Праздник национальной игрушки (сценарий)
учебно-методический материал

Тюшева Татьяна Александровна

 

Цель досуга: ознакомление детей с мордовским народным декоративно-прикладным искусством (деревянной игрушкой мастеров Подлесной Тавлы);  формирование чувства гордости за достижения мордовского народа.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_nats_igrushki.docx134.91 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

(Развлечение для старших групп)

Подготовили:

Муз. рук.

Тюшева Т. А.

Воспитатель

Капкова Н. И.

Саранск- 2018г.

Звучит мордовская мелодия

Дети в мордовских костюмах заходят в зал, в руках у них игрушки (современные). Останавливаются, их встречает мордовочка-хозяюшка. 

Хозяйка:            Здравствуйте, ребята! Шумбратада, шабат!

Дети:                   Шумбрат!

Хозяйка:            Сегодня хочу пригласить вас на праздник

мордовской игрушки. Я вижу, вы принесли с собой свои любимые игрушки. Давайте с ними потанцуем.

«Хоровод игрушек».

Дети сажают игрушки на стульчики

Хозяйка:            Много у вас игрушек! А вы хотите узнать,

как они появились?

Дети:                   Да!

Хозяйка:            А зачем взрослые их придумали?

Ребенок:            Чтобы мы играли, чтобы нам не было

скучно.

Хозяйка:            Правильно! Ведь взрослые были заняты

работой: они пахали, строили дома, шили одежду, были заняты  домашним хозяйством. А детских садов раньше не было. Давайте мы поиграем в мордовскую подвижную игру

Игра«                                        ».

Хозяйка:            Взрослые сами мастерили игрушки для

своих детей из разных материалов. Как вы думаете, из чего делали игрушки?

1Ребенок:           Лепили из глины.

2Ребенок:           Вырезали из дерева.

3Ребенок:           Шили из тряпочек и лоскутков.

Хозяйка:            Да, игрушки раньше не покупали. Со

временем, в деревнях и селах, появились кустари- ремесленники и изготовление игрушек превратилось в промысел. У нас в Мордовии также мастера жили и живут в селе Подлесная Тавла. Со всех сторон съезжались люди, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Хотите, мы с вами отправимся к мастерам?

Дети:                   Да!

Хозяйка:            В какую же сторону нам идти? А

подскажет нам загадки:

Кизонда ниже луганяса,

Тялонда акша руцяняса   /вирьсь/

Летом в зеленой одежде,

Зимой - в белой  /лес/.

 Путь наш идет через лес.

А с песней путь всегда легче и веселей.

Песня «Луганяса келуня».

попадают в лес

1Ребенок:           Здравствуй, лес зеленый мой,

Снова встретились с тобой.

Здесь в прохладе под листвой

Мне не страшен летний зной.

Ты в зеленой тишине

Птичьи песни даришь мне

Ну, а я тебе спою

Тихо песенку свою.

Звучит песня «Ай сязьгата, сязьгата».

Хозяйка:            А вы знаете, что в мордовских лесах живет

покровительница леса Вирява? Она охраняет лес от злых людей, помогает животным и птицам, дарит людям грибы и ягоды. Люди сочинили про нее много сказок. И старались ее не обижать, не шумели в лесу, не ломали кусты и ветки, не брали лишнего. Давайте оглянемся вокруг, может ее встретим?

Выходит Вирява под музыку

Вирява:             Шумбратада, шабат! Здравствуйте, дети!

Дети:                   Шумбрат, Вирява!

Вирява:             Рада я, что вы меня узнали. Куда путь

держите?

Ребенок:            Мы идем к мастерам в Подлесную Тавлу,

игрушками полюбоваться, узнать секрет мастеров.

Вирява:             Знаю, знаю я таких мастеров. С давних пор

они ко мне за древесиной приходят, ведь игрушки у них деревянные. Загадки расскажут вам, из каких деревьев делают игрушки.

1. Вирь траваса мазы стирь,

Кизоти весть аварди /келунясь/

У опушки леса - невеста,

В год один раз плачет /березка/

2. Сяда кизонь баба,

Шачфти тяжень шаба

Старуха своих лет не знает,

Да по тысяче рожает /дуб/

3. Монь ули стирязе

Кизонек - тялонек пиже руцяняса.

У меня есть дочь

Зимой и летом в зеленом платке /ель/

4. Монь ули шуфтозе

Вармофтома либорды.

У меня есть дерево

Без ветра шелестит /осина/.

Вирява:             Молодцы! Догадливые вы ребята!

Много сказочных мест в Мордовии,

Сел в Мордовии не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Вот  Подлесная  Тавла - поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за 200-300 миновало?

Лишь река Сура об этом знала.

Мастера и мастерицы появились на селе.

Хороша игрушка резная,

Вся поет, бесхитростная светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшая искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой,

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремление к свету

В фигурки яркие вложил?

Хозяйка:            А не укажешь ли путь нам к мастерам,

Вирява?

Вирява:             Укажу! Но вначале повеселите меня,

мастера!

Песня «Раужо баран» («Черный баран»)

Вирява:             Вот спасибо! Молодцы! А мастера живут

воз за тем поворотом.

Под музыку Вирява уходит, а дети подходят к столам, за которыми сидят мастера, у каждого своя игрушка, в руках - инструменты (игрушечные)

Хозяйка:            Как на нашей улице

Мастера живут,

Своим трудом, любовью

Радость нам несут!

1Ребенок:           Шумно нынче в мастерской

Стружки так и пенятся,

Мастера день-деньской

Мастерят - не ленятся.

2Ребенок:           Ловки руки, зорок глаз

И движенья точные,

Вот игрушки напоказ

Сами в руки просятся.

3Ребенок:           Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Хозяйка:            Здравствуйте, мастера! Шумбратада!

Мастера:           Здравствуйте, люди добрые! С чем

пожаловали в наш край - с добром или худом?

Ребенок:            Мы пришли к вам с дальних краев на

игрушки ваши полюбоваться.

Мастер:             Ну, проходите, присаживайтесь. Все

покажем, все расскажем:

1Мастер:           Вот послушайте загадку:

Шинек-венек, ярхцай-покади

Пекоцка аф молоди (лошадь).

День и ночь ест, работает,

А сытой не бывает.

Мастер показывает игрушку-лошадку

2Мастер:           Едет Ваня в красной шапке

На серебряной лошадке.

Золотой уздой звенит,

Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,

Под ним лошадь пляшет.

1Ребенок:           Ты куда, Ванюша, едешь?

 Ведь телега без колес.

2Ребенок:           А Ванюша отвечает:

-Заготавливать овес!

/Песенка «Цингор, цингор пайгонязе»/

2Мастер:           А вот мою загадку послушайте:

Тялонда уды,

Кизонда якай. (офтсь)

Зимой спит,

Летом ходит (Медведь).

Мастер показывает игрушку «Мужик и медведь»

1Мастер:           Ай, люли, люли, люли

Вон село видать вдали

И тележка едет,

В ней Фома с медведем.

Мишка лапой в бубен бьет.

Мы сейчас поедем!

Хозяйка:            В Подлесной Тавле   мастера вырезают

очень разные игрушки. Это и домашние животные, и дикие, и даже целые сценки из сельской жизни: крестьяне во время праздничного веселья, на свадьбах, встречах весны, проводах зимы, ярмарках. А еще у мастеров много игрушек, изображающих трудящегося человека: пахарь, пильщики, пастухи, плотники. В мордовских селах народ всегда с уважением относился к труду.

Во время рассказа воспитатель демонстрирует игрушки: «Чудаки», «Народная забава», «На ярмарке», «Пильщики» и т.д.

Много пословиц и поговорок сложили люди о труде.

1Ребенок:           Кие машты трудяма, ся машты эряма.

2Ребенок:           Не велик кусок пирога, а стоит много

труда.

3Ребенок:           Кинь лама мяленза, сянь лама тявонза.

4Ребенок:           Мордовия! Какие люди!

С такими и на праздник, и на труд!

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века, которые грядут!

Хозяйка:            А еще тавлинские мастера прославлялись

изготовлением мордовских музыкальных инструментов.

4Мастер:           (с дудочкой):

По лужочку я шел,

Себе дудочку нашел.

Эта дудочка - дуда,

Развеселая была.

5Мастер:           (со свистулькой):

А я дырочки умело

Сделал птахе у спины!

И синица вдруг запела

Голоском самой весны!

Мордовский танец

Хозяйка:            Кто это еще спешит к нам на праздник?

Выходят девочки в мордовских костюмах

Деревянные мордовские красавицы

Всему миру, всему свету очень нравятся!

1Ребенок:           Здесь мы в Тавле родились,

И на славу удались!

2Ребенок:           В Америке, в Италии, в Германии - везде –

Мордовские матрешки в большой, в большой цене!

 «Танец мордовских матрешек»

2Ребенок:           Мы не просто к вам пришли,

Панжакай вам принесли!

Подает поднос с угощением

Хозяйка:            Спасибо вам, за угощения, а вам мастерам,

за радость, что вы дарите людям, за то, что бережете народные традиции.

Ребенок:             Волшебникам мордовской стороны

Большое спасибо сказать мы должны,

За то, что ваши руки не устают,

И сказочных игрушек для всех создают!

Хозяйка:            Заканчивается наш праздник, пора

возвращаться в детский сад.

Ребенок:             Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно -

Все:                     До свиданья!

Хозяйка:            Цебярьста эрясть пингть!

Хорошей вам жизни, будьте здоровы!

Дети под музыку выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрального представления на РМО по художественно-эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка"

Представляю свой сценарий театрализованного представления на РМО по художественно- эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка" (дымковская игрушка)....

сценарий развлечения "Наши любимые игрушки"

сценарий развлечения "Наши любимые игрушки"...

Сценарий праздника перехода детей из ясельной во 2 младшую группу "Игрушки"

Вот и пришел он – долгожданный праздник! Наступило лето и наши ребятки собираются во 2 младшую группу.А с собой позовем наши игрушки....

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Сценарий досуга для детей 1 младшей группы «Игрушки в гостях у ребят»

В детский сад к детям приходят обиженные игрушки. Дети их жалеют, развлекают иоставляют у себя...

«МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА» сценарий праздника для средней группы

Целью нашего мероприятия былосоздание обстановки эмоционального благополучия, обеспечение детям возможности отдохнуть и получить новые впечатленияФормирование желания принимать активное участие в меро...