Проект "Мой край-Югра!"
проект (старшая группа)

Насырова Светлана Шамилевна

             В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка -  с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №25 «Ромашка»

                               Проект

  «Мой край - Югра!»

https://s1.1zoom.ru/big3/982/Scenery_Lake_Summer_441404.jpg https://static.tildacdn.com/tild3735-3333-4339-b865-346137623764/khanty.jpg

                                                          Разработала воспитатель С.Ш. Насырова.

Познавательно-творческий проект на тему: «Мой край - Югра!»

 («Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»)

Автор проекта: С.Ш. Насырова, воспитатель.

Продолжительность проекта:  долгосрочный (октябрь-апрель).

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Актуальность:

             В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка -  с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.
Корни этого влияния -  в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах, традициях и обычаях людей, среди которых он живёт. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к своей родине является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Понять, чем же уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси.
             Правительством Ханты-Мансийского автономного округа уделяется большое внимание сохранению национального наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре. 

Задачи:

- Познакомить детей с понятиями «Наш край»,  «Тайга» и с названиями городов и округа.

- Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

- Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.

- Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

- С помощью разных видов детской деятельности  развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность, инициативу, самостоятельность, умение разрешать проблемную ситуацию.

- Развивать интерес  детей  к подвижным играм коренных народов Югры.

- Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.

- Привлечь родителей к проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

-Дети знают историю Ханты-Мансийского края (Югры); происхождение своего города.

-Дети знают о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях).

-Дети знакомы с особенностями хантыйского костюма, его орнаментом.

-Дети знаю

т о природных условиях, о растительном и животном мире Югры.

-Дети знакомы с «Красной книгой Югры».

-Родители активные участники совместной деятельности.

Этапы и сроки реализации проекта:

-организационный (октябрь-декабрь)

-основной (январь - март)

-заключительный (апрель)

Реализация проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей:

  1. Социально - коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое  развитие
  5. Физическое развитие

Методы и приемы:

-НАГЛЯДНЫЙ: (наблюдение; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея).

-ПРАКТИЧЕСКИЙ: (чтение художественной литературы, разгадывание и отгадывание загадок, беседы, рассказы из личного опыта,составления рассказов, придумывание загадок и сказок, рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии в музей, экспериментирование)

-ИГРОВОЙ: (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и физкультурные минутки, настольно - печатные игры, танцы, игры-соревнования)

Виды деятельности:

  1. Игровой вид деятельности
  2. Восприятие художественной литературы и фольклора
  3. Познавательно - исследовательский вид деятельности
  4. Коммуникативный вид деятельности
  5. Двигательный вид деятельности;
  6. Музыкальный вид деятельность
  7. Изобразительный вид деятельности
  8. Конструирование из разного материала
  9. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Совместная деятельность родителей и детей:

1. Подобрать художественную и энциклопедическую литературу, стихи, загадки, иллюстрации, фотографии, игры (дидактические и народные) по теме проекта

2. Выучить стихотворение о родном крае - Югре

3. Посетить  в музей города с детьми

4. Провести индивидуальную работу с детьми: лепку, рисование, аппликацию на тему проектной деятельности

5. Собрать магниты городов ХМАО и городов России.

6.  Пополнить наш проектный центр «Мой край –Югра!».

7.Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу».

8. Хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день».

Модель трех вопросов

Что мы  знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем?

-В нашем краю живут медведи и олени.

-В наших реках много  рыбы.

-Ханты ездят на оленях.

-В северных лесах растут полезные ягоды - брусника, клюква.

-В нашем округе много болот.

-У нас добывают нефть и газ.

-Столица нашего края-Ханты-Мансийск.

- Мы живем в Нефтеюганске

-Как  возник наш город?

-Растет ли пальма в тайге?

-Как узнают время ханты и манси?

-Национальные узоры?

-Какие праздники у народов ханты, манси?

-Какими игрушками играют дети ханты и манси.

-Что такое чум и нарты?

-Чем питаются олени?

-Посмотрим в книге, энциклопедии

-Узнаем из интернета

-Узнаем из телепередачи

-Спросим у старших

-Напишем письмо знатоку -Знайке

Системная паутинка

        

Магниты

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

«Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Содержание работы

1.

НОД «Культура и быт хантов»

2.

Беседа: «Что вы знаете о нашем крае -Югре?», «Дары Югры», «Животные леса Югры», «Витаминная копилка леса Югры», «Как я собирал грибы и ягоды в  лесу»

3.

Рассказы «Об истории ХМАО», «О полезных свойствах ягод нашего края», «О культуре, быте и  традициях народов ханты», «О значении орнаментов на одежде хантов», «О праздниках и обрядах народов Севера», «О достопримечательностях Югры», «Животные,растения внесенные в Красную Книгу Югры», «Профессии нашего края», «Черное золото Югры»

4.

Составление рассказа по картине: «В лесу», «Олени», «Нефтяная буровая»

5.

Придумывание сказки о  народах  ханты и манси

6.

Скороговорка: «У пеньков опять пять опят»

7.

Загадывание и разгадывание загадок «О животных, растениях, птицах, рыбах Югры»

8.

Придумывание загадок о ягодах, о деревьях, о животных Югры, о быте, труде хантыйского народа.

9.

Скороговорка: «Как- то утром в воскресенье, наварили мы варенье», «Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят».

10.

Чтение сказки «Последние грибы» М.Пришвин, «Под грибом» В. Сутеев, О.Лебедевой «Буровичок Югорка», «Золотой топор», «Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и девочка с той стороны, где солнце садится», «Похатур» (Богатырь), «Находчивый слуга царя».

«Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Социально-коммуникативное».

Содержание работы

1.

Рисование  на тему: «Животные нашего леса», «Грибы, ягоды, животные, растения, птицы нашего леса», «Кукла Хантейка», Салфетка из орнаментов народа Ханты», «Стойбище», «Нефтяная буровая»,

2.

Аппликация из пластилина на тему: «Загадки на грядке», «Олени»

3.

Лепка на тему: «Ягоды для морса», «По грибы»

4.

Коллективная аппликация- коллаж тему: «Животные нашего леса», «Грибы в корзине»

5.

Лепка из теста «Ханты»

6.

Изготовление поделок  из бросового материала на тему «Быт Хантов»

7.

Изготовление объёмной композиции «Стойбище»

8.

Создание альбома« Я и мой город» совместно с детьми

9.

Экскурсия в «Музей реки Обь» города Нефтеюганска

10.

Слушание хантыйской музыки.

11

Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу».

12

Хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Физическое», «Познавательное».

Содержание работы

1.

Пальчиковая игра: « Зайчик », «Ягодки», « С ветки», « Листья», « Божья коровка», « Грибы»

2.

Дидактическая игра: «Укрась орнаментом салфетку для куклы Хантыйки », «Чей хвост?», «Чей хвост?», « В лес по грибы», «Приготовим морс из ягод», «Опиши куклу девочку -Хантейку» («куклу мальчика Ханта»), «Назови лист этого дерева!», « Растения»

3.

Подвижная игра: «Бег на трех ногах», « Оленеводы»,  «Заячьи следы», «Важенка и олени», «Собери урожай»

4.

Сюжетно-ролевая игра: « Лесники и экологи», «На АЗС»

5.

Игра- пантомима: « Покажи животного нашего леса»

6.

Игры- соревнования народов  ханты

7.

Спортивный праздник «С днем рождения Югра!»

«Социально-коммуникативное», «Познавательное».

Содержание работы

Опыт с нефтью и птичьим пером

Список используемой литературы:

1.Близнецова  В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ», //ж. «Справочник  воспитателя», №9/2009.

2.Васильева Н. «Проектная деятельность; участвуем вместе», //ж. «Дошкольное воспитание»,№ 10 /2011.

3.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.

4.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2003.

 5.Солнцева, О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры,  п...

"Наша Родина- Россия, наш любимый край Югра!"

Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню России и Дню города Сургута....

Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»

Сценарий концертной программы  «Мой край – Югра»Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа....

Проект "Мой край-Югра"

Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный 85- годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие ...

Проект - наш край Югра

ПРОЕКТ  «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....

Экологическая викторина «Мой край – Югра» (для детей 5-7 лет)

Деятельность направлена на решение задач направленных на формирование у дошкольников представлений о родном крае....