Организованная образовательная деятельность по теме "Олень, как центральный образ в творчестве династии Куриловых".
статья (подготовительная группа)

Бетехтина Светлана Викторовна

Формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по теме:

Олень, как центральный образ в творчестве династии Куриловых

Выполнили воспитатели:

Бетехтина Светлана Викторовна

Трофимова Мария Сергеевна

Группа: подготовительная к  школе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

Цель: формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии;

Развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;

Образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с династией Куриловых, произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.

Планируемые результаты: высказывают свою точку зрения; умеет поддерживать беседу; делится с педагогом и с детьми своими впечатлениями; в обыгрывании игровой ситуации; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, радость, удовлетворение); интересуется этнокультурой других народов; имеет понятие о многонациональности мира.

Материалы к развлечению: юкагирские напевы, презентация, игровая ситуация «Юко и Мархиль (юкагирские дети) пришли в гости»,  бубен,  заготовки  к коллажу ,  клей, книга «Рассказы Юко», стихотворение «Эдьэ - Годьэк», слова и музыка к песне «Скачем на оленях», дети одетые в юкагирскую национальную одежду.

Ход:

  1. Ориентировочный этап (музыкальная заставка). Слайд 2.

Посмотрите, люди земли,

Юкагиры костер развели,

Пусть он жалок еще и мал,

Но как жарок уже и ал!

Приходите, братья, к нашему костру –

Наших песен вкусить простоту.

Принесите, подкиньте дворец,

В наш костер, в наш пожар сердец.

Чтобы он веселее жил,

Чтобы звезды крылом задел.

Чтоб увидал огромный мир,

Огонек, что зажег юкагир!

Воспитатель:

- О каком народе говорится в этом стихотворении? (юкагирах).

- Юкагиры – это малочисленный народ, который живет рядом с нами.

II. Основной этап. Слайд 3.

- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо (сын тундры), а настоящее его имя Гавриил Курилов.

Слайд 4.

Улуро Адо говорил: «У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».

Слайд 5.

Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня мы познакомим вас с династией Куриловых.  Братья Семен, Гаврил и Николай Куриловы родилась в семье оленевода.

Слайд 6.

Жили в тундре, пасли оленей.

Слайд 7.

Улуро Адо написал много книг, и даже особую книгу для чтения на юкагирском языке – для юкагирских детей. Чем бы ни занимались братья, они всегда старались запечатлеть народные традиции, легенды, обычаи.

Слайд 8.

И центральным образом, самой главной темой их творчества является – родные просторы, тундра, олень и оленята, которых они называют милята. Оленя они воспевали, изображали и сказывали .

III . Сюрпризный момент.

Звучит бубен, заходят гости – юкагирские дети Юко и Мархиль.

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня в гости пришли юкагирские дети – Юко и Мархиль. (Юкагирские дети приветствуют ребят: «Аму чемут!»).

- Они  пришли к нам со своими гостинцами – стихами и песнями.

Мархиль читает стихотворение Улуро Адо «Эдьэ-Годьэк».

- Это стихотворение написал Улуро Адо.

- О чем это стихотворение? (Об олененке.)

- Где живет олененок? ( В тундре.)

IV. Динамическая пауза.

- Ребята, вы представили себя в тундре?

- В тундре тепло или холодно? (Холодно.)

- Тогда давайте встанем и погреемся.  (Дети встают в круг)

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопают).

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (прыгают).

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-Топ, топ-топ (шагают).

V. Чтение из книги «Рассказы Юко» рассказа «Иранал мой любимый» Слайд 9-18.

- У Улуро Адо есть замечательная книга под названием «Рассказы Юко». Главным героем этой книги является шестилетний мальчик по имени Юко. В рассказах говорится о том, как Юко испугался при первой встрече с обычной  лошадью, описаны его истории о собаках, о его любви к оленям.

  • Чтение рассказа.

- Кто главный герой рассказа? (Мальчик Юко.)

- Кто такие милята? (Олени.)

- Кто такой Иранал? (Его любимый олененок.)

- Почему Иранал начал убегать от Юко? (Он вырос.)

- Почему мальчик Юко сердился на Иранала? ( Потому что олень не помнил, как Юко о нем заботился.)

- Ребята, как вы думаете, можно ли обижаться на олененка?

Вывод: вот о таком смешном и добром мальчике идет речь в рассказе «Рассказы Юко».

VI. Знакомство с картинами Николая Курилова. Слайд 19,20,21.

- А сейчас мы немножко познакомимся с творчеством другого брата – Николая Курилова. Он является художником. Он считал, что белый лист бумаги – это как наша тундра, а черные пятна на нем – это как люди, тордох (ураса), олени.

- Как мы уже говорили, центральной темой братьев является тундра и олени.

  • Рассказ по слайдам.

Вывод:  Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. И как говорил стихами Улуро Адо: Я как будто привязан арканом ( веревка, которой ловят оленей) к этой тундре, к оленям своим.

VII. Изготовление коллажа.

- Сейчас и мы попробуем сделать свой коллаж (Коллаж – это наклеивание на основу).

- Представьте, что белый лист бумаги – это снег на тундре. Вы должны оживить эту тундру людьми, оленями и жилищем – тордохом.

VII. Рефлексия.

- С творчеством каких юкагирских писателей мы сегодня познакомились? (Братьев Куриловых.)

- О каком мальчике мы прочитали рассказ? (О мальчике Юко.)

-Что является главной темой их творчества братьев Куриловых ? (Тундра, олени.)

- И закончим наше занятие песней «Скачем на оленях» Н. Курилова в исполнении нашего гостья Юко.

- Спасибо нашим гостям Юко и Мархилю, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию основ здорового образа жизни для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья»

Конспект организованной образовательной деятельности по воспитанию основ здорового образа жизни для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья»...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративно-прикладное творчество) в подготовительной группе. Тема: Мы – дизайнеры.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративно-прикладное творчество) в подготовительной группе.Тема: Мы – дизайнеры....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративно-прикладное творчество) в старшей группе «Семейная гостиная»

Цель: Создание социальной ситуации развития познавательного интереса «Семейная гостиная» Задачи:- Создать условия  для расширения представления детей о семье.-  Обеспечить у...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...