Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей-дошкольников.
методическая разработка

Бутова   Ольга   Владимировна

Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_no3.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей дошкольного возраста

Введение.

Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования  является охрана и укрепление физического здоровья детей, в том числе формирование ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств.         

 А одной из задач рабочей образовательной программы по физическому воспитанию детей является - приобщение детей к традициям народов Севера посредством национальных подвижных игр. Наличие регионального компонента в программе способствует  воспитанию у дошкольников толерантности к представителям других национальностей и развитию чувства гордости за свою культуру.

Пояснительная записка

 Коренные жители Севера испокон веков передавали своим детям традиционные ремёсла: оленеводов, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, дававшие людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян.

Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний, самобытных физических упражнений, характеризующихся универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам.

 Традиционные средства физического воспитания выполняют следующие функции:

  • знакомство с окружающей средой («Четыре стихии», «Тайга – болото -

озеро», «Собери ягоды»), где наряду с представлениями об окружающем мире дошкольники получают знания об основах безопасности жизни;

  • освоение традиционных промыслов («Рыбаки и рыбки», «Оленья упряжка», «Заячьи следы и т.д.), где дети получают знания о профессиях;
  • передача накопленного опыта в физическом воспитании от  старшего поколения к младшему («Перетягивание палки», «Прыжки через нарты», «Борьба ногами»), где дошкольники знакомятся с традиционными ритуалами, народным колоритом;
  • экологическое воспитание;
  • обеспечение необходимого объёма двигательной активности;
  • формирование нравственного воспитания.

В планирование содержания программного материала по физическому воспитанию детей включаю подвижные игры и самобытные физические упражнения, направленные  на формирование двигательных умений и навыков. Например, при освоении бега различными способами  проводится упражнение "Заячьи прыжки", "Броски палки на дальность; при обучении различным гимнастическим элементам - "Переправа", "Перетягивание палки", "Качалка" и др;  в лыжной подготовке - "Скороходы – снегоступы».

Необходимо также отметить, что все мероприятия по физическому воспитанию у народов Севера проводятся на воздухе. Если же погодные условия не позволяют, существуют игры, которые можно использовать в помещении, приспособленном для занятий. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления и других качеств.  К таким играм относятся «Весёлый бубен», «Игра с кольцом».

В возрасте от 1,5 до 3 лет игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега и других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей 3-6лет ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе подвижные игры уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи  традиционной бытовой культурой. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми.

Суровые жизненные условия севера и промысловая деятельность народов ханты требовали уже с 6-7 летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитание специфических двигательных навыков. С этого возрастного периода дети уже всецело привлекались к хозяйственной деятельности. В этот период они начинают играть в игры с правилами: "Кто из нас быстрее", "Оленья упряжка", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", Игра с кольцом" и др.

В условиях детского сада работа по использованию подвижных игр, состязаний и самобытных физических упражнений начинается со старшего дошкольного возраста, поскольку для их выполнения необходимы определённые двигательные умения и навыки, характерные именно для этого возраста.

Ханты инвентарь изготавливали из природного материала - дерева, камня, кожи, кости, шерсти и т.д., что было удобно и достаточно экономно, так как всегда находились под рукой. Изготовленный инвентарь для игр они бережно хранили в специальных мешочках или ящичках. Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы" ханты делали во время рыболовной ловли, диски - при заготовке дров в лесу.

Северные народы обычно играли на ровных, расчищенных площадках возле домов. Здесь практиковалось проведение таких игр, как "Городки", "Догонялки - Пэнкинат" и др. На песчаных берегах рек, больших лесных полянах ханты состязались в метании мяча, стрельбе их лука на дальность полёта стрелы, метании сосновых шишек. В зимнее время года для гонок на охотничьих лыжах использовали окраины деревень - бегали по глубокому снегу. Очень часто играли на дороге, в загоне для оленей, а в некоторые игры могли играть и в помещении ("Нёрэм ими -  болотная женщина").

Широкой популярностью пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты и т.д.

Нередко игры и состязания начинались или заканчивались традиционными ритуалами.

Для обогащения предметно-развивающей спортивной среды в ДОУ привлекаются родители. Проводимые практикумы позволили дополнить спортивный инвентарь таким нестандартным оборудованием, как нарты (деревянные сооружения), снегоступы (лыжи из пластиковых бутылок), кольца.

Народные игры, состязания в старшем дошкольном возрасте имеют свою психолого-педагогическую направленность. Они не только развивают жизненно необходимые физические качества и двигательные навыки, но и способствуют воспитанию решимости, смелости, находчивости, коллективизма, формируют представление о промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры ХМАО, желающего внести свой вклад в его развитие.

Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

В концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».

Воспитать здорового дошкольника – главная цель МАДОУ ДСКВ «Сказка» и семьи!

 Участие родителей вместе с детьми в задорных соревнованиях, эстафетах, конкурсах формируют семейные традиции, что помогает созданию крепкой и дружной семьи. В «Сказке» совместные спортивные праздники всегда проходят на позитиве. Родители с удовольствием бегают с детьми, вспоминая своё детство. Как однажды сказала участница соревнований, мама одного из воспитанников: «Не важно, сколько времени родители проводят или уделяют своим детям, главное - как они его проводят!» Поэтому ежегодно в детском саду совместно проводятся различные праздники физкультурно-оздоровительной направленности. Подобные мероприятия способствуют сближению семьи, объединяют педагогов и родителей для совместной работы по пропаганде ЗОЖ, учат доверять друг другу, воспитывать уважение, гордость за своих близких.

Вовлечение родителей в образовательный процесс сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру и позволяет нам совершенствовать их знания в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей, приобщать к традициям народов Севера посредством подвижных игр, что является эффективным обменом опыта между педагогами и родителями.

 Совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и необходима, так как позволяет решать нам следующие задачи:

  • Родители могут увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру методов и приемов воспитания.
  • Они постепенно убеждаются, что их участие в организации и проведении совместных спортивных мероприятиях важно для здоровья их ребенка.
  • Способствует эмоциональному сближению взрослых (родителей, педагогов) с детьми.
  • Улучшает состояние здравья детей по всем показателям (уровень физического развития и физической подготовленности, показатель заболеваемости, группа здоровья).
  • Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома, на прогулке, в свободное время вместе с родителями.
  • Родители приобретают двигательный опыт и теоретические знания при совместной двигательной деятельности.
  • Взрослые члены семьи учатся рационально и правильно использовать свободное время для активного отдыха.
  • Родители активно участвуют во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Двигаясь  к совместной цели, дошкольная организация и семья имеют больше шансов вырастить здорового, гармонично развитого ребёнка.

Спортивно-познавательное мероприятие  «Состязания оленеводов» с участием родителей и детей, разработано с учётом новых государственных требований и принципа интеграции образовательных областей. Используются компоненты познавательной, музыкальной, здоровьесберегающей деятельности. Наличие  регионального компонента (знакомство с географией родного края, подвижными играми народов Севера) способствуют воспитанию у дошкольников толерантности к представителям других национальностей, развитию чувства гордости за свою культуру.

СОСТЯЗАНИЯ  ОЛЕНЕВОДОВ

(спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольников) с использованием  мультимедийных технологий

Цель: повышать интерес к физической культуре и спорту детей и родителей; способствовать обогащению знаний о традиционных промыслах, самобытных физических упражнениях и праздниках народов Севера; приобщать детей к традициям народов Севера посредством национальных подвижных игр.

Задачи:

  1. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений) и волевые качества (выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах).
  2. Упражнять в прыжках, беге на скорость.
  3. Систематизировать знания ребят о традициях Севера и особенностях уклада жизни коренных народов.
  4. Воспитывать у детей живой интерес к спортивным праздникам, гордость за свою семью, чувство дружбы и сплочённости, здоровый спортивный интерес.
  5. Продолжать объединять усилия семьи и детского сада по физическому воспитанию, в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

   6. Создать ощущение праздника, радостное настроение, положительные эмоции от совместного общения родителей и детей.
  7. Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов Севера.

Предварительная работа:

  1. ознакомление детей с географическим положением, климатическими условиями Севера, работа с глобусом;
  2. рассматривание иллюстраций в виде презентации с национальностями северных народов, растительного и животного мира;
  3. разучивание песни «Этот северный олень», стихов и национальных игр народов Севера;
  4. чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере);
  5. проведение беседы о жизни коренных народов;
  6. организация  экскурсии в этнографический музей.

Интеграция  образовательных областей:  познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая.

Ожидаемые результаты в познавательной области:

  • ознакомление дошкольников с подвижными играми и самобытными упражнениями народов Севера;
  • комбинирование своих двигательных умений и навыков для саморегуляции собственного поведения;
  • оценка значения того или иного действия в ходе спортивного мероприятия для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ожидаемые результаты  в социально-коммуникативной  области:

  • приобщать детей к истории ХМАО-Югра;
  •  формировать представления о традиционной культуре родного края.

Оборудование: модели чумов и снегоходов, скакалки, кубы, стойки, обручи, модели оленьих рогов и нарт, тынзян-арканы, рыбки на ниточках, проектор, выдвижная доска, глобус, канат.

Действующие лица: бабушка Олом.

Ход праздника.

Дети  и родители под музыку входят в зал, украшенный на северный мотив. В руках у детей  флажки  с символикой ХМАО. Все идут по залу, делают круг почёта и встают в общий круг. В зале стоят модели чумов.

Все поют песню «Северный олень».

Песня: «Вот он северный олень».

Вот он северный олень, белый, словно снег,

Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.

Хэй – хэййохо – хэй. (2 раза).

Я сожму в руках хорей, только кину взгляд,

Только лихо крикну: «Хэй!» - нарты полетят.

Хэй – хэййохо – хэй. (2 раза).

В спортивный зал входит бабушка Олом – мать всех матерей.

Бабушка Олом: Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Замечательную вы исполнили песню про северного оленя, спасибо вам большое. Проходите и присаживайтесь, я бабушка Олом – мать всех матерей, расскажу вам историю.

        Дети встают вокруг бабушки полукругом, папы-родители встают за детьми.

        В этом холодном северном крае с давних времён живут ханты, селькупы, ненцы. С наступлением весны ханты  устраивают праздники. Один из праздников - это состязания оленеводов. Я, бабушка Олом, как всегда обхожу  все стойбища, захожу в каждый чум – дом, где живут ханты. Смотрю, чтобы у всех была еда, одежда из оленьего меха, порядок и иду здороваться с предвестниками весны: солнышком, небом голубым, первыми прилетевшими птицами – трясогузками. Когда все люди собираются на поляне, я поздравляю всех с праздником весны, прошу, духов неба, чтоб принесли нам жаркое лето, щедрый урожай, много речной рыбы, лесных грибов и ягод. Вот и вас, ребята и гости, я тоже пришла поздравить с наступающей весной и хотела бы остаться на вашем празднике, чтобы посмотреть, как вы смелые, ловкие и умелые.

        В зал входит инструктор, в руках глобус и предлагает детям отгадать загадку:

Ни начала, ни  конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и стар, и млад,

Что наш дом – большущий шар.

Д е т и: Земля.

Инструктор.  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего мероприятия! Здравствуй, бабушка Олом. Мы будем только рады, показать тебе свою ловкость, смелость и силу.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется край, в котором мы живём?

Д е т и: Ханты-Мансийский автономный округ.

Инструктор. Правильно, ребята. Вот взгляните на глобус и покажите, пожалуйста, где мы сейчас находимся?

Инструктор.  Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё больше узнать о Ханты-Мансийском автономном округе и людях, живущих здесь. Многие из нас приехали сюда из других регионов нашей страны: кто-то с Украины, кто-то с Кавказа, кто-то с Урала. Но в нашем Ханты-Мансийском автономном округе есть народы, которые живут здесь испокон веков. Такие народы называются коренными. К коренным народам Севера относятся: ханты, манси, ненцы и другие. Живут они в чумах, основу которых составляют длинные шесты, покрытые оленьими шкурами. Посмотрите, пожалуйста, на них (показ слайдов).

Издавна народы Севера  передавали своим детям традиционные ремёсла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, состязания, праздники. Во время таких праздников  люди стараются продемонстрировать свою силу, ловкость, выносливость.

Широкой популярностью пользуются такие состязания, как прыжки через нарты, метание тынзян-аркана на хорей, стрельба из лука, разновидность гонок и различные подвижные игры.

Презентация с показом слайдов.

Инструктор. Сегодня я приглашаю вас, дорогие дети и родители принять участие в таких состязаниях. А называется наш праздник «Состязания оленеводов». Чтобы нам добраться до того места, где будут проходить наши соревнования, нам необходимо размяться и преодолеть небольшие трудности. Вы готовы?

Д е т и. Да!

Инструктор. А вы не боитесь трудностей?

Д е т и. Нет!

Инструктор. Тогда в путь.

Дети и родители строятся в колонну. Под весёлую музыку проводится разминка.

Инструктор. Сначала мы пойдём пешком.

 (Ходьба обычная).

- В царстве холода и стужи всё кругом сковали льды,

(Ходьба на носках).

 - Серебристые метели запорошили следы. Воет ветер, злится вьюга, заметая всё кругом.

(Боковой галоп).

- И осыпана округа  белоснежным серебром.

- В белой тундре, где снега, он растит свои рога – гордый северный олень! Царь всех северных зверей!

(Ходьба, с высоким поднимание коленей).

- А белые медведи немного косолапы, белые медведи немного толстопяты. Вот они шагают дружно, для порядка это нужно.

 (Ходьба скрестным шагом). 

- Лыжи с палками возьмём, и на лыжах мы пойдём.

 (Ходьба скользящим шагом). 

- Вьюга да метелица по дорожке стелются.

(Бег змейкой). 

- Ох, нелёгок этот путь, надо, братцы, отдохнуть.

(Дети делают упражнения на восстановление дыхания).

Инструктор. Молодцы, ребята и родители, путь к состязаниям оленеводов мы преодолели. В этих состязания будут соревноваться   мальчики и их папы, а все остальные будут настоящими болельщиками.

Мы с вами разделимся на две команды. Первая команда детей - "Яви" (белые медведи), вторая команда родителей - "Варки" (бурые медведи).

Инструктор. Отгадайте-ка загадку.

В тундре зимой без неё ни на шаг,

С места рванём - только ветер в ушах.

        Д е т и: Оленья упряжка.

Инструктор. Правильно, ребята.

Проводится первое состязание "Гонки на оленях".

Папа и мальчик бегут парами (ребёнок - "Олень"в обруче, папа - "каюр" за обручем) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно, передают обруч следующей паре. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.

Инструктор. Молодцы, ребята! Теперь отгадайте следующую загадку.

Белой стайкой мошкара

Вьётся, вьётся до утра.

Не пищит и не кусает,

Просто так вокруг летает.

Д е т и. Снежинки.

        Инструктор. Правильно! Зимой в тундре выпадает много снега. Охотники надевают на ноги снегоступы, это такие доски длиной 20-30 см, подбитые оленей шкурой, посредине перемычка, как лыжное крепление, чтобы не проваливаться в снег во время охоты. Сейчас мы с вами тоже попробуем походить в них.

Проводится второе состязание "Снежный лабиринт".

Дети и родители поочерёдно надевают на ноги модели снегоступов (лыжи из пластиковых бутылок), на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так же возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Инструктор загадывает загадку.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день,

Кто же это?

Д е т и: олень.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Про оленя».

Выходит солнце из-за сопок

Оно сияет в двух шагах

Олень – красавец быстроногий

Его выносит на рогах

Стоит олень перед тобою

Глядит доверчиво, как друг

А меж рогов его ветвистых

Сияет солнца алый круг.

Инструктор. Спасибо. Для ловли оленей оленеводы используют тынзян-аркан. это шест с петлёй на конце. Тынзян-арканом очень удобно выловить одного оленя из всего стада. Давайте и мы попробуем набросить такой аркан на модели рогов.

Проводится эстафета "Ловим главного оленя".

Первый участник добегает до обруча, берёт тынзян-аркан и набрасывает его на модель рогов оленя. Затем возвращается и передаёт эстафету следующему участнику-папе. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.

Инструктор. Молодцы, команды, отлично справились с заданием! Ребята, на Севере длинные полярные ночи, поэтому мало тепла и света. Люди очень скучают по солнцу и поэтому придумали игру «Хейро», что и означает «Солнце». Давайте поиграем в неё. Приглашайте своих родителей.

Проводится Подвижная игра «Хейро».

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий-Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда «Солнце» встаёт и вытягивает руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!», те, кого ведущий не задел возвращаются в круг.

А теперь садитесь возле своих чумов и отдохните. А чтобы наши болельщики  не заскучали, мы поиграем с ними в подвижную игру "Льдинки, ветер, и мороз".

Проводится подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».

Девочки встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь». Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем, в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят:" "Дзинь,дзинь" - пока не услышат сигнал "Ветер!". Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал "Мороз!" дети возвращаются в пары и берутся за руки.

- Ну, что, отдохнули? Отгадайте следующую загадку:

"Олень от них убегает, а они не отстают".

        Д е т и. Нарты.

        Инструктор. Правильно, ребята! Северный народ очень ловкий и сильный. На праздниках северные народы соревнуются в прыжках через нарты. Выигрывает тот участник, который перепрыгнет через наибольшее количество стоящих рядом нарт.

Итак, я объявляю состязание "Прыжки через нарты".

Первый участник перепрыгивает через модели нарт (ноги вместе), затем бежит до стойки, обежав, возвращается на место и передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

- Отгадайте ещё загадку: "Без рук, без ног ходит и следов не видно".

        Д е т и. Рыба.

        Ведущий. Правильно, ребята. Народы, живущие в Ханты-Мансийском автономном округе, отличные рыбаки. Ребята, знаете ли вы, какие рыбы водятся у нас?

        Д е т и. Ряпушка, щука, окунь, кета.

        Инструктор. Молодцы! Вот сейчас мы поиграем с вами в игру "Рыбаки и рыбки".

Каждый участник получает "Рыбку на ниточке. Нитку закрепляет на поясе, чтобы её хвост касался пола. По команде игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост "Рыбки". Побеждает команда, сорвавшая наибольшее число" рыбок".

Инструктор. По командам становись, да крепче за канат держись!

Проводится игра между командами «Яви» и «Варки» - Перетягивание каната.

- Молодцы, ребята. Вы сегодня справились со всеми заданиями!

Бабушка Олом: Да, ребята, у вас сегодня получился отличный праздник. Все вы ловкие и быстрые, а главное - дружные ребята! Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром, с его традициями, песнями и танцами. Наши девочки, мои помощницы, приготовили для вас танец «Северное сияние».

        Девочки исполняют танец с султанчиками «Северное сияние».

Спасибо, девочки, за ваш прекрасный танец! А мне пора возвращаться домой, спасибо вам!

Инструктор. Дорогие ребята, уважаемые взрослые и гости! Сегодня мы  с вами побывали на замечательном празднике «Состязаниях оленеводов», поиграли в народные игры, посоревновались, вспомнили традиции народов Севера. Наш праздник подходит к концу. В группе вас ждёт угощение: морс из  брусники и клюквы и пирог из ягод. До свидания.

     Заведующий МАДОУ ДСКВ "Сказка"            /___________/ Тернова О.В.

М.П.

     Инструктор по физической культуре             /___________/ Бутова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»    Составител...

«Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей» Консультация для педагогов

laquo;Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей»Консультация для педагогов ...

План по самообразованию «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста»

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзыв...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышц...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....

Оптимизация физического развития детей-дошкольников

Условия        для    оптимизации физического    развития дошкольников     в   детском    ...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости детей 6-7 лет

           В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы з...