Конспект ОД по познавательному развитию на тему:"В гостях у бабушки Алдуня"
план-конспект занятия (средняя группа)

Сиркина Ольга Федоровна

Систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_aldunya.docx861.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию

на тему:"В гостях у бабушки  Алдуня"

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Задачи:

образовательные

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ;

развивающие

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

 воспитательные

 - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное .

Предварительная работа:

1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае;

 2. рассматривание мордовских национальных костюмов;

3. рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край », «мы – мордва », «древняя мордва », «Религия древней мордвы », «Стихи и песни Мордовии », «Здравствуй, Мордовия! »

4. беседы и рассматривание картин о быте мордвы.  

5. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню »

6. Слушание национальной мордовской музыки.

7. проведение мордовских подвижных игр .

Оборудование:

Фотовыставка посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, мини-музей «Мордовская изба »

Ход ОД

(Встречает гостей хозяйка избы бабушка Алдуня воспитатель  в мордовском костюме приветствует детей на мокшанском и русском языках) .

Шумбратада иднят! Сувада, етада. Монь лемозе Алдабаба. Здравствуйте дети. Я рада видеть вас у себя в гостях. Меня зовут бабушка Алдуня.  Сегодня я приглашаю вас в гости в мою мордовскую избу, где я расскажу вам  об истории мордовского народа.

Воспитатель. Хотите?

Дети:  Да!

Воспитатель. Дети, но сначала ответьте мне: Как называется Республика в которой мы живем?

Дети: Мордовия

Воспитатель. Правильно, назовите столицу республики Мордовия.

Дети: Город Саранск

Воспитатель. Правильно. Дети наша Республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом. Сегодня мы поговорим о мордовском народе. Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень давно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях. Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографий) .

C:\Users\1\Desktop\IMG_5017.JPG

Село – по русски , по мокшански -веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля

Что этому народу жизнь дала.

Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов.

Воспитатель. Как называлось село по мокшански?

Дети: Веле

Воспитатель. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

Небогатая изба, а можно – куд.

Сюда стремится сердце отовсюду.

Воспитатель. Дети, как по мокшански будет изба? Из чего были построены дома? Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей) .

Воспитатель. :В доме жило много народу. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. И вот сейчас вы послушаете колыбельную на мокшанском языке.

C:\Users\1\Desktop\IMG_5029.JPG

Воспитатель. Поиграем в игру «Азк кельговикс» (Назови ласково)  

Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно–ласкательную форму.

Слова: Бабушка – бабаня – щаваня

Дедушка – атяня

Папа – аляня

Мама – тядяня

Сестра – сазарня

C:\Users\1\Desktop\IMG_5032.JPG

Воспитатель. Молодцы! А сейчас предлагаю вам, посмотреть предметы которые были в мордовской старинной избе, все предметы мебели были изготовлены своими руками из дерева (стол, скамьи)

C:\Users\1\Desktop\IMG_5039.JPG

Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Утварь мордвы изготавливались из глины, дерева, реже из металла. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Дети, кто вспомнит, как называются на мокшанском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи-лям, хлеб – кши, картошка – модамарь.

Воспитатель. А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины – пачат.

Воспитатель. Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные. На этом я закончу свой рассказ, вам пора уже идти . Няемозонк, сашендода нинге. Досвидания, приходите в гости еще. (Дети прощаются с бабушкой и уходят).

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Дети, скажите у кого в гостях вы сегодня были? (ответы детей)

Что нового узнали? (ответы детей)

Как ласково называют бабушку на мокшанском языке? (ответы детей)

Дети как по мокшански называется село, изба? (ответы детей)

Из чего делали избу, и чем ее покрывали наши предки? (ответы детей)

Чем отличались русские блины от мордовских? (ответы детей)

В чем пекли блины? (ответы детей)

Вам понравилось в гостях у бабушки Алдуня? (ответы детей)

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная родина светлой мечты,

 Не сыщешь нигде в мире края красивей.

 Об этом всегда помню я, помни ты.

C:\Users\1\Desktop\IMG_5042.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ» (Старшая группа)

Тема: «В гости к солнышку».Программное содержание:1.     Создать радостное настроение у детей.2.     Сформировать представления у детей о том, что только закали...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"

Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с  приемом вышивания " иголка в перед"........

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "В гостях у Лесовичка" для детей средней группы

Конспект занятия для средней группы с интеграцией образовательных областей ( познание, речевое развитие, коммуникация). Продолжаем знакомить детей с грибами, развиваем речь, закладываем основы экологи...

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) тема: "В гости к пчелке Майе"

ООД в средней группе, направленное на формирование элементарных математических представлений...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «В гости Мишка к нам пришел»

Цель:  совершенствование речевых, коммуникативных и игровых навыков у детей раннего возраста....

Конспект НОД По познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «В гостях у Зайки». Вторая младшая группа.

Конспект НОД  По познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «В гостях у Зайки». Вторая младшая группа.Цель: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от ц...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП). Тема: «В гостях у круга и квадрата»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП). Вторая младшая группа....