Конспект НОД: «Как жили наши предки »
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жукова Ирина Евгеньевна

Формирование у детей представлений о культуре и быте русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_nashi_predki.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс: «Педагогических достижений в Калининском районе  Санкт-Петербурга»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Адрес: Санкт-Петербург, Замшина ул., д.52, к.1

Тема НОД: «Как жили наши предки » (подготовительная  группа)

ФИО конкурсанта: Жукова Ирина Евгеньевна

Телефон: +79219220562

Электронная почта: iriska1403@mail.ru

Санкт-Петербург

Оглавление

Цель______________________________________________________________________________________________

Задачи____________________________________________________________________________________________

Оборудование______________________________________________________________________________________

Форма проведения________________________________________________________________________________________

Содержание учебного материала_____________________________________________________________________

Этапы с конкретным описанием видов деятельности педагога и детей___________________________________

Используемые здоровьесберегающие технологии______________________________________________________

Дидактические материалы и средства обучения_______________________________________________________

Описание планируемого результата__________________________________________________________________

Описание формы рефлексии________________________________________________________________________

Библиография ____________________________________________________________________________________

План-конспект занятия

Цель: Формирование у детей представлений о культуре и быте русского народа.

Задачи

Образовательные: 

Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси.

Обогащать словарный запас детей.

Формировать умение делать выводы на основе размышлений и наблюдений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению культуры быта русского народа.

Воспитывать патриотические чувства и бережное отношение к русским традициям.

Развивающая:

Развивать речевую активность детей.

Развивать коммуникативные умения, познавательную активность, мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование : проигрыватель - колонка, аудиозапись, столы, мольберт.

Форма проведения: НОД (с подгруппой 10 детей)

Содержание учебного материала

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Приветствие и знакомство

Коммуникативная игра «Солнышко»

Выполняют движения по показу.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и принятие детьми цели занятия

Постановка проблемной ситуации

Отвечают на вопросы.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Д/и «Где могли жить люди раньше?

Словесная игра «Какой дом?»

Пальчиковая гимнастика «Будем домики считать»

Рассматривание иллюстраций.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Этюд «Покажи как»

Загадка

Игровое упражнение «Не урони горшок»

Игра «Да-Нетка»

Выполняют упражнения.

Отгадывают загадку.

Задают вопросы.

5.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений.

Физкультминутка с ложками

Игровое упражнение «Смотай клубок»

Выполняют упражнения.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

 Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью мнемотаблицы.

Самостоятельно делают выводы: что нового узнали, чему научились.

7.

Рефлексия

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки ( рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Подводят итоги: проговаривают,  что было сложно, что легко, что понравилось…

Этапы с конкретным описанием видов деятельности педагога и детей

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Знакомство и представление гостей!

-Что-то здесь темно. Надо Солнышко позвать. Я буду говорить и показывать, а вы за мной повторяйте.

Коммуникативная игра «Солнышко»

Солнышко – колоколнышко,

Встань, появись,

Свет, тепло нам подари,

Нам скорее улыбнись.

-Мы с вами улыбнемся друг другу. Покружитесь.  У нас сразу стало светлее, теперь всех видно. Вот вы какие, самые лучшие дети Санкт-Петербурга.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

-Друзья, вы живете большом современном  городе, у вас квартиры в многоэтажных домах. В каждом доме есть холодильник, микроволновая печь, газовая или электрическая плита, и даже электрический чайник. Вы со мной согласны?

Друзья, как, по вашему мнению, жили люди на Руси, когда у них всего этого не было?

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

(Воспитатель предлагает детям присесть на коврик).

-Давайте разбираться, порассуждаем.

Д/и «Где могли жить люди раньше?»  (в шалаше, замке, палатке, многоэтажном доме, пещере, избе)

Цель: Актуализация знаний детей о том, где жили люди раньше. Развитие речевой активность детей.

Ход: Дети рассматривают иллюстрации (шалаша, замка, палатки, многоэтажного дома, пещеры, избы), и рассуждают, что из этого подходит для людей, живших на Руси много лет назад.

Вывод: -В избе могли жить люди раньше. Она подходит больше всего.  

-Изба – это дом из чего?

-Почему люди строили дома из дерева?

Словесная игра «Какой дом?» (из соломы, кирпича, песка, глина, камни, стекло, дерево)

Цель:  Обогащение активного словаря детей,  согласование существительных и прилагательных, словотворчество.

Ход:  Дети отвечают на вопросы: если дом из дерева, кирпича, стекла и т.д. то он какой?

Воспитатель предлагает детям встать.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем домики считать.

Дом деревянный,

Домик стеклянный,

Дом из камня сложим,

Цемент нам поможет.

Домик кирпичный –

Супер, отличный.

Выбирай, не спеши,

Все дома хороши.

-Люди пошли в ближайший лес. Срубили деревья. Из бревен сложили дом и назвали – сруб.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Воспитатель предлагает детям представить, что они заходят в холодный дом.

Этюд «Покажи как»

Цель:  Развитие выразительности движений, жестов и мимики.

Ход:  Дети имитируют движения, передают мимику, эмоциональное состояние.

-Зашли в дом, а там холодно. На улице снег. Как же согреться?  

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

-Печка – матушка, кормилица, говорили раньше. Почему?

-Да, она кормила семью, обогревала дом. А как она кормила?

В ней разводили огонь и готовили еду.

Как, по-вашему, в чем раньше готовили еду?

Мы сейчас заглянем в печку и сами все увидим. Хотите?

Ух ты! Что же это такое? Как называется?

Это горшочек. Когда Хозяюшка приготовит щи или кашу, как же ей из печки горшок достать?  

У нее есть помощник.

Загадка

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

-Вот он, помощник  - ухват, в углу стоит.

Игровое упражнение «Не урони горшок».

Цель:  Развитие координации движений, ловкости, аккуратности.

Ход: Дети делятся на две команды. Одна команда достает ухватом из печки горшок. Передают ухват другой команде, которая горшок ставит ухватом в печку. Кто выполнил задание, садится на стульчики.

У меня для вас еще одна загадка в волшебном сундучке.

Игра «Да – Нетка»

Цель:  Развитие способностей: находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общими признакам, слушать и слышать ответы, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Ход: 

-Чтобы ее отгадать, надо сыграть в игру, называется «Да – Нетка». Вы задаете мне вопросы про предмет, который там спрятан. А я отвечаю только «Да» или «Нет».

Кто готов задавать вопрос, поднимает руку.

-Ложка. Зачем людям ложки? Только для еды? Что еще можно с ними делать?

Можно ими играть, отстукивая ритм, а еще с ними танцевать.

5.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений.

Физкультминутка с ложками.

-Друзья, чем по вашему, занимались люди долгими зимними вечерами?

Основное их занятие было – рукоделие. Это значит - руками делали, то  есть ручной труд. Женщины пряли пряжу, из ниток вязали теплую одежду.

-Ребята, мне нужна ваша помощь. Котенок размотал все мои клубочки. Пожалуйста, помогите смотать.

Игровое упражнение «Смотай клубок» 

Цель:  Развитие моторики пальцев и кистей рук, формирование точности движения.

Ход:  -Дети выбирают себе клубочек понравившегося цвета. Берут клубок в одну руку, а нитку в другую. Нитку наматывают на клубок, т.е. рука в которой нитка вращается вокруг клубочка.

 

-Спасибо, мои помощники.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

-Какие вы молодцы. А теперь давайте вспомним: «О чем говорили?», «Чем занимались?», «Что узнали?»  

Мнемотаблица

Цель:  Формирование навыка связной речи с опорой на схему.

Ход:  Дети пересказывают, чем сегодня занимались, по порядку, опираясь на схему.

Друзья, у меня для вас есть сюрприз.

Помните, с чего мы начали нашу встречу?

Да! Мы звали Солнышко! И сегодня оно пришло к вам в сад, как символ удачи, света, тепла и благополучия. Чего и я вам желаю.

-Я прощаюсь с вами. До Свидания!

7.

Рефлексия

Что понравилось? Что не понравилось? Что было трудно, сложно, легко?

Используемые здоровье сберегающие технологии  пальчиковая гимнастика, физкультминутка с ложками, игровое упражнение «Смотай клубочек».

Дидактические материалы и средства обучения : Д/и «Где могли жить люди раньше?», коммуникативная игра «Солнышко», словесная игра «Какой дом», этюд «Покажи как», печка, горшок, ухват, волшебный сундучок, по паре деревянных ложек на каждого ребенка, клубочки по одному на каждого ребенка, мнемотаблица. Магнитофон, аудиозапись. Мольберт.

Описание планируемого результата

Формирование у детей представлений о культуре русского народа.

Способность выделять особенности быта русского народа в прошлом: жили в деревянном доме, где была русская печь.

Развитие познавательного интереса к истории и национальным традициям русского народа.

Описание формы рефлексии: интеллектуальная рефлексия (что нового узнали, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали).

Библиография

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханева

Методическое пособие для воспитателей ДОУ «Истоки русской народной культуры в детском саду» И.Г.Гаврилова

nsportal.ru

www/maam/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

конспект открытого занятия Как жили наши предки

Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....

Конспект занятия "Как жили наши предки"

Конспект занятия "Как жили наши предки" разработан для детей 6-7 лет в рамках духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей. Может быт...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...