«ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХОМУСОТЕРАПИИ»
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Уучукучук»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Этнокультурное образование дошкольника как вариативная часть основной образовательной программы ДОУ по ФГОС ДО»

«ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХОМУСОТЕРАПИИ»

Выполнила: воспитатель д/с «Уучукучук»

Павлова Лена Михайловна

2019г.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивного поведения детей стала изучаться все более обширнее. Педагоги и психологи всего мира объясняют актуальность данного вопроса тем, что в нашем веке наблюдается рост агрессии и насилия в обществе. Так, за последние десятилетия резко выросла детская преступность и асоциальность. Психологи отмечают, что наиболее частые проявления агрессии свойственны именно детям, причем, младшего возраста. Им характерны ранимость, беззащитность, протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам (в норме) идет на спад. Именно в дошкольных учреждениях должны идти работа по профилактике детской агрессивности различными методами и средствами.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка, периодом подготовки детей к школе. В дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для развития эмоциональной и интеллектуальной сфер психики детей. Одним из средств профилактики детской агрессивности является музыкальное воспитание, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. В нашей работе мы посвятим исследование влиянию хомусотерапии на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Само понятие «хомусотерапия» в наше время является новшеством, и ее использование в профилактике агрессивного поведения детей очень актуально.

Объект исследования – агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние хомусотерапии на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить значимость влияния хомусотерапии на профилактику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психологической литературы по проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятие «хомусотерапии» и его воздействие на детей.
  3. Провести профилактическую работу агрессивного поведения дошкольников посредством        игры на хомусе.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

          Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций [2, с. 43].

В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения.

К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени [2, с.109, с].

         Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

В старшем дошкольном возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность [7, с.65].

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества [2, с. 198].

М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены особенности общения дошкольников со сверстниками, существенно отличающиеся от его общения со взрослым:

          - большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий, что обусловлено обширным функциональным составом общения сверстников и многообразием коммуникативных задач;

           - интенсивная эмоциональная насыщенность, которая выражается в большом количестве экспрессивно – мимических проявлений и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику;

           - нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность и ненормированность действий, использование непредсказуемых и нестандартных средств общения;

          - доминирование инициативных действий над ответными, что проявляется в неспособности продолжить и развить диалог, который может распадаться из – за отсутствия ответной реакции и вызывать конфликты;

        Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения  со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие  общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету [9, с. 90].

Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, страдания, вреда. Проявляется на основе эмоций или как заученное поведение, имеющее целью - достижение определенных корыстных интересов [14, с.79].

Агрессивность - (от лат. Aggression – нападать)- устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда к окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, психологи утверждают, что агрессивность не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения. Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация – сдерживают агрессию, так как являются  ключом к понимаю других и осознанию их самостоятельной ценности. Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационых затрат, термин «агрессивный» по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность  в достижении целей.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящее вред, причиняющее боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но в нем всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент – умение переодолевать импульсивность, владение навыками саморкгуляции.

Кто занимался данной проблемой – Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А.

      Таким образом, в психологическом отношении возникновение различий оценок агрессивного поведения воспитателя с родителями связано с типом родительских отношений, основанных на любви к своему ребёнку. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитателем. На развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального (социальная ситуация развития) порядка. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами, что является важным для анализа причин возникновения агрессивности, а также - для поиска путей ее преодоления и профилактики. Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольников.

2. Анализ результатов диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (автор Л.С. Колосова)

«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то:

Первая ее особенность - умение ребенка фантазировать и отражать созданный образ в виде графического изображения или рисунка.

Вторая особенность методики в том, что изображенный ребенком графический материал не только тесно связан с эмоциями, играющими роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.

Третья особенность методики - метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя из того, что, хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Для оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать таблицу 4.

Наравне с другими музыкальными инструментами музыка хомуса активизирует творческие способности, расширяет диапазон чувств. Как считают специалисты, основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык. Импровизация – эта самая доступная форма музыкального самовыражения детей, где ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляется самостоятельность музыкального мышления. А хомусная музыка имеет в основном тематически направленный импровизационный характер и всегда связана с «воспеванием» родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя.

Кроме того, хомус издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. И здесь, помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. По мнению современных ученых, игра на хомусе «прочищает» сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов.

Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Здесь необходим труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки, ознакомления детей через музыку с такими вечными проблемами человеческого бытия, как счастье и несчастье, любовь и ненависть, война и мир, победа и поражение, красота и уродство.

Поэтому задача педагога состоит не только в усвоении ребенка информации и навыков игры на хомусе, а именно посредством искусства игры на хомусе научить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа. Он должен ориентировать детей в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям – к любви, состраданию, милосердию, чувству долга и т.д. Таким образом, использование музыки хомуса в воспитательной и учебной работе будет способствовать улучшению психологического климата в группе.

Как известно, дети 5-7 лет отличаются образным мышлением, но слабым произвольным вниманием, они не могут долгое время концентрироваться на одной деятельности. Уроки музыки обладают большими возможностями для снятия перегрузки детей и поддержания их работоспособности и эмоционального комфорта. Все это достигается частой сменой деятельности, особыми методами и приемами, позволяющими владеть вниманием детей на протяжении всего занятия. Поэтому, на наш взгляд, использование музыки хомуса во время занятий в течение 3-5 минут даст заряд и поддержку работоспособности дошкольникам. И это будет способствовать, прежде всего, снятию психологической перегрузки маленьких детей, поддержанию их работоспособности и эмоционального комфорта, и покажет взаимосвязь музыки, природы и окружающей жизни [22, с.205].

Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений от прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении, т.к. дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Впрочем, сочетать музыку и движение, естественно, надо начинать в дошкольном возрасте.

Обратимся к опыту наших педагогов, которые на протяжении многих лет обучают детей игре на хомусе, стремятся научить их воспевать красоту родной природы и беречь ее, привить любовь к родине, к

своему народу, культуре. С целью всестороннего гармоничного духовного развития ребенка в своей практике они применяют различные методы и средства обучения.

Педагоги музыки хомуса в своей деятельности вырабатывают собственную позицию, методы работы, сравнивая и сопоставляя различные точки зрения. Они все как один, считают, что дети, воспитанные на основе хомусной музыки умеют слушать классическую музыку и обожают «живую» музыку. Такие педагоги выполняют свою основную воспитательную функцию – способствовать формированию духовно-нравственных установок и привитию эстетического вкуса у учащихся [23].

Небезызвестно, что музыка рода рок-музыки, хэви-метал отрицательно влияют на здоровье человека. Нарушается кровоснабжение мозга, громкая музыка повышает артериальное давление, а музыка хомуса, как неоднократно отмечалось выше, лечебна. Увлечение игрой на хомусе не может привести детей и подростков к таким пагубным вредным привычкам как курение, применение наркотиков и алкогольных напитков.

Педагоги также подчеркивают то, что дети, которые занимаются хомусной музыкой, как правило, начинают лучше учиться в школе. Они приводят много примеров из своего педагогического опыта, что подростки, которые считались в школе «трудными», «озорниками» в жизни добились лучших высот человеческого качества [21, с. 68].

Как видно, увлечение игрой на хомусе имеет чрезвычайно важное значение. Оно не только открывает путь к прекрасному видению мира, но и учит преодолению трудностей. Наш век насыщен открытиями, преобразованиями и информационным бумом, когда на человека обрушивается такое количество информации, что он не успевает с ней справиться. Как ни парадоксально это звучит, но с увеличением информации, количества занятий у студентов, уроков у школьников человек не становится богаче духовно. А способность к творческому мышлению у него катастрофически падает, состояние усталости, нежелание думать становится привычным, тяжело преодолимым. И тогда игра на хомусе может повлиять благотворно на психофизическое состояние человека. К тому же, хомус еще является удобным и с утилитарной стороны, его можно носить в кармане.

У народа Саха в настоящее время, именно хомус является тем инструментом, который будет способствовать музыкально-экологическому просвещению и воспитанию детей.

Хомусотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная хомусотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная хомусотерапия существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно- психического напряжения)[21, с.74].

Хомусотерапии используется также для различных медицинских целей:

- Для больных с бронхиальной астмой;

- Для снятия стресса;

- Для лиц с отклонениями в развитии;

- Для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастов;

- Для лиц с психологическими расстройствами;

- Для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения;

- Для престарелых лиц, нуждающихся в постоянном уходе;

- Для детей с нарушениями речи и отстающих в развитии [23, с.24].

Надо отметить, что хомусотерапия приобретает актуальность в настоящее время. Практикуются методы лечения в психологическом воздействии в современной традиционной медицине. Его музыку воспримут как один из методов исцеления человека, как в духовном, психическом, так и физическом плане.

С детьми у которых ярко выраженная агрессия, а именно Филиппов Вова, Николаев Костя, Иванов Сарыал проведена профилактическая работа и  был сделан запрос психологу по проведению коррекционной работы  по устранению агрессивного поведения.

После применения ряда занятий по хомусотерапии с ноября 2015 года по февраль 2016 года, мы провели повторную диагностику проявлений агрессивного поведения у детей старшей группы. Результаты опроса родителей и воспитателя приведены в таблице 5.

Повторная диагностика проводилась по методике опроса родителей и воспитателя, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы выяснили, что агрессия - это деструктивное, то есть наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или неодушевленных объектов; индивидуальное или коллективное поведение [1].

Чаще всего агрессия наблюдается у детей дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Для профилактики агрессивного поведения детей в этой группе мы разобрали различные методы и средства воспитания. Из всего выше изложенного в данной работе мы рассмотрели музыкальное воспитание детей, а точнее, хомусотерапию, как профилактику агрессивного поведение детей. Известно,   что музыкотерапия или хомусотерапия благотворно влияет на психофизиологическое состояние детей, она излечивает, успокаивает, снимает стресс.

Во второй главе мы привели результаты диагностики агрессивности воспитанников старшей группы МБДОУ «Кунчээн» с.Маар Нюрбинского района. Так, почти у половины воспитанников старшей группы наблюдается агрессивное поведение. Для профилактики агрессивного поведения в старшей группе дошкольников мы предложили занятия по хомусотерапии. Занятия нужно было проводить после активной деятельности, подвижных игр детей для успокоения и релаксации в течение периода с ноября по февраль 2016 г. После проведенных занятий хомусотерапии мы провели повторный опрос родителей и воспитателя для выявления признаков агрессивного поведения у детей старшей группы. Как вывод, мы получили, что занятия хомусотерапии положительно повлияли на агрессивное поведение детей, т.к. проявление агрессии в группе уменьшилось. Таким образом, хомусотерапию необходимо использовать как средство профилактики агрессивного поведения дошкольников во всех дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...

Игры для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками...

консультация для родителей «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста»

в консультации даны рекомедации родителям как преодолеть агрессию и злость у детей старшего дошкольного возраста,какие игры помогут в решении данной проблемы...