Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной» в подготовительной группе №4 «Колобок» Воспитатель: Новикова Т.А.
проект (подготовительная группа)

Новикова Татьяна Андреевна

Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной»

в подготовительной группе №4 «Колобок»

Воспитатель: Новикова Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ersgr.4.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по реализации этнокультурной региональной составляющей «Мой край родной»

в подготовительной группе №4 «Колобок»

Воспитатель: Новикова Т.А.

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти  навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина.»    В.М. Сухомлинский.

1.Введение.

*Актуальность

Развитие ребёнка уже с малых лет невозможно  без нравственного – патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начинается с привития любви к малой родине. (Родной семье, детскому саду, городу, краю). Закладывают  ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине и воспитании культурного человека в целом следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, республике, стране;  познание истории, культуры, архитектуры, природы родного края, общение с представителями других национальностей.

Проблема

В связи с этим очевидна  необходимость проведения работы с детьми по ЭРС (этнокультурной региональной составляющей), неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма и доброжелательного общения людей разных наций.Задача взрослых заключается не только в том, чтобы вызвать в детях чувство восхищения  родным городом, республикой и родной страной, родной культурой, но и воспитание чувства уважения к своему народу, осознание истоковнациональной культуры и  культуры народов совместного проживания.Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства воспитания мы будем использовать для реализации ЭРС, делать это мы должны постоянно. С данной целью в нашей группе  реализуется проект «Мой край родной – частица Родины большой».

  • Цель проекта:  

Целью этнокультурного воспитания является  духовно – нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идёт через этнокультурную направленность  образования. В нашей экспериментальной работе духовно – нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно -  творческой деятельности детей,

что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребёнка. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно – образовательного  процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, республики,  к культурному наследию, духовным ценностям народов, проживающих в РТ,  местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.         Таким образом, содержание проекта  социально – личностного развития детей старшего возраста  построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

  • Задачи:

Обучающие:

дать сведения об истории развития родного города Зеленодольска,

символике Зеленодольска;

продолжать знакомить с республикой Татарстан, геральдикой Татарстана;

знакомить с картой Татарстана;

знакомить детей с различными традициями и культурой русского, татарского народа;  

знакомить с традициями людей других национальностей, проживающих в РТ: чуваши, удмурты, марийцы, башкиры,

рассказать детям о людях, прославивших Родину.

Развивающие:

развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру у детей и их родителей.

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике;

воспитывать  толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

  • Предполагаемый результат:

Пробуждение интереса к истории и культуре своего  города, любви к родному краю, его природе, растительному и животному миру. Формирование чувства национального достоинства, ответственности, о родном крае и родном городе

В ходе реализации проекта дети познакомятся с историей родного города, символикой, достопримечательностями, климатическими условиями, флорой и фауной. Расширят знания о традициях и культуре народов, проживающих в РТ. Будут знать имена тех, кто прославил город, республику;  начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и жизни РТ,  отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город, республику;  желание сохранить  родной город чистым и красивым и самим способствовать этому.

  • Вид проекта: информационно-творческий.
  • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку,  родители.
  • Срок проведения проекта:  2017- 20018 учебный год.

2.Этапы проекта

  • Организационный этап

-выбор форм и методов работы с детьми;

-определение необходимого материала (дидактические пособия,       литература, игры, атрибуты и т.д.);

-составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта;

-изучение условий реализации проекта;

  • Продуктивный этап

Мероприятия с детьми.

1. Познавательное развитие.

*Экскурсия по территории детского сада.

*. Презентация о г.Зеленодольске.

*Беседа «Откуда хлеб пришёл».

*Выставка «Осенние фантазии.

* Беседа «Витамины из кладовой природы. Полезные ягоды нашего края»

* Рассказ воспитателя о Волжско – Камском государственном заповеднике.

*Беседа «Мой любимый город - Зеленодольск! Достопримечательности города»

*Беседа «Путешествуем по Татарстану, города РТ»

* Беседа «Народные традиции русского народа»

*Рассматривание татарских и русских национальных костюмов.

* «Растительный и животный мир Республики Татарстан».

* Рассматривание альбома «Птицы Татарстана»

*Беседа «Казань-столица Республики Татарстан»

*Беседа «Наши знаменитые земляки». Рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве знаменитых людей.

*Экскурсия в кабинет татарского языка.  «Старинные вещи».

2. Речевое развитие.

*.Чтение произведений татарских поэтов и писателей: Халикова, Г.Тукая…

*Беседа по произведениям М. Джалиля «Песня о храбром джигите».

* Презентация о жизни и творчестве А. Алиша.

* Заучивание стихов К.В. Закирова «На поляне детства».

3. Социально-коммуникативное развитие.

*.Презентация  «До свидания лето».

*Беседа «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы РТ)

*Беседа «Моя семья»

* Беседа «Завод им. Серго»

*Беседа «Флаг, герб города Зеленодольска»

 *Беседа «Завод им. Горького».

* Акция «Позаботимся о птицах».

* Праздник «День народного Единства».

* Традиции  «Встреча Нового года».

* Беседа «Народные традиции. Колядки»

* Праздник «Колядки»

4. Художественно-эстетическое развитие

*Рассматривание «Знакомство с куклой в татарской национальной одежде»

* Рисование «Осень в городе Зеленодольске».

* «А у наших у ворот, развесёлый хоровод». Слушание «Хороводная» татарская народная мелодия,обр. М.Яруллина.

*Рисование «Минем гаилэм».

 *Слушание «Золотая осень», муз. А. Батыршина, сл. З. Нури

*Просмотр альбома «Архитектура г. Зеленодольска: мечеть и церкви».

*Знакомство с картиной Шишкина «Полянка».

*.Рисование «Декоративно – прикладное искусство татарского народа                        *Слушание Государственного гимна Российской Федерации.

*Рисование «Дорисуй татарский узор»

*Рассматривание альбома «Архитектура Казани – соборная мечеть Кул Шариф»

*Аппликация «Растительный орнамент в полосе»

* Лепка по сюжету татарской народной сказки «Медведь и лиса».

* Слушание «Танец птиц и Сююмбике» (из балета «Шурале»), муз. Ф. Ярулина

*Рисование «кыш Бабай» *«Украсим скатерть».

* Рассматривание книги Т. Могильниковой «Музей изобразительных искусств Татарстана».

* «Галерея художников Татарстана»

*Просмотр презентации «Декоративно прикладное искусство родного края».

* Лепка «Дымковская барыня».

* Фотовыставка «Зеленодольск – мой край родной!»

5. Физическое развитие.

1.        Разучивание подвижных игр татарского, русского и других народов, проживающих в РТ: «Серый волк» (Сорыбүре); «Скок-перескок» (Күчтем-күч)«Продаем горшки» (Чүлмәксатыш), «Хлопушки» (Әбәкле), «Ловишки», «Лисички и курочки» (Төлкеһәмтавыклар) (Тотышлы), «Жмурки» (Күзбәйләу). «Перехватчики» (Куышу),«Катание мяча». Марийская народная игра,  «Круговой» Мордовская народная игра, «Липкие пеньки» Башкирская народная игра, «Летели -летели».

2.Рассматривание презентации «Лечебно-профилактические здравницы и санатории Татарстана»

3. Рассказ воспитателя о профилактории «Дельфин»

4. Рассказ воспитателя о профилактории «Волга» г.  Зеленодольска

5.Беседа о татарских национальных блюдах и напитках: «Полезные для здоровья продукты питания»

6.Рассматривание картин с иллюстрациями татарской национальной борьбы «Куряш»

7.Рассматривание альбома «Национальные виды спорта»

8.Рассматривание картин с иллюстрациями сооружений, построенных для XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани

9. Рассказ воспитателя о горнолыжных курортах РТ: Горнолыжный курорт «Свияжские холмы», Горнолыжный комплекс «Федотово» (Заинский район),

10. Интерактивная экскурсия по родному городу «Зеленодольск – город здоровья»

Мероприятия с родителями:

1.Попросить родителей вместе с детьми посетить музей краеведения Зеленодольска.

2. Консультация на тему: «Учим детей любить, знать и беречь свой край родной».

3. Информация для родителей «История родного края».

4. Изготовление семейных альбомов.

Презентационный этап

Презентация проекта «Мой край родной» на педсовете “Реализация этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС ДО”

  • Заключительный этап

Развлечение:  «Мой край родной – частица Родины большой»

Оценка результатов проекта.

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов.

Дети имеют представлениея о городе, в котором они живут, о родном крае.                                                                                                         Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.

Знают достопримечательности города Зеленодолҗска и Татарстана.

Имеют представления о памятниках родного города и г. Казани.

Проявляют интерес к родному краю, отражают в детских рисунках праздники, события, проихсходящие в городе и республике.

Знают культуру, обычаи и традиции родного края.  

Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе, республике и семье.

Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края. Дети закрепили умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей и беречь, умение ориентироваться по карте – схеме города.

  • Заключение

Была оснащена предметно – развивающая среда группы, отражающая жизнь г. Зеленодольска. У детей формировалась познавательная активность, умение получать знания и их применять – в будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.  Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Повысилась активность родителей в жизни ДОУ.

Приложение №1

Конспект занятия в подготовительной  группе № 4  на тему « Мой родной край – Татарстан » воспитателя МБДОУ № 6 «Улыбка» ЗМР РТ

                                                                                                       Новиковой Т.А.

Цель:

1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить знания детей о родном городе.

4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

- Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.

Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

- Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Физкультминутка. 

  • Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.
  • Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
  • По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
  • В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
  • В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
  • На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
  • Молодцы. Сели на свои места.

- Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

- При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? ( На ней расположены часы.)

- Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

- Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

- Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

- Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

- Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

- Назовите столицу Республики Татарстан?

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

- Что изображено на гербе республики?

- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

- Любите ли вы свой город?

- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «КРАЙ РОДНОЙ» в подготовительной группе. Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна.

«Сибирь мой край родной»Задачи: Формирование патриотических чувств, закрепление знаний о государственных символах страны, ознакомление с символами Иркутской области; воспитывать любовь к малой Р...

Конспект занятия на тему «Край родной» в подготовительной группе.

Закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей респ...

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...

Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»

Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...

Сценарий «Люблю тебя, мой край родной» Старше-подготовительная группа

Цель: продолжать расширять знания детей о национальных праздниках, традициях, обрядах и играх чукотского народа...

Проект по региональному компоненту «Моя край родной» В старшей группе (5-6 лет).

Вид проекта:Познавательно-игровой, социальный проект по региональному компоненту: «Мой край родной»; в старшей группе (5-6 лет)....