Проект Юные экологи
проект (подготовительная группа)

Кострецова Марина Владимировна

Проект Юные экологи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_ekologi.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные Экологи»

 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение детский сад «Родничок»

Авторы проекта:

воспитатели

Кострецова Марина Владимировна

Киндт Любовь Владимировна

01.08.2019

 


  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
  1. Наименование образовательной организации:

 МБОУ «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение, д/с «Родничок»

1.2    Название проекта: 

Экологический проект «Юные Экологи»

1.3   Ф.И.О. авторов проекта:

 Воспитатели: Кострецова Марина Владимировна, Киндт Любовь Владимировна.

п. Новые Зори.

1.4 Краткое описание проекта:

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Проект «Юные экологи» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей и подготовительной группы на основе современных достижений педагогики дошкольного образования и воспитания.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период развития человека. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • экологические акции;
  • праздники, развлечения, досуг;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • дидактические игры.

1.5 Сроки

Реализация проекта рассчитана на 2 учебных года, долгосрочный (сентябрь 2017г. -  май 2019г.)

1.6.Участники проекта: 

дети старшей и подготовительной группы «Гномики», родители, воспитатели группы.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1 Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

  1. Идея проекта

2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный этой дате, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

  1.  Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

-Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

-Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

-Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

-Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
-Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; 
-Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

-Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

-Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

2.4 План по реализации проекта

             Этапы проекта

1 этап.  Организационно – подготовительный.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала
    2 этап. Основной. Реализация проекта.

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями.

Работа с детьми:

  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • Тематические НОД экологической  направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок и викторины,  сюжетно-ролевые игры; дидактические игры;

- развивающие игры; экологические интеллектуальные игры,                             театрализованные игры, уход за растениями и посадками в группе;

 создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

-Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

- спортивные, подвижные игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания.

Содержание деятельности участников образовательной деятельности

2017-2018гг

СЕНТЯБРЬ

Неделя «Юный исследователь»

Почему цветы осенью вянут?

Цель: установить зависимость роста растений от температуры воздуха, количества влаги и её температуры.

Наблюдение за цветами на участке детского сада.

Сбор семян трав для подкормки птиц зимой, наблюдения и игры

Развлечение «Разноцветная осень»

Акция, приуроченная к году экологии в России «Чистый мир».

Знакомство с Красной Книгой, просмотр презентации.

Посвящение в «Юные Эколята»

Выставка «Природа на книжных страницах»

Продуктивная деятельность «Мусор и люди»,

 распространение листовок «Мы за чистоту в посёлке».  

Экологическая экскурсия в лес «Мусора НЕТ!»

Экологическая викторина с родителями «Давайте будем беречь природу!»

ОКТЯБРЬ

«Чтение книги «Экология в картинках»

Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, рассуждать, делать предположения.

«Простые и ценные камни в природе»

Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, их легко узнать. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшений построек, показать изделия из драгоценных камней.

НОЯБРЬ

«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Поливать разные растения по разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым и влаголюбивым.

ДЕКАБРЬ

Акция «Поможем пернатым нашего посёлка».

Цель: способствовать расширению представления детей о зимующих птицах их образе жизни осенью и зимой,

Мастер – класс по изготовлению кормушек «Птичкины поварята»,

Чтение художественной литературы «Жизнь птиц зимой»,

беседа «О зимующих и перелётных птицах», рисование «Птицы нашего двора»

Аппликация «Снегири на дереве»,  распространение листовок   «Покормите птиц зимой»,  Экологическая викторина с родителями  «Поможем птицам - Поможем себе!»

Акция «Подготовь деревья к зиме»

ЯНВАРЬ

«Гербарий «Лекарственные растения в нашем бору»

«Беседа о лесе»

Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах.

«Лес в жизни человека»

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном

Экскурсия в зимний лес

Цель:  Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

ФЕВРАЛЬ

«Цепочки в лесу»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

МАРТ

Маршрутная игра «В поисках весны»

Продуктивная деятельность «Сделаем птичек»

Огород на окне.

АПРЕЛЬ

«Международный день птиц»

Просмотр презентации о птицах, беседа, НОД: пластилинография (птицы).

День Земли  «Земля – наш общий дом»

Цель: способствовать расширению экологических знаний у детей; воспитывать бережное отношение к природе и чувства ответственности за всё живое на нашей планете.

МАЙ

«Кому нужна вода?»

Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха.

«Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером». Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней. Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов.

«Море бывает в беде»

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море.

Содержание деятельности участников образовательной                      деятельности 2018-2019гг

СЕНТЯБРЬ

Неделя «Юный исследователь»

Детские проекты «Лекарственные растения»

«Дошколята – защитники лесов»

Цель: воспитывать бережное отношение к объектам природы

сформировать у детей навыки безопасного поведения  в лесу, научить предупреждать лесные пожары,

Поделки, рисунки на экологическую тему.

-Рисование и развешивание плакатов  «Осторожно, лес в огне».

-Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем.

ОКТЯБРЬ

« Осень, осень в гости просим»

Конкурс на тему «Осенние фантазии».

Папки-передвижки: «Прогулки на природу»,»Осень золотая».,

НОЯБРЬ

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

ДЕКАБРЬ

«Природа родного края»

Проект «Мой родной Алтайский край. Природа»

Изготовление карты Алтайского края.

Рисование «Зима»

Рассматривание альбома «Лекарственные растения нашего посёлка»

НОД.  Лепка «Зимой в лесу»

Продуктивная деятельность «Зимняя природа Алтайского края»

Аппликация: «Зимний лес» (Цель: развивать воображение, творчество.)

Чтение художественной литературы «Сто умов» (Алтайская сказка)

Краткое знакомство с писателями Алтайского края.

Чтение стихов о природе Родного края.

ЯНВАРЬ

«Белый снег, пушистый снег.»

«Наблюдение «Снег – он какой?»

«Шесть советов о морозной погоде» (папка – передвижка)

ФЕВРАЛЬ

«Зимушка-зима»

Наблюдение «Снежинки очень красивы» (проводится во время снегопада)

Беседа о зиме,
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Аппликация "Деревья зимой" 
- -Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"


МАРТ

«В гостях у Веснянки»

Картотека «Народные игры».

«Весна – красна»(папка-передвижка)

«Бумага, древесина, ткань».

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация

 "Полянка цветов

АПРЕЛЬ

«Земля – живая планета»

Дать представления о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Д/и «Назови первые цветы» (подснежники, крапива, мать-и-мачеха.) Обведи цветы, которые появляются первыми.

Развлечение День Земли – 22 апреля.

Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».

 игра «На что похоже солнышко?»

Д/и «В гостях у радуги»

Просмотр Обучающего видеофильма «Планета Земля и все вокруг нее».

МАЙ

«Умный взгляд на мусор»

Работа с детьми по проекту: «Что делать с мусором?»

Разучивание стихотворения «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва.

Изготовление плакатов на тему: «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля и воздух чистым быть»

2.Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

Семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

Экологическая викторина с родителями

«Поможем птицам - Поможем себе!»

- анкетирование;

- оформление информационного уголка.

Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

 - информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

- привлечение к участию в природоохранных акции;

- проведение праздников, развлечений;

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

3 этап. Обобщающий

-Подведение итогов

-Презентация проекта

-Выступление на педагогическом совете ДОУ

III. РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1 Полученные результаты

Положительные результаты:

 Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Юные экологи» были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

3.2 Методы оценки эффективности проекта

1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).

2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника

3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Таким образом, можно считать, что экологические знания положительно влияют на  развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за  природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей  дошкольного возраста, а также познавательную и речевую активность.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

3.3. Перспективы проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Также планируем расширение проекта, добавление новых тем, форм работы.

Заключение

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

3.4. Литература

1. С.Н.Николаева  парциальная программа « Юный  эколог» 3-7 лет.

2. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5 - 6 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

3. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

4. С.Н.Николаева Эколог в детском саду. Москва, 2003 – 120 с.

5. О.А.Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2010.

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы в рамках проекта «Юные экологи». "Хрюша гуляет по городу"

Экологические знания дети получают на занятиях,  во время прогулок, работы на огороде, на занятии по изо и т.п. Необходимо воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умен...

проект "Юный эколог"

Проект "Юный эколог" разработан на основе экологического воспитания детей дошкольного возраста" С.Н.Николаевой в целях подготовки детей к умению: - устанавливать связи и взаимопонимания человека ...

Проект "Юный эколог" Тема: "Откуда берется и куда девается мусор?" в номинации "Мы и мусор: что делать?"

Воспитанники старшей группы № 6 ДО 2 участвовали в экологическом среднесрочном проекте "Юные экологи Москвы".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9105563","attributes":{"alt":"","class":...

Проект "Юные экологи Москвы"

ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:Формирование основ экологического мировоззрения и культуры, экологического мышления.Изучение детьми проблем защиты природной среды и поиск  решений  о сбережении пр...

Проект "юный эколог"

Проект в подготовительной группе "Юный эколог"...