Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей "Сундучок сказок"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Андреева Татьяна Александровна

Формировать у детей интерес к одному из жанров  устного народно-поэтического творчества-сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развлечение230 КБ
Office presentation icon Презентация1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 г. Пензы «Детство»

 «Сундучок сказок»

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста   с участием родителей.

                                                                           

                            Выполнила:

                                                                                  музыкальный руководитель

                                                                                  МБДОУ № 105 г.Пензы «Детство»

                                                                                  Андреева Татьяна Александровна

2019 год

«Сундучок сказок»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста   с участием родителей.

Цель:

Формировать у  детей  интерес к одному  из жанров устного народно -поэтического               творчества - сказкам.

 Задачи:

1. Расширять представления  детей о жизни, быте и культуре народов Пензенского края через национальные сказки, игры и песни.  

2.Развивать творческие способности, воображение, мышление, культуру общения, эмоциональность и выразительность речи и движений.                                                                                                        

3. Совершенствовать  у детей умение слушать, сопереживать, оценивать поведение героев сказки, делать выводы, высказывать свое мнение.

4. Активизировать  внимание  родителей к значению и важности роли книг в процессе воспитания детей.

5. Воспитывать  патриотические чувства, интерес к народному творчеству, национальной культуре.  

Материал  и оборудование.

Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук; Презентация   « Сундучок сказок»;

Диск с записями музыкальных произведений;

Сундучок;

Сборник сказок «Сказки народов Пензенского края;

Абашевские игрушки: собака со щенком, петух, козел, жеребенок;

Атрибуты для народных игр - веревка, тюбетейка, ориентиры;

Атрибуты для мордовской сказки «Как собака друга искала ».

Репертуар:

Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»;

Мордовская народная игра «В ключи»;

Татарская  народная сказка «О мудрой хитрости»;

Татарская  народная игра «Тюбетейка»;

Русская народная  сказка  «Кот - серый лоб, козел да баран »;

Русская народная  песня: «Как у бабушки козел»;

 Русская  народная игра «Золотые ворота»;

Чувашская народная сказка «Иван»;

Чувашская народная игра «Хищник в море»;

Русская народная музыка;

Чувашская народная музыка;

Татарская народная музыка;

Мордовская народная музыка.

Предварительная работа:

Беседа о народах, проживающих в Пензенской области;

Чтение русских, мордовских, татарских, чувашских сказок;

 Рассматривание  иллюстраций в книгах;

 Беседа об одном из народных промыслов Пензенской губернии -абашевской игрушке;

Слушание народных песен;

Инсценировка  отрывка из мордовской сказки «Как собака друга искала»;

Разучивание русской народной песни: «Как у бабушки козел»;  

Народные игры: «В ключи»,  «Тюбетейка», «Золотые ворота»,«Хищник в море».

Ход мероприятия.

 Зал оформлен под русскую горницу, звучат мелодии народных русских песен. 

Ведущая, одетая  в русский народный  костюм,  встречает пришедших детей и  родителей, предлагает присесть на  скамьи.

На столе, накрытом нарядным расшитым рушником стоит сундучок.

Ведущий:

Добрый день, дорогие дети, родители, гости!

Посмотрите, какой необычный   и красивый сундучок стоит на столе!

А как вы думаете, что может в нем лежать? (ответы детей).

Слайд 1. «Сундучок сказок»

Ведущий: Давайте посмотрим, что же находится  в этом  сундучке?(открывает   сундучок )  

Да здесь лежит книга! (перелистывает страницы и показывает детям).

Узнаете ее? (ответы детей).

Правильно, это книга сказок. Называется она «Сказки народов Пензенского  края»

Дети, вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.

А знаете, откуда берутся сказки?

Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, наши бабушки и прабабушки. Неизвестно, кто их придумывал. Их передавали из поколения в поколение, «из уст в уста», как раньше говорили. Называются такие сказки народными.

Этот  чудесный сундучок  поможет  нам попасть  в сказки, созданные разными народами, живущими на Пензенской   земле.

Вспомните, какие именно народы? (Русские, татары, мордва, чуваши)

Жили они дружно, не ссорились. Да и сейчас помогают друг другу в беде, делятся радостями.

Каких краев глаза ни повидали,

Но всех дороже искони свои-

Присурский лес, замокшинские дали

И на Хопре шаманы-соловьи.

Татары, русские, мордва, чуваши

Веками жили здесь семьей одной.

Трудолюбивы были предки наши,

И богател,  и цвел мой край родной. [3].

Давайте отправимся в путешествие  по страницам книги «Сказки народов Пензенского края».

Дети совместно с родителями будут  отгадывать слова из кроссворда по вертикали и горизонтали. И в конце игры, в случае правильных ответов  - мы узнаем, что характерно для одного  из жанров устного народно -поэтического  творчества- сказок.

                                               Слайд 2.      Кроссворд

5

3

4

1

2

1 тур

Ведущий:

А что это еще в сундучке лежит? (открывает   сундучок и достает абашевскую игрушку-собаку).

Да это ведь собака, она по всей видимости  из какой то сказки.

Ведущий: В  какой сказке мы встречались с собакой? Вы   помните ее ? (ответы детей).

Сейчас проверим (открывает книгу и читает).

Дети инсценируют отрывок из мордовской сказки  «Как собака друга искала»

Под музыку  собака обегает  вокруг елки.

Ведущий: Встретила собака в лесу зайца.

Под музыку  вбегает заяц.

И говорит ему.

Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

Зайка: Давай.

Ведущий: Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать.

Собака и заяц садятся на пеньки.

Ночью бежала мимо них мышка.

Под музыку  пробегает мышка.

Собака  услышала шорох да как вскочит, как залает громко.

Собака встает с пенька и гавкает.

Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Заяц встает с пенька.

Зайка: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

Ведущий: Утром распрощалась собака с зайцем.

Зайка: Побежал я дальше! До свиданья!

Собака: До свиданья, заяц!

Под музыку  убегает заяц.

Собака: Неважный это друг. Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится.

Ведущий: И  пошла собака искать волка.

Под музыку  собака обегает  вокруг елки.

Ведущий:

- Как называется эта сказка? (Приложение № 1 )

Слайд 3.      Мордовская народная сказка  «Как собака друга искала»

- Кто сочинил сказку «Как собака друга искала »? (мордовский народ)

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто главный герой сказки?

-Какие чувства вызывает эта сказка? (ответы детей).

Чтобы отгадать первое слово в кроссворде необходимо выбрать три игрока. Для этого поиграем в  мордовскую  игру «В  ключи» и в процессе игры определятся участники 1 тура.

Проводится с детьми  мордовская  игра «В  ключи»

Играющих пять человек. На полу ставят 4 ориентира, образуя квадрат- это дом. По углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

-  Дядя (или тётя) у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

-Вон у дяди (или тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ребенок ему советует:

-Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, а пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

В процессе игры выявляются 3победителя, которые  будут вести дальнейшую борьбу за приз имени Собачки.

                                                                                                                                                                         1задание.

Кто является настоящим  другом собаки в мордовской  народной  сказке  «Как собака друга искала» ?

Слайд 4.

Игроки по очереди угадывают буквы, пока на экране не откроется все слово-«Человек». (№1 по горизонтали).Если задание вызывает у детей затруднения, то им помогают родители.

      Победителю первой  тройки   вручается суперприз от Собачки- игрушка, сделанная детьми другой группы из соленого теста  в совместной деятельности воспитателя с детьми, остальным двоим— утешительные призы-маленькие игрушки.

2 тур.

Ведущий:

Давайте посмотрим, что же находится еще в этом  сундучке?(открывает   сундучок )  

А угадать, что за игрушка лежит внутри поможет  загадка:

С переливами поет

Утром будит весь народ,

Золотистый гребешок

Гордо носит…                

    ( Петушок)

     После ответа детей ведущая достает и показывает всем абашевскую игрушку-петушка.

Ведущий: Вспомните, в какой сказке есть Петушок  и где  рассказывается  о  его хитрости ? (ответ детей) (Приложение № 2 ) Сейчас проверим (открывает книгу и показывает название сказки).

Слайд 5. Татарская  народная сказка «О мудрой хитрости»

-Кто сочинил сказку «О мудрой   хитрости »? (татарский народ)

-Понравилась ли вам эта сказка?

-Чему она учит?

Чтобы отгадать второе слово в кроссворде необходимо выбрать три игрока. Для этого поиграем в татарскую народную   игру «Тюбетейка» и по ее результатам   выберем игроков.

Проводится подвижная игра «Тюбетейка» под татарскую народную музыку

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонну. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Водящий становится впереди, шагов на 10—12 от первой пары, лицом к ним и на вытянутой руке держит тюбетейку. Все участники приговаривают: «Раз, два, три – тюбетейку береги!» По окончании слов последняя пара разбегаются в разные стороны и бегут к водящему, пытаясь первым взять из его рук тюбетейку. Игрок, в чьих руках оказался национальный головной убор становится водящим, а оставшиеся два игрока образуют пару и встают вначале колонны.

В процессе игры выявляются 3победителя, которые  будут вести                                                                                             дальнейшую борьбу за приз имени Петушка.

2 задание.

Кто хотел обхитрить Петушка в татарской народной  сказке «О мудрой   хитрости »?

Слайд 6.

      Игроки по очереди  называют буквы, пока на экране не откроется все слово-«Лиса» (№2 по вертикали). Если задание вызывает у детей затруднения, то им помогают родители.

        Победителю второй тройки  вручается суперприз от Петушка- игрушка, сделанная детьми другой группы из соленого теста  в совместной деятельности воспитателя с детьми, остальным двоим— утешительные призы-маленькие игрушки.

3 тур.

Ведущий:

Давайте посмотрим, что еще находится  в этом  сундучке?(открывает   сундучок )  А угадать, что за игрушка лежит внутри тоже поможет  загадка:

В капусту он забрался

Осеннею порой:

Рогатый и лохматый

И с длинной бородой

                                  (Козел.)

После ответа детей ведущая достает и показывает всем абашевскую игрушку-козла.

Ведущий:  Определите сказку  по иллюстрации из книги. ( открывает книгу и показывает иллюстрацию   к сказке  «Кот - серый лоб, козел да баран ».  Если затрудняются ответить, то ведущий зачитывает еще текст к иллюстрации. (Приложение № 3 ).

Слайд 7. Русская народная сказка «Кот - серый лоб, козел да баран ».  

Ведущий:  

-Кто сочинил сказку «Кот - серый лоб, козел да баран »? (русский народ)  -(Приложение № 4)

-Понравилась ли вам сказка?

-Какими словами  начиналась сказка?  (Жили-были на одном дворе козел да баран)

В  совместной со взрослыми  музыкальной деятельности  дети разучили  веселую песню про козла и хотят ее исполнить.

Дети исполняют песню «Как у бабушки козел». (Приложение № 5)

 Чтобы отгадать  третье слово в кроссворде необходимо выбрать три игрока. Для этого поиграем в русскую  народную   игру «Золотые ворота».

Проводится русская народная игра «Золотые ворота».

 Водящие  встают парой, образуя ворота. Дети цепочкой проходят у них под руками и поют:

 Золотые ворота

 Пропускают не всегда.

 Первый раз прощается,

 Второй запрещается,

 А на третий раз

 Не пропустим вас!

При последних словах водящие опускают руки и ловят того, кто в этот момент в воротах.

Так набираются три игрока, которые  продолжат дальнейшую борьбу за приз имени Козлика.

3 задание.

Кто  испугал  волков  в  сказке  «Кот - серый лоб, козел да баран »?

Слайд 8.

Игроки по очереди угадывают буквы, пока на экране не откроется все слово-«Кот». (№3 по горизонтали).Если задание вызывает у детей затруднения, то им помогают родители.

    Победителю третьей  тройки   вручается суперприз от Козлика- игрушка, сделанная детьми другой группы из соленого теста  в совместной деятельности воспитателя с детьми, остальным двоим— утешительные призы-маленькие игрушки.

4 тур

Ведущий: Давайте посмотрим, кто еще остался в этом  сундучке?(открывает   сундучок )

Ведущая достает и показывает всем абашевскую игрушку-жеребенка.

Ведущий:  Из какой же он сказки? Я прочитаю отрывок , а вы отгадайте, как  называется сказка, где другом главного героя был жеребенок? (открывает книгу и читает -Приложение № 6)

- Разреши мне, отец, последний раз прокатиться на моем любимом жеребёнке,- просит он отца.

Ведь я больше всех ухаживал за ним, я вырастил его.

- Что ж, прокатись, сынок,- отвечает отец.

Иван вышел во двор, оседлал жеребёнка, вскочил на него и стегнул ремнём. В мгновение ока

жеребёнок перескочил через ворота и, как ветер, помчался по полю. Мачеха спохватилась,

послала погоню, да было уже поздно: ни один конь не смог догнать жеребёнка.»

Слайд 9.Чувашская народная сказка «Иван»

-Кто сочинил сказку «Иван»? (чувашский народ)

-Почему жеребенок помогал Ивану?

-Какой эмоциональный отклик вызывает у вас герой сказки: радость, печаль, сострадание?

      Три игрока  для определения четвертого слова выбираются по результатам чувашской  народной   игры «Хищник в море» из числа  детей, которые еще не участвовали в играх.

Теперь по кругу встать предлагаем,

В чувашскую игру сейчас поиграем!

Проводится подвижная игра «Хищник в море» под чувашскую народную музыку.

Игроки образуют круг. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за один   конец веревки длиной 2-3 метра и двигаясь по часовой стрелке на месте описывает круги, касаясь веревкой пола. Веревка у водящего должна быть натянута и не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого водящим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего движения, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно.

Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это, изменив направление движения. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

 4 задание.

С кем  сражался   Иван, чтобы спасти дочерей царя?

Слайд 10.

Игроки по очереди угадывают буквы, пока на экране не откроется все слово-«Змей». (№4 по вертикали).Если задание вызывает у детей затруднения, то им помогают родители.

    Победителю четвертой  тройки   вручается суперприз от Жеребенка- игрушка, сделанная детьми другой группы из соленого теста  в совместной деятельности воспитателя с детьми, остальным двоим— утешительные призы-маленькие игрушки.

5 тур.

Для определения последнего, но самого важного слова приглашаются  4 победителя  из каждой тройки игроков.

5 задание.

Что в сказке обязательно  одерживает победу  над злом ?

Игроки по очереди угадывают буквы, пока  на экране не откроется все слово-Добро.

Слайд 11.  Кроссворд

Д

К

О

Т

Б

 З

Р

М

Ч

Е

Л

О

В

Е

К

И

Й

С

А

                 

   Ведущий:  Благодаря сказке дети узнают не только о том, что  добро непременно побеждает зло, но и то, что победа дается нелегко, необходимо пройти немалые испытания, проявить смекалку, силу, ловкость, терпение и другие качества, которые следует в себе воспитывать.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег..
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Николаева Полина

Ведущий заглядывает в сундучок

  Ведущий:   Этот сундучок  сказок действительно удивительный. В процессе игры из сундучка доставали разные абашевские игрушки, которые были  придуманы и созданы руками народных мастеров  Пензенской губернии и которые помогали попасть в сказки народов, живущих на Пензенской земле. Но оказывается, сундучок не опустел.

Ведущий достает из него маленькие глиняные, не расписанные игрушки  из разных  сказок

Дети, мы вам дарим эти игрушки и дома вместе с родителями попробуйте раскрасить  их в абашевском стиле. Тогда сундучок сказок никогда не будет пустым, и в нем появится еще много сказок  и они будут дарить самые светлые и радостные чувства  как детям, так и взрослым.

Список литературы

1.Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области.- Пенза,1953.

2. Дергачев А.Ф. История Пензенского края.- Саратов,  1977.

3.Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций. Часть1,2./Авторы-составители Гостяева В.В., Штанчикова Л.М..под общей редакцией  Е.Ф. Купецковой Е.Ф.-ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2016.

4.Золотая  книга любимых русских сказок. Для дошкольного и младшего школьного возраста.- ООО Издательство «Родничок»г.Тула, ООО «Издательство Астрель», 2007.

5.Литературное наследие Пензенского края-  дошкольникам .

Методическое пособие в помощь воспитателям , работающим по программе «Ребенок и весь мир»  /Авторы-составители  Е.Ф. Купецкова, Н.В.Петроченко под общей редакцией  В.И.Авершина –Издательство ИПКи ПРО, Пенза, 2000.

6.Мордовские народные  сказки.  / Под ред. К. Самородова - Мордовское книжное  издательство, 1978г.

7.Поляков  В.С. Устное народное творчество мордовского народа Пензенской области

8. Татарские народные сказки- Татарское книжное издательство,Казань,1986г.

9. Хрестоматия для старшей группы. Для дошкольного возраста. /Автор-составитель Юдаева М.В.- Издательство «Самовар»,Москва, 2016.

10. Хрестоматия по детской литературе. /Авторы-составители  А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская  под  редакцией  Е.Е. Зубаревой  –М «Просвещение» 1988.--Саратов,1989

11. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.- Казань, 1989г.

12.Чувашские народные сказки - «Детская литература» 1975г.

Приложение № 1

Как собака друга искала

Мордовская народная сказка

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

— Давай, — согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

— Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

— Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

— И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.

Пошла она к медведю:

— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

— Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

— Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

— Человек, давай дружить, вмести жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

Отрывок из мордовской  сказки  «Как собака друга искала»

Под музыку  собака обегает  вокруг елки.

Ведущий. Встретила собака в лесу зайца.

Под музыку  вбегает заяц.

И говорит ему.

Собака. Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

Зайка. Давай.

Ведущий. Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать.

Собака и заяц садятся на пеньки.

Ночью бежала мимо них мышка.

Под музыку  пробегает мышка.

Собака  услышала шорох да как вскочит, как залает громко.

Собака встает с пенька и гавкает.

Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Заяц встает с пенька.

Зайка. Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

Ведущий. Утром распрощалась собака с зайцем.

Зайка. Побежал я дальше! До свиданья!

Собака. До свиданья, заяц!

Под музыку  убегает заяц.

Собака. Неважный это друг. Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится.

Ведущий. И  пошла собака искать волка.

Под музыку  собака обегает  вокруг елки.

Приложение № 2

О мудрой хитрости

Татарская народная  сказка

Однажды храбрый Петух отправился будто бы за село поразвлечься. Там он забрался на какую-то стену, огляделся окрест, повеселел, взмахнул крыльями и закукарекал. А в тех местах Лиса жила. Услыхала она Петуха, обрадовалась: 'Видно, сам Аллах послал мне его!' - и прибежала к стене. Петух увидел ее и спрашивает:
- Чего тебе, рыжая? По какому ты делу? Отвечает Лиса:
- Возвращаюсь я из города. Услыхала твой приятный голосок и свернула сюда, чтобы понаслаждаться твоим пением. А еще узнала я в городе одну новость и хочу с тобою поделиться.
Петух- говорит:
- Ну, рассказывай, что за новость. Продолжает Лиса:
- На днях падишах издал указ. Он гласит: пусть все подданные в моих владениях будут друзьями, живут в мире, не держат в душе зла. Пусть сильный не трогает слабого, пусть лев не отрывает голову страусу, пусть собака не дерет лисью шубу, пусть лиса не душит кур, пусть коршун не нападает на воробья, пусть вместе живут волки и овцы, ястребы и голуби… Вот так приказал владыка. А коль так, то пусть и между нами не будет вражды. Петух, дружище, спускайся ко мне, пройдемся с тобой в обнимку, пусть все увидят, как мы выполняем указ падишаха.
А Петух будто бы не обращает на Лису внимания, в другую сторону смотрит.
Лиса опять за свое:
- Эй, Петух, ты что, не слышишь меня или не согласен с указом падишаха?
Петух отвечает:
- Да погоди!.. Кто-то бежит сюда из села, длинноухий, с хвостом и облезлый. Вот я и думаю, кто бы это мог быть?..
Лиса услыхала такое, встревожилась не на шутку, стала искать, где бы спрятаться.
Петух ей:
- Ты чего засуетилась? Обожди, пусть длинноухий подойдет сюда, посмотрим, что за зверь.
- Судя по всему, это собака. А у меня нет большого желания с ней встречаться. Чего доброго, изорвет мне шубу. Петух удивляется:
- Как? Ты ведь говорила, падишах издал указ не враждовать. А если так, то зачем собаке трогать нас? А Лиса в ответ:
- Так-то оно так. Но лучше не показываться ей на глаза. Может быть, она и не знает о том указе,- и убежала, говорят, рыжая, только хвост мелькнул.
Так Петух и спасся от злого умысла, ответив Лисе на хитрость хитростью.

Приложение № 3

Кот – серый лоб, козел да баран пытаются сломать ворота

- А ну, середний брат, - спросил кот барана, - крепок ли у тебя лоб? Попробуй-ка о ворота.

Приложение № 4

Кот - серый лоб, козел да баран

Русская народная сказка

Жили-были на одном дворе козел да баран; жили промеж себя дружно: сена клок, и тот пополам. А коли вилы в бок - так одному коту Ваське! Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит.

Вот лежат себе козел да баран и разговаривают. Откуда ни возьмись - котишко-мурлышко, серый лбишко, идет да таково жалостно плачет.

Козел да баран его спрашивают:

- Кот-коток, серенький лобок, о чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

- Как мне не плакать? Била меня хозяйка, уши выдирала, ноги приломала, да еще и удавить обещала.

- А за какую вину такая тебе погибель?

- А за то мне погибель, что сметанку слизал!

И опять заплакал кот-мурлыка.

- Кот-коток, серый лобок, о чем же ты еще-то плачешь?

- Как мне не плакать? Баба меня била да приговаривала: "К нам-де придет зять, где будет сметаны взять? Поневоле придется колоть козла да барана!"

Заревели козел да баран:

- Ах ты, серый кот, бестолковый лоб! За что ты нас-то загубил? Вот мы тебя забодаем!

Тут кот-мурлыка вину свою приносил и прощенья просил. Козел да баран его простили и стали втроем думать: как быть и что делать?

- А ну, середний брат, - спросил кот барана, - крепок ли у тебя лоб? Попробуй-ка о ворота.

Поднялся баран, с разбегу стукнулся о ворота лбом - покачнулись ворота, да не отворились.

- А ну, старший брат, - спросил кот козла, - крепок ли у тебя лоб? Попробуй-ка о ворота.

Поднялся козел-козлище, разбежался, ударился - ворота отворились.

Пыль столбом подымается, трава к земле приклоняется, бегут козел да баран, а за ними скачет на трех ногах кот - серый лоб.

Устал кот, взмолился названым братьям:

- Козел да баран, не оставьте меньшого брата...

Взял козел кота, посадил его на себя, и поскакали они опять по горам, по долам, по сыпучим пескам.

Долго бежали, и день и ночь, пока в ногах силы хватило.

Вот пришло крутое крутище, станово становище. Под тем крутищем - скошенное поле, на том поле стога, что города, стоят.

Остановились козел, баран и кот отдыхать. А ночь была осенняя, холодная. Где огня добыть?

Думают козел да баран, а кот - серый лоб уже добыл бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном стукнуться лбами.

Стукнулись козел с бараном, да так крепко - искры из глаз посыпались, - береста и запылала.

Развели они огонь, сели и греются. Не успели путем обогреться - глядь, жалует незваный гость - медведь:

- Пустите обогреться, отдохнуть, что-то мочи моей нет...

- Садись с нами, Михаиле Иванович! Откуда идешь?

- Ходил на пасеку да подрался с мужиками.

Стали они вчетвером делить темную ночь: медведь под стогом, кот - серый лоб на стогу, а козел с бараном - у костра.

Вдруг идут семь серых волков, восьмой - белый, и - прямо к стогу.

Заблеяли козел да баран со страху, а кот - серый лоб такую речь повел:

- Ахти, белый волк, над волками князь! Не серди нашего старшого брата: он сердит, как расходится - никому несдобровать. Али не видите у него бороды: в ней-то и сила, бородою он зверей побивает, а рогами только кожу снимает. Лучше с честью подойдите да попросите: хотим, дескать, поиграть, силу попытать с меньшим братишкой, вон с тем, что под стогом лежит.

Волки на том коту поклонились, обступили медведя и стали его задирать. Вот медведь крепился, крепился - да как хватит на каждую лапу по волку! Перепугались они, выдрались кое-как да, поджав хвосты, давай наутек.

А козел да баран тем временем подхватили кота, побежали в лес и опять наткнулись на серых волков.

Кот живо вскарабкался на макушку ели, а козел с бараном обхватились передними ногами за еловый сук и повисли.

Волки стоят под елью, зубами лязгают. Видит кот - серый лоб, что дело плохо, стал кидать в волков еловые шишки да приговаривать:

- Раз волк! Два волк! Три волк! Всего-то по волку на брата. Я, кот, давеча двух волков съел с косточками, так еще сытехонек, а ты, большой брат, за медведями ходил, да не изловил, бери себе и мою долю!

Только сказал он эти речи, козел сорвался и упал прямо рогами на волка. А кот знай свое кричит:

- Держи их, лови их!

Тут на волков напал такой страх - пустились бежать без оглядки. Так и убежали.

А кот - серый лоб, козел да баран пошли своей дорогой.

Приложение № 5

Приложение № 6

Иван

Чувашская  народная  сказка

Жили-были мужик да баба. Уже на старости лет родился у них сын. Назвали его Иваном. Не успел сын научиться ходить, мать умерла. Отец в недолгом времени женился ещё раз. От второй жены родилось три девочки.
Мачеха сразу же невзлюбила Ивана, а когда он подрос и начал ходить в школу, стала подумывать, как бы и вовсе сжить его со свету.
У Ивана было два любимца: жеребёнок и кудлатый щенок. Он постоянно играл с ними, кормил и холил. И когда возвращался из школы, каждый раз сначала бежал к жеребёнку, потом играл с собакой и только потом уже заходил в дом.
Думала-думала мачеха, как погубить пасынка, и вот что придумала. Она испекла для него лепёшки, подмешав в тесто яду. Съест, мол, парень такую лепёшку и отдаст богу душу.
Иван в тот день, как всегда, придя из школы, завернул к своему любимому жеребёнку. Пришёл в хлев, а жеребёнок стоит в нём чем-то опечаленный.
- Жеребёнок, ты что такой печальный? - спросил Иван.
- Как же мне не быть печальным, - отвечает жеребёнок. - Мачеха хочет отравить тебя: она испекла для тебя лепёшек с ядом.
- Что же мне делать?- спрашивает Иван.
- Ты возьми лепёшку, сделай вид, что ешь, а сам выйди из дома, а лепёшку отдай щенку,- сказал жеребёнок.
Иван вошёл в избу.
- Ах, дитя, ты, наверно, голоден,- залебезила перед ним мачеха,- на-ка вот я тебе лепешку испекла, поешь её.
Иван берёт лепёшку и, делая вид, что ест, выбегает во двор. Щенок уже поджидал его, и Иван отдал ему лепёшку, щенок поел лепёшку и ему стало плохо.
Иван не сразу вернулся в избу, а какое-то время гулял со своими сверстниками. А когда пришёл домой, мачеха очень удивилась.
'Как же это он сумел остаться в живых?'- думает мачеха. И придумывает разделаться с пасынком другим более верным способом. На другой день она подвесила на тоненькой верёвочке над дверью острый топор. Расчёт был простой: парень придёт из школы, хлопнет дверью и топор упадёт ему прямо на голову.
Но Иван, как и всегда, прежде чем войти в избу, забежал к своему любимцу - жеребёнку. Жеребёнок опять стоял печальный.
- Что ты опять такой печальный?- спрашивает Иван.
- Как же мне не печалиться, - отвечает жеребёнок, - если мачеха хочет во что бы то ни стало погубить тебя. Она повесила над дверью топор, и как только ты захлопнешь дверь, топор упадёт и разобьёт тебе голову.
- Что же делать?- спрашивает Иван.
- Ты возьми с собой щенка, открой дверь и пусти его вперёд,- сказал жеребёнок.- А как только собака войдёт в избу, сильно хлопни дверью, сам же оставайся в сенях.
Иван позвал щенка и повёл в избу. Как только щенок переступил порог, Иван сильно захлопнул дверь, топор грохнулся и размозжил бедной собаке голову. Лишь после этого вошёл в избу и сам Иван.
Мачеха из себя выходит: 'Как же это пасынку удается избегать неминуемой смерти? Тут что-то не так'. И в конце концов идёт за советом к знахарке.
- Так и так,- говорит она знахарке.- Остался от первой жены моего мужа парнишка. Парнишка непутёвый, никудышный. Я пробовала и так и этак избавиться от него, а ничего у меня не получается.
Знахарка говорит мачехе:
- У него жеребёнок знает колдовство. Так что сначала надо прикончить жеребёнка, потом легко будет разделаться и с мальчиком.
Вернулась мачеха домой и ну зудеть мужу: заколи да заколи жеребёнка. И кусает будто он её, и лягает и вообще никакого житья от него нет. Жаль было мужу жеребёнка, да что поделаешь, пришлось уступить настояниям жены.
Ушёл наутро Иван в школу, а отец начал вить верёвку, чтобы покрепче привязать жеребёнка, когда станет его колоть.
Вернулся Иван домой и перво-наперво идёт к жеребёнку. Тот стоит горем убитый, из глаз слёзы катятся.
- Что случилось? - спросил Иван.
- Пока ещё не случилось, но скоро случится, - сказал жеребёнок. - Мачеха ходила к знахарке, та ей сказала, что я тебя от смерти спасаю. Сейчас отец твой в избе вьёт верёвку, чтобы покрепче привязать меня, когда будет колоть.
- Что же нам делать? - заплакал с горя Иван.
- Ты попробуй вот что сделать,- говорит жеребёнок. - Иди в избу и скажи отцу: я вырастил жеребёнка, ухаживал за ним, позволь мне последний разочек прокатиться на нём по двору. Отец разрешит, и ты скорей садись на меня, а когда сядешь, хлестни меня, как следует.
Иван вошёл в избу. Видит: отец вьёт верёвку.
- Зачем тебе понадобилась верёвка, отец?- спрашивает Иван.
- Да вот жена упросила заколоть жеребёнка,- отвечает отец,- верёвка может понадобиться.
Иван заплакал.
- Разреши мне, отец, последний раз прокатиться на моем любимом жеребёнке,- просит он отца.- Ведь я больше всех ухаживал за ним, я вырастил его.
- Что ж, прокатись, сынок,- отвечает отец.
Иван вышел во двор, оседлал жеребёнка, вскочил на него и стегнул ремнём. В мгновение ока жеребёнок перескочил через ворота и, как ветер, помчался по полю. Мачеха спохватилась, послала погоню, да было уже поздно: ни один конь не смог догнать жеребёнка.
На пути Ивану с жеребёнком попалось свиное стадо. Жеребёнок приостановился и сказал:
- Ты, Иван, сходи к пастуху и попроси его зарезать одну свинью. Мясо отдай пастуху, сам возьми лишь один пузырь. Я подожду тебя здесь у дороги.
Иван сделал так, как велел жеребёнок, вернулся к нему со свиным пузырем.
- А теперь надень пузырь на голову,- сказал ему жеребёнок.
Иван надел пузырь, опять сел на жеребёнка и они помчались дальше.
Ехали они, ехали, до большого города доехали. Жеребёнок остановился и говорит Ивану:
- В этом городе живёт царь. Ты иди к царю, нанимайся его царский сад сторожить, а я останусь здесь. Если понадоблюсь - только свистни, и я стану перед тобой, как лист перед травой.
Отправился Иван к царю и нанялся сторожить сад. В саду был шалаш. Ночью Иван ходил по саду, а днём, с утра до вечера, спал в шалаше. Если его кто-то о чем-нибудь спрашивал, он всегда отвечал: 'Не могу знать'.
У царя было три дочери-невесты. Но, вместо ожидаемых сватов, вдруг приходит известие, что в такой-то день старшая дочь будет съедена трёхглавым чёрным змеем.
Вся царская семья, все царские слуги и министры впали в безысходное горе. Царь шлёт гонцов во все концы своего царства и через них объявляет: 'Кто спасёт мою старшую дочь, за того я её и выдам замуж'.
Наступил назначенный змеем день. Все пошли на озеро за царским садом. Впереди шли молодцы-удальцы, пожелавшие сразиться со змеем и породниться с царём.
Вот из озера с шипением выплыл трёхглавый чёрный змей. И всех молодцов, как ветром, сдуло. Видя это, Иван выскакивает из шалаша и громко свистит. В ту же минуту является уже осёдланный и с саблей сбоку седла жеребёнок. Иван снимает с головы пузырь - раньше волосы у него были медно-рыжими, а теперь стали золотыми - вскакивает на жеребёнка и с саблей в руке мчится к озеру. Одним взмахом он срубает все три головы змея. И не успел никто опомниться, как Иван уже вернулся в сад, надел на голову пузырь и лёг в шалаше, а жеребёнка отпустил в поле.
Мимо шалаша проходили царские дочери и не удержались, чтобы не укорить Ивана:
- Спишь целыми днями, Иванушка-дурачок, даже не пришёл поглядеть, как добрый молодец змея убил.
- Не могу знать,- ответил им Иван.
Проходит какое-то время и, как снег на голову, падает на царя новое известие: в такой-то день средняя дочь будет съедена семиглавым змеем.
Опять стон и плач стоит в царском дворце. Опять призывает царь молодцов-удальцов вступиться за свою дочь и обещает отдать замуж за того, кто её спасет.
Но наступает назначенный день, с шипением выплывает из озера семиглавый чёрный змей, и опять молодцы-храбрецы, при виде змея, ударились в кусты.
Иван вышел из шалаша, свистнул жеребёнка, а когда тот примчался, снял с головы пузырь и поскакал к озеру. Первым ударом Иван срубил пять голов змея. Змей, в свою очередь, ударил хвостом Ивана и сломал ему безымянный палец. Сама царская дочь подбежала к Ивану и своим платочком перевязала ему палец. Иван ещё раз замахнулся саблей и отрубил последние две головы змея. А пока все кругом от радости и удивления ахали да охали, Иван пустил жеребёнка в поле, а сам залез в шалаш, надел на голову пузырь и лег спать.
Опять проходили мимо шалаша царские дочери и опять посмеялись над Иваном:
- Спит дурачок и ничего не видит, ничего не слышит.
Уставший после боя со змеем, Иван и в самом деле не слышал, что говорили царевны. Он уже крепко спал.
Но тут средняя дочь вдруг увидела на пальце Ивана свой платочек, да и пузырь, второпях, Иван надел не очень аккуратно - из-под него видны были золотые волосы. Царевна испугалась и подумала: 'Неужели мне придётся выходить замуж за этого дурачка?'
Но страхи царевны оказались напрасными. Среди молодцов-удальцов, как и в первый раз, нашёлся такой, который утверждал, что змея убил именно он. Царь отдал старшую и среднюю дочь за их ложных спасителей.
Проходит ещё какое-то время, и новое известие повергает в печаль и уныние весь царский двор: в такой-то день двенадцатиглавый змей съест младшую дочь. Плачут слуги, рыдают мать с отцом.
И опять раздаётся клич на всё царство:
- Кто спасёт мою дочь, тот и будет её мужем.
Младшая дочь была красоты неописуемой; съехавшиеся со всего царства молодцы-удальцы обещают царю: спасём, обязательно спасём!
Но вот настал назначенный день, из озера выплыл с шипением двенадцатиглавый змей, и храбрецы, враз забыв свои громогласные обещания, попятились назад.
Иван вышел из своего шалаша, вызвал жеребёнка, а когда тот примчался, сел на него и с саблей в руке полетел на озеро - только золотые волосы на ветру развеваются.
С первого замаха Иван и на этот раз срубил пять голов змея. Змей ударил его огромным хвостом и вбил по пояс в землю. Земля на берегу озера была мягкой, и Ивану удалось выбраться на новое место. Опять размахнулся он саблей и срубил ещё пять голов. Змей, в свой черед, ещё раз ударил Ивана и вагнал его в грязь по самые плечи. Как знать, может, и не выбраться бы Ивану, не помоги ему кое-кто из осмелевших молодцов. А уж как только выбрался, рубанул из последних сил саблей и срубил последние две головы змея.
Крик всеобщей радости прокатился над озером. Все кинулись благодарить золотоволосого удальца, победившего страшного змея. А только от победителя и след простыл. Иван вскочил на своего быстроногого жеребёнка да и был таков. У шалаша надел на голову пузырь и завалился спать.
Опять мимо шалаша идут с озера царевны и качают головами :
- Наш Иван и нынешнее сражение со змеем проспал. Приходят дочери к отцу, а там уже сидит удалец-молодец и в грудь себя колотит:
- Это я спас царскую дочь, я победил змея!
Царь надевает ему на палец колечко дочери, и начинается свадебный пир.
В самый разгар свадебного застолья царь вспомнил про своего садового сторожа Ивана и говорит:
- Сходите-ка в шалаш, позовите сюда и Иванушку-дурачка. Сегодня для всех радостный день, пусть и он с нами вместе порадуется-повеселится.
Пошли звать Ивана, Иван не идёт. 'Не могу знать',- говорит. Посылает царь за сторожем второй раз. 'Не могу знать',- отвечает Иван и на второе приглашение. И только тогда, когда пришли его звать в третий раз, Иван вышел из шалаша, сорвал с головы пузырь так, что он лопнул, и золотые волосы Ивана рассыпались по плечам, после этого вызвал своего жеребёнка и вскочил на него.
Сначала Иван сделал три круга по царскому двору. Сидит на жеребёнке, держит перед собой завязанный платочком палец и время от времени встряхивает золотыми волосами: мол, узнаёте, кто бился со змеем? Понятное дело, все его узнали.
Доехал Иван третий круг, привязал жеребёнка к коновязи и проследовал в царские палаты. И в них вошёл с поднятым вверх завязанным пальцем.
Младшая дочь царя, как только увидела в дверях Ивана, сразу узнала его и сказала: - Вот мой спаситель! - подбежала к нему и поцеловала.
Царь, не долго думая, сорвал колечко с пальца молодца-лжеца и надел на палец Ивана, а самозваного спасителя велел повесить.
Та же участь грозила и мужьям старших дочерей царя. Иван вступился за самозванцев: попросил царя отпустить их на все четыре стороны. Царь согласился.
После этого свадебный пир продолжался три дня и три ночи подряд. Я на том пиру был, вместе с Иваном мёд-пиво пил.
А Иван, говорят, и по сей день живёт с молодой женой счастливо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 105 г. Пензы «Детство» « Сундучок сказок » Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по теме «Сказка за сказкой» Разработала: Андреева Татьяна Александровна музыкальный руководитель МБДОУ № 105 г. Пензы «Детство» Пенза 2019 г

Слайд 2

5 3 4 1 2

Слайд 3

Мордовская народная сказка « Как собака друга искала »

Слайд 4

5 3 4 1. Ч Е Л О В Е К

Слайд 5

Татарская народная сказка « О мудрой хитрости »

Слайд 6

5 3 4 1. Ч Е Л О В Е К И С А

Слайд 8

Русская народная сказка « Кот - серый лоб, козел да баран»

Слайд 9

5 3. К О Т 4 1. Ч Е Л О В Е К И С А

Слайд 10

Чувашская народная сказка «Иван »

Слайд 11

5 3. К О Т 4. З М 1. Ч Е Л О В Е К И Й С А

Слайд 12

5. Д 3. К О Т Б 4. З Р М 1. Ч Е Л О В Е К И Й С А

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Сказок"

В методической разработке показано практическое применение  гендерного  подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста: представлен сценарий развлечения "Путешествие в страну...

"Как Баба Яга внука в армию провожала". Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

"Как Баба Яга внука в армию провожала". Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей, посвящённое празднику "День защитника Отечества"....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена"

Развлечение "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена" позволяет детям старшего дошкольного возраста закрепить знания  о полезных и вредных привычках, повысить двигательную  ...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Доброта - она от века украшенье человека»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по профилактике здорового образа жизни «Сохраним свое здоровье»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...