Проект на тему "Мой край"
проект (старшая группа)

Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuv-kray.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«НАШ КРАЙ»-
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями ЧУВАШСКОГО НАРОДА»

 

Паспорт программы

 

Автор

Лариса Валентиновна Калягина

Название программы

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями чувашского народа»

Участники

Воспитанники, родители и специалисты МБДОУ «детского сада № 34»

Цель

приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям чувашского народа

Задачи

 

 

 

Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой чувашского народа.

Организовать мини-музей «Моя Чувашия».

Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями чувашского народа.

Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями чувашского народа.

Направления реализации

программы

Работа с дошкольниками

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа над предметно-развивающей средой

Принципы реализации

1. Принцип   энциклопедичности.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Этапы   реализации программы

Реализация проекта рассчитана на один год: с октября по май и включает в себя три этапа:

1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь).

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из   различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе,   диагностирование участников проекта.

2 этап – технологический (Основной) декабрь-май –

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведения в группе.

Разработка форм работы с детьми, родителями;

Составление перспективного планирования на  учебный год.

Разработка диагностического материала по теме;

Разработка конспектов занятий, бесед, праздников;

Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);

Подбор подвижных игр для детей;

Подбор материалов для педагогов и родителей;

Сбор и оформление наглядного материала.

3 этап – реализация проекта -   содержания проекта.

4 этап – Заключительная

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы педагога по проекту.

Создание мини-музея в группе.

Ожидаемый результат

Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях чувашского народа.

Воспитание патриотических чувств: любви к близким людям, к родному городу, краю.

Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей -чувашей, с традиционным праздниками «», «Сурхури», «Саварни», «Манкун», «Акатуй».

Научатся играть в подвижные чувашские игры.

У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм, к культуре народов Чувашии.

Воспитание интереса и любви к малой родине.

 

Ожидаемые результаты.

Приобщение детей к национальной культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Чувашии, желающие внести свой вклад в его развитие.

Работа по приобщению детей к национальной культуре  предполагает ожидать следующие результаты:

Изучая традиции, жизнь и быт народов Чувашии, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении.

Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.

Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе

 

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко  

Культура народов Чувашии является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним из приоритетных направлений  работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.

Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я старалась всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке  программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии»

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Чувашии через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов Чувашии. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

 

Проблема

  • Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Чувашии.
  1. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории .
  2. Результаты анкетирования: «Какие игры детей Чувашии вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Заяц сидит». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций чувашского народа.
  3. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Чувашии проводится через традиционные формы работы.

 

Противоречия

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью работы в МБДОУ, как условия формирования интереса к культуре народов Чувашии  у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой  программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста   к культуре, традициям народов ЧувашииКроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

 

Гипотеза:

Если в воспитательно - образовательную работу ввести систему  программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Чувашии», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов Чувашии, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

 

Новизна

Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

 

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  1. Программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе)
  2. Реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
  3. Предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
  4. В педагогическом процессе широко используются ИКТ
  5. Предполагает создание в группе  предметно-развивающей среды - мини-музея «Моя Чувашия»
  6. Обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность
  7. Предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
  8. Включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
  9. Предполагает интеграцию образовательных областей

Заключение.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в  программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Чувашии».

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре  народов Чувашии во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  

 

Список литературы:

1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.

2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края»-Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.

  3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

  4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

   5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)

   6.Хрестоматия «Родник»,  Чебоксары-2006 .

Перспективный план работы в старшем  дошкольном возрасте на тему: «Наш край»

СЕНТЯБРЬ:

1. Беседа «Город чудный – город древний»

Цель:  Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из истории возникновения родного города.

2. Аппликация «Украсим фартук».

Цель: Учить детей создавать орнамент чувашской народной вышивки. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.

3. Чтение чувашской сказки «Мудрый старик»

Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественным произведениям различных народов. Воспитывать желание узнавать и изучать творчество других народностей.

4. Разучивание  хоровода «Выйди, Ваня»

Цель: Познакомить детей с чувашской хороводной игрой, разучить слова и движения. Воспитывать любовь и уважение к  чувашскому народу.

ОКТЯБРЬ:

1. Беседа «Прогулки по родному Новочебоксарску»

Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, предложить детям рассмотреть альбом с фотографиями известных мест родного города. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

2. Рассматривание чувашского народного костюма.

Цель: Познакомить детей с народным костюмом . Рассмотреть особенности орнамента, предложить сказать, чем отличается чувашский костюм от русского.

3. Аппликация «Чувашский узор»

Цель: Закрепить с детьми особенности  орнамента. Учить выкладывать орнамент в соответствии с образцом, учить выполнять работу аккуратно.

4. Чтение  легенды  «Гора Чабырлы» ( хрестоматия «Родник», стр. 17, Чебоксары-2006 г.)

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством . Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.

НОЯБРЬ:

1. Рассматривание народного костюма.

Цель: Продолжать знакомить детей с народностями, проживающими в Поволжье. Рассмотреть  костюм и отметить характерные особенности головного убора и национального орнамента.

2. Аппликация «Украсим фартук»

Цель: Закрепить особенности  национального орнамента

3. Подвижная  народная игра «Лиса в курятнике»

Цель: Учить детей играть активно; самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, приводить его в исполнение.

4. Чтение  легенды «Мост Азамата»

Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки,  видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

5. Беседа «В гостях у хозяюшки»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей  народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками

6. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о характерных деталях  национального костюма; развивать сообразительность и находчивость.

ДЕКАБРЬ:

1. Беседа о бытовой культуре народов Чувашии.

Цель: Продолжать закреплять знания детей о культуре народов  в повседневной жизни и в сюжетно-ролевых играх. Учить с уважением относиться к культуре и обычаям других народов.

2. Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Учить детей составлять национальные орнаменты по образцу; продолжать знакомить детей с культурой народов .

3. Чувашская народная подвижная  игра «Лиса и дикий гусь». ( Хрестоматия «Родник», стр. 26, Чебоксары-2006 г.)

Цель: Развивать у детей   внимание, быстроту и ловкость.

4. Рассматривание альбома «Национальные костюмы»

Цель: Закрепить знания детей о ранее известных народах, их национальных орнаментах и особенностях национального костюма. Продолжать поддерживать интерес детей к знакомству с новым.

5. Беседа «Какие народные праздники вы знаете?» (Новогодний праздник «Сурхури»)

Цель: Учить детей усваивать идеи праздников, развивать желание участвовать в народных праздниках.

6. Разучивание песни на чувашском языке «Елочка» и «Автан тус».

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, предложить разучить его . Продолжать прививать любовь к истокам народной культуры.

ЯНВАРЬ:

1. Чтение  легенды «Как чувашские батыры спасали солнце». (Хрестоматия «Родник», стр. 20. Чебоксары-2006 г)

Цель: Учить детей понимать образное содержание сказки, его идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

2. Подвижная чувашская игра «Луна и Солнце».

Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.

3. Музыкальное развлечение «Рождественские посиделки».

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками, их особенностями. Воспитывать желание активно принимать участие в этих праздниках.

4. Аппликация «Украшаем  пояс»

Цель: Закрепить знания детей о  национальном костюме, об особенностях орнамента. Учить правильно подбирать цветовую гамму.

5. Слушание народных мелодий.

Цель: Познакомить детей с песнями и напевами . Отметить, какие музыкальные инструменты используются при исполнении. Продолжать воспитывать интерес к культуре разных народов.

6. Дидактическая игра «Что за мелодия звучит?»

Цель: Закрепить знания детей об особенностях национальных мелодий.

ФЕВРАЛЬ:

1. Разучивание   песни «Герои»                                                                                                                                                                                                                                                                      Цель: Продолжать учить узнавать песню по мелодии, различать звуки по высоте. Петь протяжно, четко произнося слова; вместе начинать и заканчивать песню.                                                                                                                                

  2.Народная подвижная игра «Что делаешь?» (Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)

Цель: Закрепить знание народной игры, продолжать учить согласовывать слова и действия.

3. Чтение чувашской народной сказки «Кукушка и соловей».

Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражении.                                                                                                                 4. Национальный  праздник - «Масленица (Саварни)»

Цель: Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа. Формировать представления о культуре чувашского народа. Развитие интереса к обрядовым праздникам.

. МАРТ:

1. Чтение былины «С ремеслом не пропадешь, без ремесла дня не проживешь»

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов. Воспитывать у детей интерес, любознательность и желание узнавать новое.

2. Коллективная аппликация «Праздничный наряд для кукол»

Цель: Закрепить знание детей о национальных орнаментах, учить применять свои знания на практике. Продолжать развивать творчество

3. Подвижная чувашская игра «Иголка, нитка, узелок.                     .( Хрестоматия «Родник», стр. 27. Чебоксары-2006 г.)

Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, согласовывать слова с действиями.

4. Музыкальное развлечение «Милые наши мамы»

Цель: Продолжать развивать у детей желание участвовать в развлечениях. Предложить детям другой национальности подготовить поздравление для своей мамы на родном языке.

5. Рассматривание альбома «Волга – матушка»

Цель: Познакомить детей с различными городами, стоящими на Волге. Рассмотреть фотографии разных городов и народов. Воспитывать интерес к новому и уважение к другим народам.

6. Презентация «Памятники Новочебоксарска»

Цель: Познакомить детей с известными памятниками Новочебоксарска. Рассказать, кому и за что были воздвигнуты эти памятники. Отметить, что это история нашего города и ее нужно чтить и беречь.

АПРЕЛЬ:

1. Рассказ воспитателя «Обычаи крестьянского стола»

Цель: Познакомить детей с особенностями национальной кухни. Рассказать о том, как раньше люди накрывали на стол, что предпочитали готовить к праздникам.

2. Презентация «И. Я. Яковлев – чувашский педагог - просветитель »

Цель: Познакомить детей с педагогом, с его произведениями для детей, с его наследием.

3. Беседа «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут!»

Цель: Учить детей слушать частушки, формировать представления об этом жанре народного творчества; учить понимать их юмористический смысл; активизировать эмоционально-оценочную лексику.

4. Подвижная чувашская игра «Лебеди» (Хрестоматия «Родник», стр. 26. Чебоксары-2006 г.)

Цель: Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми. Учить действовать по сигналу, развивать внимательность, ловкость.

5. Чтение сказки «Мальчик – богатырь»

Цель: Продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.                                                                                                      6. Роспись петушка национальным мотивом.                                                                                                                                                                                                                                              Цель: Развивать интерес к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик, обогащать представления детей о народном промысле.

МАЙ:

1.  Беседа с детьми о традиционном празднике календарно-сезонного характера - «Акатуй»(Хрестоматия «Родник», стр. 7. Чебоксары-2006 г.)

Цель: Продолжать учить детей участвовать в беседах со взрослыми о национальных праздниках. Развивать речь, внимание, память, мышление, интерес к истокам  культуры

2. Презентация -  «Щи да каша – пища наша!»

Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками, загадками и  учить понимать их смысл. Рассказать, почему народ придумывал поговорки, пословицы и загадки. Предложить детям выучить некоторые из них.

3. Дидактическая игра «Чей узор?»

Цель: Продолжать закреплять у детей знания об особенностях украшения национальных костюмов. Учить применять свои знания на практике.

4. Аппликация «Масмак»

Цель: Предложить детям самостоятельно украсить головной убор - повязку национальным орнаментом. Развивать память, опираться на имеющиеся знания.

5 Викторина «Что мы знаем, мы расскажем»

Цель: Подвести итог работы за год.

                                                   Список литературы:

1. Г.И. Воронцов «Чувашские детские игры». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.

2.Л.Б. Соловей «Традиции Чувашского края» -Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.

  3.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

  4.Жуковская Р.И., Виноградова ,Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край». М., Просвещение, 1985.

   5.Путеводитель «Шоршелский музей космонавтики». ( Составители: З.С. Антонова, Н.Е.Рымшина. Чебоксары, 1991.)

   6.Хрестоматия «Родник»,  Чебоксары-2006 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Природа нашего края"

Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)....

Проект "Знатоки родного края"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Творческий проект "Красота нашего края"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

Паспорт проекта «Россия от края и до края»

Аннотация к проекту. Проект  «Россия от края до края» представляет собой описание опыта  работы педагога по нравственно-патриотическому  воспитанию детей старшего дошко...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...