Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края"
статья

Налейкина Наталья Анатольевна

Ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольной организации, основанного на культурных ценностях родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 НА ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ

Налейкина Н.А.,

МАДОУ «Детский сад №41

присмотра и оздоровления» г.о. Саранск,

воспитатель

Нет родителя, который бы не задавался вопросом: «Каким же станет мой ребенок в будущем?». И это зависит только от нас, взрослых: родителей, педагогов, общественности, от принципов, которые мы заложим в сознание наших детей.

Воспитание духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения всегда актуально. В современном обществе в нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: чтение художественной литературы ушло на второй план, ведущее место заняли телевизор, компьютер и телефон. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрит современные дошкольники, не всегда отличаются благородством, нравственной чистотой и высокой духовностью. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. 

 В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольной организации, основанного на культурных ценностях родного края.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина, это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Необходимо создать такие условия, в которых бы формировалось и закреплялось стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно-важных решений в будущем.  А еще мы должны помнить, что дети – это наше отражение. Поэтому сначала мы должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. 

 Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют неоценимое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.  

 Важным условием духовно - нравственного воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства.    

  Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, историческим событиям, связанным с родным краем. Очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства до школьных лет и далее на протяжении всей жизни.

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

В младшем дошкольном возрасте уже начинаем знакомить детей с правилами вежливости и формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываем в играх с куклами и другими игрушками. В группе создаются игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия.  Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Коренные жители Республики Мордовия - мордва (эрзяне и мокшане), но на территории проживают и русские, и татары и люди других национальностей. У всех народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Дети с большим интересом играют в народные игры. Их перечень подобран соответственно возрастным особенностям детей, сезону (региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы О.В. Бурляева и др.). Они развивают ловкость, гибкость, силу, тренируют координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности. Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.

 Знакомство  детей с костюмом народов, проживающих на территории Мордовии позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с внешним видом народного костюма мордвы, а дети старшего возраста более глубоко познают  мордовский народный костюм и знакомятся с народными костюмами других национальностей: с декором костюма, материалом украшений: бисер, монеты, вышивка и др. Для закрепления элементов народного узора предлагается  изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети  украшают народные костюмы – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник, передник, панар, панго.

   Дети знакомятся с деревенским домом, его составными частями – сруб, крыша, наличники, ставни, предлагаются для рассмотрения дома  разных видов, постройки. Дети сравнивают их с современными домами. Это способствует развитию познавательной активности ребёнка.

     Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников и развлечений. Традиционными в детском саду стали  «Праздник осени», «День пожилого человека»,  «День Матери», «Новый год у ворот», «Рождество»,  «День Защитников Отечества», «Масленица», «Поздравляем наших мам», «Праздник Светлой Пасхи», «Никто не забыт, ничто  не забыто».  

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы, которые развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственно- духовное отношение к народным традициям, к национальному наследию.      Целевые прогулки по улицам города, наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях города Саранска.

 Дети знакомятся с соборами, церквями, храмами –как историческими памятники, учатся воспринимать архитектурные памятники, как эталон народной национальной культуры.

   Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности

 Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

  В заключении хочется сказать,  что духовно- нравственное воспитание, способствующее возрождению нравственного здоровья нашего общества – процесс долговременный и многогранный, затрагивающий все аспекты нашей жизни и предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.

Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;

Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;

Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.

Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
  2. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.-24с.
  3. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО _ПРЕСС», 2016.- 352с.
  6. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с.
  7. Минобрнауки РФ, Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования//Российская Газета. - М.: 25.11. 2013 г.- №6241.
  8. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования/О.В.Бурляева [и др. ]; Мордов. Гос. Пед.ин-т – Саранск, 2015. - 84
  9. Федеральный Закон N 273, Об Образовании в Российской Федерации // Российская Газета.- М.: - 31 .12. 2012 - №5976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края»

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Детей надо знакомить с культурным...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...

Проект по самообразованию на 2017-2018 уч. год. Тема "Гендерное воспитание дошкольников на основе культурных традиций родного края"

Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Период дошкольного детства – это тот п...

Доклад "Приобщение дошкольников к традициям родного края"

Доклад "Приобщение дошкольников к традициям родного края"...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Айнура АкматоваКонсультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонентаДошкольный возраст - благоприятный период для п...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Айнура АкматоваКонсультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонентаДошкольный возраст - благоприятный период для п...