Очарование Санкт-Петербурга
статья (старшая группа)

Колесникова Наталья Григорьевна

Мы часто ходим по одним и тем же маршрутам, но  однажды ты останавливаешься и стоишь пораженным, увидев дивную птицу или необыкновенное украшение. И задаешь себе вопрос, а почему же я раньше этого не замечала?

Я с удовольствием изучаю историю города Санкт-Петербурга и стараюсь в доступной и интересной форме дать знания детям. Занимаюсь  воспитанием юных петербуржцев уже много лет и наблюдаю, как эта тема нужна и интересна детям старшего дошкольного возраста! 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spb.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Очарование Санкт-Петербурга (для детей дошкольного возраста)

Прекрасен и неповторим раскинувшийся на многочисленных   островах загадочный  город Санкт-Петербург. Здесь Пётр Великий открыл окно в Европу и заявил миру о сильной и могучей державе.

С тех пор прошло очень много лет.  Город строился, развивался, хорошел.  И сегодня  Петербург  нас восхищает прекрасными дворцами, парками, живописными ансамблями мостов, проспектами и площадями.

А знаем ли мы свой город?

В общем,  знаем - а в деталях – нет.

Мы часто ходим по одним и тем же маршрутам, но  однажды ты останавливаешься и стоишь пораженным, увидев дивную птицу или необыкновенное украшение. И задаешь себе вопрос, а почему же я раньше этого не замечала?

Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть, а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.

Я с удовольствием изучаю историю города Санкт-Петербурга и стараюсь в доступной и интересной форме дать знания детям. Занимаюсь  воспитанием юных петербуржцев уже много лет и наблюдаю, как эта тема нужна и интересна детям старшего дошкольного возраста!  

Ведь Санкт-Петербург - это воплощенная в камне история! Здесь жили, творили очень умные и талантливые люди. По аллеям парков, улицам, набережным прогуливались любимые нами поэты, писатели, композиторы,  артисты...  

Строили и украшали Санкт-Петербург великие мастера; мысли, чувства, фантазию, творчество которых помнят ограды, барельефы, скульптуры, памятники, великолепной красоты дворцы и соборы.

 

Какими же должны быть жители  города Санкт-Петербурга?

Петербург всегда славился культурой и традициями, петербуржцев  узнавали по речи и манерам. К большому сожалению, за последние годы очень многое было утрачено.

Сумеем ли мы возродить утраченную культуру жителей великого и неповторимого города Санкт-Петербурга?

Сумеем, но для этого необходимо привлекать родителей, обучать педагогов для более широкого внедрения темы в детские сады и школы.

 

Очарование Санкт-Петербурга складывается из многих составляющих. Это не только прославленные архитектурные ансамбли, но и отдельные детали украшений, декоративные элементы (лепные, каменные, металлические) на стенах домов, в решётках балконов, оградах и даже на крышах. Декоративные украшения не только приносят радость, но и создают художественный образ Петербурга, оживляют и украшают город.

Моя задача  - научить детей  не  только смотреть, но и видеть   детали украшений, которые обычно мало или совсем не замечаются.

Дать возможность ребёнку почувствовать себя частицей этого прекрасного огромного неизведанного мира по имени Санкт-Петербург и помочь ему сделать   первые шаги, открывая для себя свой город.

Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал энергию города с детства, чтобы имена  архитекторов и скульпторов, создававших   свои бессмертные произведения, были для ребёнка не   абстрактными, а непосредственно связаны с результатом их творения.

Что такое город для ребенка?

Для маленького человека город –  это огромный мир,  это открытие!  И задача педагогов сделать это открытие ярким, интересным, доступным и запоминающимся.  Потому что всё, что окрашено эмоциями, запоминается надолго.

Поэтому очень важна эмоциональная подача материала педагогом: смена темпа речи, игра тембром голоса, многозначительные  паузы, интригующие вопросы к детям.

Здесь уместно вспомнить мудрую японскую пословицу, которая стала девизом в моей работе:

"Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому,

И я пойму!"

Поэтому я стараюсь использовать на занятиях самые разнообразные формы, чтобы ребёнок мог увидеть, потрогать, почувствовать и сделать сам. Очень важно не только ЧТО ребёнок узнал, но и КАК он это сделал.

Широко применяю исследовательские методы в обучении. Даю задание, во время целевой прогулки по городу с родителями, в зависимости от темы, найти заданный объект (например, герб).

Таким образом, гуляя по городу, дети учатся  вглядываться, находить, замечать нужные детали и объекты. Затем дети приносят фотографии в группу, вместе мы рассматриваем изображения, сравниваем, обсуждаем, придумываем имена животным, высказываем своё мнение, оформляем выставку фотоснимков.

Дети обожают подобные задания, и родители гуляют с ними с большим удовольствием. Ведь подобные прогулки обогащают и родителей и детей, кроме того, чувствуется единение взрослого и ребёнка, что очень важно в нашем современном мире. После таких прогулок дети  приходят в детский сад окрылёнными, наперебой,  очень эмоционально рассказывают, где были, что видели, что почувствовали, и если впечатления оставили отпечаток в душе ребёнка, они имеют особую ценность.

Как я поддерживаю интерес детей?

- Чтение художественной литературы

- Заучивание стихов

- Музыкальное сопровождение во  время бесед

- Мультимедийные презентации

- Моделирование улиц и площадей

- Конструирование с использованием палочек Киюзенера

- Конструирование из строительного материала

- Поощрение

 И я стараюсь поддерживать интерес, используя художественную литературу, художественное слово, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение, поощрение, моделирование улиц и площадей, зданий, а дети передают свои впечатления в лепке, рисовании, конструировании, раскрашивают раскраски по теме. Вместе мы придумываем этюды, сказки, показываем стихи руками, фантазируем. К примеру, предлагаю детям прочитать стихи не просто от себя, а от лица какого-либо персонажа. В завершении темы мы организуем игры-викторины, открытые занятия для родителей, вечера развлечений с музыкальным руководителем.

Стараюсь, чтобы в основе любой деятельности была игра или игровая ситуация, так как включаются эмоции, ненавязчиво для ребёнка закрепляется материал по теме, поддерживается комфортная и доброжелательная атмосфера в группе.

С успехом проходят у нас словесные игры, по-разному трансформируется и очень любима детьми   игра "Да-Нетка".

У каждого ребёнка имеется портфолио "Я - петербуржец", где накапливаются  фотографии, рисунки, раскраски детей по пройденным темам. Такие  портфолио очень нужны, дети любят перелистывать страницы, самостоятельно повторяют стихи, сравнивают друг с другом рисунки, гордятся своими работами. Таким образом, не навязчиво происходит закрепление пройденного материала, и в дальнейшем, ребёнок сможет в любую минуту своей жизни вернуться к своим детским впечатлениям, перелистывая страницы петербургской папки-портфолио.

Хранятся детские портфолио в доступном и тематически оформленном месте  группы, в уголке  петербурговедения.

Начинать работу надо с семьи, потому что эта тема очень близка и понятна детям, и является очень важной и нужной.

 

Почему я считаю эту тему важной?

Так как за последнее время утрачена ценность семьи как таковая, вижу своей задачей привить детям понимание, что семья – это основа, крепость, тыл для каждого человека.

И, конечно же,  нельзя представить историю города, без истории  петербургской семьи.

Поскольку мы живем в городе с богатой историей, тема войны и блокады всем нам очень близка. Она объединяет старшее и младшее поколения, вызывает чувство уважения и гордости.

Мы рассматривали медали, подлинные документы принесённые детьми из дома, зачитывали  рассказы о своих прабабушках и прадедушках, составленные вместе с родителями. Оформляли выставку "Мы гордимся Вами".  

Эта работа вызвала очень сильный эмоциональный отклик у детей.

К теме "Семья" можно возвращаться несколько раз в году: День семьи, День пожилого человека, День защитника отечества, Женский день 8 Марта, День снятия блокады, День Победы.

После завершения темы "Семья" можно переходить к следующим темам.

СЕМЬЯ  --- ДОМ  -- ДЕТСКИЙ САД  ----РАЙОН   ----

ПЕРВЫЕ ПОСТРОЙКИ ГОРОДА ----

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

В моей  деятельности все темы взаимосвязаны: одна тема плавно переходит в другую. Например, тема "Дивные животные" переходит в тему "Мосты",  мосты - в  "Ажурное кружево"  и так далее.

Каждый педагог сам почувствует,  в какой последовательности далее  планировать и распределять темы по ознакомлению с родным городом.

Главное  соблюдать принцип систематичности и последовательности. Необходимо  давать материал от простого  к сложному  и,  постепенно переходить от ближайшего окружения ребёнка,  к историческому центру.

За долгие годы работы по данной теме накопилось много практического материала, которым хочется поделиться с коллегами, которые  так же как и я учат детей дошкольного возраста знать и любить свой родной город.  

Предлагаемый материал можно использовать частично, как часть занятия, можно давать целиком, всё зависит от уровня подготовленности детей.  

Главное -  творческий подход к работе и заинтересованность в получении результата.

Чтобы дети, которых мы воспитываем сегодня, повзрослев, гордо несли звание "петербуржец", знали и любили свой родной город  и берегли его от разрушения!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

В презентации представлен опыт  работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...