),  консультации для родителей «Изучать или не изучать башкирский язык», «Край, в котором ты живешь», наглядные виды работы: информативные стенды для родителей, выставки детских работ и т.п.).

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи.

Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....