Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»
материал (старшая группа)

Козина Татьяна Геннадьевна

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»


Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 г.Кузнецк  

воспитатель

Козина Т.Г.

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.

Уважаемые педагоги, сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге. Причины: отсутствие времени у родителей и желания, почитать детям;

Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии детей, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка

В соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения,

Особую роль в этом играет чтение сказокСказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

Как все догадались -мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога,

В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.

Наглядный метод: приёмы-

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- просмотр видеофильмов,

- оформление выставок: .

а) Тематических

б) об одном герое из разных произведений (о волке)

Словесный метод: приёмы-

- чтение произведений с просмотром иллюстраций

- вопросы по содержанию произведений,

пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы ; приемы-

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

игровая деятельность.

Вот один из приемов,используемый в работе с детьми на закрепление знаний сказок, называется

1.«Предметы из сказки».

Назовите сказки в которых есть предметы и герои.

яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,

яблоко — Сказка о мёртвой царевнеСказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,

кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты,

цифра три — Три медведя, Три поросёнка,

Царевна — лягушка — три брата, лягушка –путешественница, Дюймовочка, Теремок.

Следующий прием:

2. Сказочные герои своими руками:

3. Шкатулки –сувениры: отгадай на слух

4. Волшебные и сказочные слова:

--Какие волшебные слова говорили сказочные герои

Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению).?По щучьему велению, по моем хотению.

--(Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка») Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. .в).

--(Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников).Сим- сим, открой дверь!

--(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

--Какие слова -заклинания говорила девочка из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»Раз, два, три. Горшочек вари!

--«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»

--А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)

--крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева»)

-- Крекс, пекс, фекс. -как называется сказка с этим заклинанием?

(А. Толстой «Золотой ключик. или приключения Буратино»).

--«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»сказка)

--«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» (»Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке". Русская народная)

--«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)

--«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А. Пушкин)

--«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака

--«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)

Заключение: Рефлексия,

Ув. Коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.

В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника. В заключении хочу отметить, что приобщениедошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песнейсказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям, чувство сопереживания и приходить на взаимовыручке к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер-класс "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"...

Методическая разработка НОД по развитию речи с приобщением к художественной литературе посредством пальчикового театра "курочка - ряба"

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать пр...