Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в младшей группе «Моя дом, мой семья, моя Родина»
проект (младшая группа)

Детство - это каждодневное открытие мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_dom_moya_semya_moya_rodina.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» Духовницкого района Саратовской области р.п. Духовницкое.

 

 

 

Творческий конкурс методических разработок

 «Родной свой край – люби и знай!»

 в рамках проекта «Мой дом. Моё село. Моё Отечество!»

 

 

 

Проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию

 детей в  младшей группе
«Моя дом, мой семья, моя Родина»

Воспитатель

первой квалификационной категории  

Казакова Елена Даниловна

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Актуальность проблемы:

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, отчему дому, в приобщении детей к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта: дети  младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий.

Срок проекта:  февраль –  май  2018 года.

Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный

 *сбор информации о проектной деятельности;

*подбор информации, материала по нравственно – патриотическому воспитанию;

*составление тематического плана работы по нравственно – патриотическому воспитанию;

*подбор и создание наглядно - дидактического материала по нравственно – патриотическому воспитанию;

*создание условий для совместной творческой деятельности (ребёнок, родитель, воспитатель);

*привлечение родителей к реализации данного проекта (проинформировать по теме, собрать необходимый материал для оформления стенда, принять активное участие в обсуждении, способствовать повышению познавательной активности родителей).

2 этап — Основной (практический)

Беседы о семье, об обязанностях членов семьи, о профессиях.

Совместная с родителями деятельность:

Составление фотоальбома «Моя семья»

Оформление генеалогического древа

Рассматриваний иллюстраций, альбома, набора открыток с видами поселка.

 3 этап — Заключительный

Выставка «Генеалогическое древо семьи».

Выставка детских рисунков «Моя семья».

Посиделки в русской избе  «В гостях у бабушки Арины»

Родительское собрание «Моя семья — что может быть дороже?».

Демонстрация результатов реализации проекта.

Диагностика уровня сформированности знаний.
Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Дети знают свое имя, фамилию, название поселка Духовницкое, называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности поселка Духовницкое 4- 5 улиц, площадь; называют предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, умеют договориться со сверстниками, имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.

2. У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (выставки, родительские собрания, совместные тематические праздники), а также количественный состав их участников. Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. 

Структура и содержание проекта:

Проект «Моя дом, мой семья, моя Родина» - это огромное поле для деятельности детей и взрослых. Структура и содержание проекта отражают последовательность формирования у детей нравственно – патриотических чувств и духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, городу.

       Образовательная деятельность по ознакомлению детей с Россией начинается на первой недели  с модуля «Мой любимый детский сад». В начале учебного года мы познакомили детей с помещением группы, с предметами, находящимися в группе и их назначением. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям. 

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. 
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь. 
Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. 
       Вторая неделя февраля посвящена работе по
второму модулю «Моя семья». Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самым близким людям – родителям. Способствуем расширению представлений о родственных связях, поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внучка (внук). Содействуем укреплению эмоциональной привязанности к родителям (другим близким); развитию уважения к старшим, гордости за достижения членов семьи (других родственников); запоминанию фамилии и имен родителей.

Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), собираем фотоальбом «Моя семья». Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Гости» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой. 

       Модуль третьей недели февраля «Мои друзья» реализуем, используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Способствуем воспитанию культуры поведения малыша со сверстниками и взрослыми: способности согласовывать собственные желания с интересами товарищей, подчинять свое поведение общепринятым нормам.  

Модуль   четвёртой недели февраля «Наши защитники».

Здесь мы знакомим малышей с понятием «защитники». Даём начальное представление об армии, о родах войск; знакомим с военными и мирными профессиями их отцов; закрепляем в словаре название страны, в которой мы живем; содействуем формированию умения отвечать на вопросы полным ответом, побуждаем рассказывать о военной и мирной профессии своего папы; воспитываем уважение к защитникам Отечества. Большая работа ведётся по подготовке к празднованию 73-й годовщины Дня Победы. 

Весь март посвящён модулю «Моя мама». Реализуя данный модуль, мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.

Модуль «Родной поселок», реализуемый в апреле способствует воспитанию любви к родному поселку. Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое  поселок, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в поселке много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.  В течение месяца мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями поселка, фотографии тех мест, где они побывали с родителями ( парк,  берег реки и т.д.).

И завершает проект «Моя дом, мой семья, моя Родина» модуль «Родная страна». Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие  поселок.  Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным поселком. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.  Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. Сообщаем детям название страны и часто повторяем, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны. Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. 

Тематический план работы

Месяц

Содержание

Февраль

Модуль «Мой любимый детский сад»                                              1.Экскурсия по детскому саду и продолжение знакомства с трудом сотрудников.                                                                                         2.Беседы на тему: «Моя группа»,   «Как вести себя в детском саду».                                                                                                                            3. С/р игра «Детский сад».                                                                                 Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.                                                              Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников».                                                                                                 Модуль «Моя семья»

1. Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Рассматривание семейных фотоальбомов.

3. С/р игра «Семья».

4. Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»;

 Изготовление фотоальбома: «Семейный альбом группы «Ручейки».

 Выставка детских работ по теме «Моя семья».

Модуль «Мой друзья»

1.Беседы с детьми: «Мои друзья», «С кем я дружу».

2. Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

3. Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

4. Чтение и разучивание стихов о дружбе.

Консультация для родителей: «Воспитание любви к родному поселку в семье и детском саду».

Модуль «Мои Защитники»

1. Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4. Изготовление подарков для пап

5. Рисование «Самолеты летят».

6. Заучивание песен и стихов об армии

7. С/р игра «Мы солдаты»

 Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная».                                                                                                  Выставка детских работ на тему «Мы защитники».

Фотоконкурс «Мой папа лучше всех»

Март

Модуль «Моя мама»

1. Беседа с детьми о своих мамах .

2. Изготовление подарков для мам.

3. Аппликация «Красивое платье для мамы».

4. Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.

5. С/р игра «Дочки – матери».

Консультация для родителей: «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота».

 Привлечение родителей к проведению развлечения

Апрель

Модуль «Родной посёлок»

1. Целевая прогулка по улице.

2. Беседы на тему: «Мой адрес»; «Улица, на которой я живу»; «Что мы видели в нашем поселке».

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Наш поселок Духовницкое».

4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица».

Май

Модуль «Родная страна»

1. Беседы на темы: «Мы живем в России»;  «Береги поселок».

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Москва – столица нашей Родины».

3. Конструирование: «Постройка поселка».

4. С/р игра «Путешествие».

 Участие родителей в групповых занятиях «Семейные традиции».

Список используемой литературы

1.  Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012.
2.  Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010.
3.  Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2010. - №1. - С .16-24.
4.  Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 120с.
5.  Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.
6.  Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
7.  Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2011. - №6. - С.8-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "С чего начинается Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей представление о России, как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государственным с...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме «С чего начинается Родина»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: — формировать у детей представление о России как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государств...

Конспект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе «Семицветик» На тему: «Символы нашей Родины - России»

Цели: Познакомить детей с символами России – гимном, флагом, гербом. Обобщить знания детей о Родине. Формировать начальное представление о происхождение современного государственного герба, о его функ...

Совместная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе на тему: "Моя семья"

Занятие способствует систематизации представлений детей о семье, о её членах. Развиваются умения выражать свои чувства по отношению к близкимлюдям....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе № 7 «Светлячок» «С чего начинается Родина…»

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей го...