Эколого-краеведческий проект "Парк - для нас, мы - для парка!"
проект (подготовительная группа)

Голубева Елена Николаевна

Материал предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида»  №14 «Улыбка»

(МКДОУ № 14 «Улыбка»)

        

Педагогический проект  по воспитанию экологической культуры

у старших дошкольников  с тяжёлыми нарушениями речи

в рамках социального партнёрства

«Парк – для нас, мы – для парка»

                                                                                    Составила:   воспитатель высшей

                                                                                      квалификационной

                                                                                 категории Е.Н.Голубева

 г. Лодейное Поле

май 2017 г.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна.                                                     Они нужны нам, как воздух, как

лекарство от болезни, диагноз которой -                                                                    равнодушие к нашему общему Дому, к Природе».

 Эколог В. А. Алексеев

Паспорт проекта

Вид проекта: социально - значимый, экологический.

Тип проекта: Практико - ориентированный, исследовательский, творческий.

По характеру контактов:  внутри   группы  в  рамках социального партнёрства   с   Лодейнопольским  историко-краеведческим  музеем  мемориального  парка «Свирская Победа».

По времени проведения: средне - срочный ( апрель  - май).

Участники проекта: воспитанники подготовительной    группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи,  родители воспитанников, воспитатель группы — Голубева Е.Н, учитель- логопед — Андреева А.В.,  главный музейный хранитель Лодейнопольского историко-краеведческого мемориального музея парка «Свирская Победа» - Дмитриева С.В.

Актуальность.

В наше время проблеме экологического  воспитания  у  дошкольников уделяется всё больше внимания. В России   2017 год объявлен годом экологии. Почему эта тема актуальна? Веками человек был потребителем по отношению к природе, причинял вред, не задумываясь о последствиях. Каждый из тех, кто причинил вред природе, когда - то был ребёнком и объединял вокруг себя определённый круг взрослых: родителей, родственников, воспитателей…

Я глубоко убеждена, что  роль дошкольного учреждения и ближайшего окружения в духовно-нравственном становлении личности дошкольника очень велика, неисчерпаемым источником этого  является — природа.  Начинать надо с малого — с ближайшего и доступного  окружения.                

      Наш парк — это место общения человека с природой. Это маленький островок, в котором поют птицы и растут деревья. Вместе с ними растут и наши дети! Однако, как правило,  и дети, и родители просто не замечают, как растёт наш парк, до конца не осознают, какую роль он  играет в жизни нашего города. Беседуя с детьми,  я поняла, что  некоторые воспитанники моей группы  ни разу не посещали музей и парк с вместе с родителями! Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Родители не поддерживают естественный интерес к истории зарождения парка, его наследию, самоценности и уникальности. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями низкий уровень социальной компетентности: не сформированы коммуникативные навыки общения, не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым объектам природы, они потребительски относятся к ней.

Концептуальность.

 Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий.  Каждое новое открытие — это маленький шажок на пути к воспитанию экологической культуры!

 Существующие программы по экологическому воспитанию и по ознакомлению с окружающим миром не ориентированы на ознакомление с социокультурным природным окружением — конкретно с городским парком. В нашем проекте воспитание экологической культуры старших дошкольников мы осуществляем различными видами детской деятельности в интеграции с краеведческим содержанием. Активная позиция педагогов и социума (музейных работников) делает воспитательный и образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Кроме того, в нашем проекте мы используем сравнительно новую увлекательную технологию — ЛэпБук. Разработанный дидактический материал ЛэпБука  «Парк — для нас, мы - для парка!»  способствует развитию индивидуальности и самостоятельности, поисковой активности и личной включённости родителей. Т.о. благодаря  интеграции образовательной  деятельности через многообразие видов деятельности в проекте, дети будут накапливать знания,  как маленькие кирпичики огромного здания под названием «экологическая культура».

Цель проекта: воспитание экологической культуры у старших дошкольников посредством  обогащения представлений о социокультурном природном окружении — городском мемориальном  парке «Свирская Победа».

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Формировать умения исследовательской деятельности, развивать у детей чувство первооткрывателей.

2. Учить устанавливать взаимосвязи природы и человека - как основы экологической культуры.

3. Учить определять экологические проблемы и видеть последствия неразумной деятельности человека в природе.

4. Обучать правилам поведения людей в природе и в парке.

Развивающие:

1.Развивать опыт эмоционально-чувственного общения с социокультурным окружением.

2.Обогащать  знания об окружающей природе  мемориального парка «Свирская Победа»,  значении  парка в жизни города и страны.

3. Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением .

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение ко всему живому, желание  беречь природу родного края.

2.Воспитывать гордость и любовь к социокультурному историческому и  природному богатству родного края.

 

Ожидаемый результат.

Дети:

Реализация проекта позволит обогатить знания детей об окружающей природе парка, его значении в жизни города и целой страны. Воспитанники получат опыт практической деятельности, смогут проявить себя, почувствовать себя нужным природе, нести ответственность, научатся отстаивать свою позицию, находить пути решения. Несомненно, дети проявят свои творческие способности и коммуникативные качества.   На основе знакомства детей с социокультурным,  природным и историческим наследием,  мы формируем в  детях чувство гордости и причастности к родному парку. Ребёнок, умеющий  ценить  окружающее наследие, непременно экологически воспитан!

Воспитатели:

В ходе реализации проекта педагоги выступают не трансляторами  знаний, а соучастниками  образовательного процесса. Основываясь на личностно — ориентированном подходе,  у педагогов формируются навыки сотрудничества с родителями и детьми. Использование новой технологии ЛэпБук в проекте активизирует поисковую деятельность  и творческий потенциал педагогов.

Родители:

Включение родителей в проект позволит обогатить экологическое просвещение и  педагогическую культуру родителей. У родителей появится интерес к образовательному процессу, желание проявить творческие способности в совместном с детьми сочинении экологических сказок, принять активное участие в мероприятиях проекта.

Этапы реализации проекта

1.Этап - Подготовительный.

Цель: составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Воспитатели:

  • Мониторинг детей по теме проекта
  • Разработка конспектов мероприятий и занятий с детьми.
  • Организация предметно-развивающей среды: изготовление экологического Лэпбука   «Парк -  для нас, мы -  для парка» с дидактическим материалом.

Взаимодействие с музеем:

  • разработка плана совместных мероприятий

Взаимодействие с родителями:

  • Формирование установки на включение в совместный проект родителей воспитанников группы, анкетирование.
  • Подбор консультативного материала для стендовой информации «Роль семьи в воспитании экологической культуры у старших дошкольников».
  • Совместная деятельность с детьми по изготовлению экологических сказок.
  • Участие в совместном детско-родительском КВН «Природа — твой дом! Береги её!»

 

 2.Этап - практический. Реализация проекта.

  Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса в   планировании работы осуществляется по следующим образовательным областям  в непосредственно  - образовательной и организованной деятельности:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Беседы: « Что мы знаем о парке «Свирская Победа?», «О пользе зелёных насаждений для человека», «Единственный парк в России!».
  • Экскурсия в историко-краеведческий музей Парка «Свирская Победа» на занятие «Наш парк «Свирская  Победа» - единственный в России. Береги его!»
  • Экскурсия-прогулка « По аллеям парка».
  • Экскурсия в историко  -  краеведческий музей мемориального парка «Свирская Победа» на занятие «Что такое заповедник?»
  • Сюжетно-ролевая игра «Экологи» - сюжет «Мастерская  по изготовлению природоохранных знаков».

«Познавательное развитие».

  • Рассматривание фотографий «Наш Свирский парк - природы чудо!»
  • Создание совместно с детьми пособия «Зелёная книга парка».
  • Дидактические  игры: «Этажи парка», «Засели парк обитателями», «Расскажи о правилах поведения в парке», «Природоохранные знаки», «Придумай свой природоохранный знак», «Собери мусор», «Хорошо – плохо».
  • Беседы: «Какие парки существуют?», «Почему наш парк имеет такое название?», «Что означает  « Марш парков?»
  • Просмотр презентаций:  «Красная книга России», «Гимн экологов», «2017 - год экологии в России».

«Речевое развитие»

  • Интервью: «Приходите в наш парк!»
  • Ситуативные беседы: «Любимый уголок нашего парка» (по фотографиям)
  • Диалоги: «Я побывал на Аллее Героев, а ты?»
  • Словесно-речевые игры «Назови чего в нашем парке много?», «Поймай и назови» (с мячом), « Выйди на крылечко - доскажи словечко».

«Художественно-эстетическое  развитие»:

  • Чтение глав из книги Петра Васильева «Сказки старого дуба», чтение и разучивание отрывка   стихотворения  заведующего филиалом Лодейнопольского историко-краеведческого музея  мемориального парка «Свирская Победа» Нины Валерьевны Трошевой, посвящённое нашему парку.
  • Рисование «Наш Свирский парк — природы чудо!»
  • Изготовление коллажа «Подарок парку!»

«Физическое развитие »

  • Речедвигательные гимнастики: «Это город! Как красив он!», «Я хочу на самолёте полететь и на парк свой в полёте посмотреть!»
  • Физминутка   «Мы пойдём сейчас налево».
  • Подвижные игры «Белки на дереве», «Перелёт птиц», «1,2,3 — к названному дереву (кустику) беги!» и т.д.
  • Пальчиковые игры  «У природы нет плохой погоды!»

3. Этап — заключительный.

Цель: подведение итогов проекта, результаты мониторинга по проекту.

Наш проект — это маленький шажок на пути  воспитания  будущих защитников природы! В ходе реализации проекта мы  совершили увлекательные экскурсии — путешествия по парку, отлично погуляли на природе. Рисуя природоохранные знаки и сочиняя экологические сказки,  воспитанники нашей группы научились выражать свои мысли и чувства. У   детей появилось чувство причастности к родному парку! Ведь теперь в парке есть ёлочка, которую дети посадили и будут за ней наблюдать, а когда вырастут  - расскажут своим детям. Проводимая работа в проекте «Парк — для нас, мы — для парка» позволила расширить  природоведческие знания, которые наши дети успешно продемонстрировали на итоговом мероприятии проекта.

  • Итоговое событие проекта: Детско-родительский экологический КВН «Природа — твой дом! Береги её!»

Продукты проекта:

Изготовление экологического Лэпбука по теме проекта «Парк — для нас, мы — для парка».

Акции проекта:

  • «Встретить нас природа рада! Мы ребята - эколята!» -размещение на территории парка природоохранных знаков.
  • «День дарения»  - подарок парку от воспитанников группы, изготовление коллажа «Парк- для нас, мы- для парка!».
  • «Зелёный десант»  - посадка ёлочки от группы «Лучики».
  • Участие в XI Региональном экологическом конкурсе «Дети за чистоту окружающей среды!» рисунков и плакатов « Природа — дом твой! Береги её!»
  • Участие воспитанниц группы — Гультяевой Юлии и Трошковой Маргариты в Международном Экологическом конкурсе «2017 год — год экологии в России»  на сайте Международного интерактивного  ресурсного центра «Достижение» и победа в номинации Эко – рисунок
  • Участие воспитанниц группы — Альшанниковой Анастасии и Трошковой Маргариты в Международном экологическом конкурсе «Береги планету!» на сайте Образовательного центра «Путь знаний» и победа в номинации «Рисунок».

 

Список литературы.

1. «Экологическая тропинка: увидеть, услышать, узнать, понять…», СПб, «ЦДК  проф.Л.Б.Баряевой, 2016 г.

2.Н.В.Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2005 г.

3.С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева, Л.А.Егорова «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», Волгоград, издательство «Учитель».

4.И.А.Холодова, Г.С.Александрова, А.В.Корнеева «Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО», Волгоград, издательство «Учитель» 2016 г.

5.Т.Г.Кобзева, к.п.н., Г.С. Александрова, И.А.Холодова «Организация деятельности детей на прогулке»  (старшая группа), Волгоград, издательство «Учитель».

6. Л.Н.Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», М., ТЦ Сфера, 2011 г.

7.В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», М., ТЦ Сфера, 2008 г.

9.А.В.Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДОО», Волгоград, издательство «Учитель».



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида»  №14 «Улыбка»

Игровое дидактическое пособие

Эколого-краеведческий ЛЭПБУК  «Парк – для нас, мы –для парка» - как эффективное средство обучения старших дошкольников  с ТНР

в  условиях ФГОС ДО».

разработала вопитатель

Е.Н.Голубева.

 

 

                                                                             

                                         

г. Лолейное Поле

апрель, 2017г.

«Увлечь, развивать и радовать,

Кусочками мир этот складывать,

И вместе сложить в кармашки,

Находки и ценности наши»

Г. Демченко.

Введение.

 

Важным аспектом современного Российского образования является продуктивное обучение – умение самостоятельно и доказательно мыслить, ставить перед собой задачи и находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленных целей.  Особенно актуально звучат слова Л.С.Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них может сделать самостоятельно». Естественно, сами дошкольники ещё не способны к поиску необходимых решений, т.к. не овладели навыками чтения и письма, поэтому нуждаются в  помощи взрослых – воспитателей и родителей. Необходимо искать новые средства обучения в ДОУ.

Одной  из сравнительно новых игровых педагогических технологий и средств обучения в современном образовании является учебное пособие ЛЭПБУК.

ЛЭПБУК в переводе  английского – накопительная книга.

ЛЭПБУК – это не большая самодельная интерактивная папка в виде книги, внутри которой содержится много кормашков или конвертиков, книжек – раскладушек, объединённых информацией по теме ЛЕПБУКа.

Меня заинтересовала эта новая технология  и я разработала эколого- краеведческий ЛЭПБУК «Парк — для нас, мы — для парка!»

Актуальность.

Наш парк — это место общения человека с природой. Это маленький островок, в котором поют птицы и растут деревья. Вместе с ними растут и наши дети! Однако, как правило,  и дети и мы — взрослые просто не замечаем, как растёт наш парк, какую роль играет в жизни нашего городка. Родители не поддерживают естественный интерес к истории зарождения парка, к  наследию, его ценности и уникальности. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Каждое новое открытие — это маленький шажок на пути к экологической культуре!

Цель: Создание условий для эффективного развития познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей в проекте « Парк - для нас, мы - для парка»

Задачи в работе с  ЛЭПБУКом:

Коррекционно – обучающие:

1. Формировать умения исследовательской деятельности, чувство первооткрывателей.

2. Закреплять и систематизировать изученный материал

3. Обучать правилам поведения людей в природе и в парке.

Коррекционно - развивающие:

1. Развивать опыт эмоционально-чувственного общения с социокультурным окружением.

2. Обогащать  знания об окружающей природе мемориального парка «Свирская Победа», значении  парка в жизни города и страны.

3. Закреплять  знания детей о взаимосвязи природы и человека,  как основы экологической культуры.

4. Накапливать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением.

5. Развивать связную речь, диалогическую и монологическую сторону речи.

Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать гордость и любовь к социокультурному историческому и  природному богатству родного города.

Ожидаемый результат:

При активном взаимодействии детей друг с другом и воспитателем воспитанники будут проявлять активный познавательный интерес. Значительно повысится уровень развития эколого – природоведческих  и краеведческих   знаний и умений,   связной речи и социально- коммуникативных  качеств, дети проявят творчество и самостоятельность.

Эколого – краеведческий ЛЭПБУК «Парк – для нас, мы – для парка» может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, а так же воспитателями обычной группы.

Создание ЛЭПБУКА  разделено на  этапы:

1.  Этап — подготовительный.

1. Изучение материалов о педагогической игровой технологии  ЛЭПБУК из методических изданий, интернет ресурсов

2. Обоснование темы ЛЭПБУКА,  на основе модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как  нам  это сделать?

3. Составление плана, разработка макета и дидактического  материала для ЛЭПБУКА.

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование.

2. Формирование установки на включение в совместную деятельность с детьми по созданию экологических сказок  и дидактических игр для ЛЭПБУКа.

        2.Этап — практический. Создание экологического ЛЭПБУКа «Парк — для нас.

 Для создания основы «накопительной книги» я использовала две обычные папки на плотной картонной основе для делопроизводства с завязками — шнурками. Края папки я оклеила цветной бумагой — « самоклейкой», сконструировала в одну папку. Я подготовила весь материал по теме, распечатала картинки для игр — заданий, обозначила названия кармашков и других развивающих заданий в ЛЭПБУКе.

        

Реализация поставленных задач в работе с ЛЭПБУКом осуществляется в интеграции образовательных областей : «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие».

Экологический ЛЭПБУК «Парк — для нас, мы — для парка» содержит дидактический материал, отвечающий требованиям ФГОС ДО  к современным образовательным технологиям и содержит следующие игры — задания и игровые ситуации:

        

  1. Дидактическая игра «Расскажи о правилах поведения в парке». 

Игра закрепляет знания детей о правилах поведения в парке, развивает связную речь. Варианты этой игры можно изменить «Отгадай правило по описанию». Ребёнок рассказывает правило, а другие дети подбирают нужную картинку к правилу. В качестве усложнения можно использовать вариант игры «Картинки с каким правилом не стало?» (можно использовать от 6 до 8 картин)

   

2.Дидактическая игра «Зелёная книга Парка».

 Игра способствует развитию познавательного интереса у детей, кругозора, активизирует словарь детей по лексическим темам: «Деревья», «Кустарники», «Лекарственные растения», «Ягоды», «Грибы».

3.Дидактическая игра «Расскажи про природоохранные знаки».

 Игра способствует воспитанию  экологической культуры у детей, бережного отношения к природе, совершенствованию  связной речи.

4.Дидактическая игра «Придумай и нарисуй свои экологические знаки». Игра воспитывает самостоятельность, экологическую культуру у дошкольников. Развивает творческие способности и познавательный интерес.

5. Дидактическая игра «Составь экосистему Парка».

 

Игра помогает детям осознать, что в природе всё взаимосвязано. При желании 3 итогов.

можно усложнить игру, добавив мелкие игрушки (подойдут киндер — игрушки) диких животных и насекомых. И новый вариант игры - «Засели этажи Парка обитателями»

6. «Чем славится наш Парк?», «Наш Свирский парк — природы чудо!», «Стихи о парке».

 В этой мини — папке мы накапливаем фотоматериалы с фотографиями достопримечательностей нашего парка (Семь аллей с памятными событиями), историческими фотоматериалами, фотографиями наших с детьми экскурсий в Лодейнопольский историко — краеведческий музей  мемориального парка «Свирская Победа». Здесь же мы поместили стихотворение заведующего филиалом нашего музея Нины Валерьевны Трошевой, посвящённое нашему парку. Эта работа помогает воспитывать в детях чувство причастности  и гордости за наш Мемориальный парк — единственный в России.

7. «Экологические сказки». 

Эта рубрика направлена на совместную деятельность родителей и детей и  нацеливает родителей на воспитание у детей эмоционально — положительного отношения к природе.

3.Этап  - подведение итогов.

ЛЭПБУК  «Парк – для нас, мы – для парка»  обеспечивает игровую, познавательную, речевую  и творческую активность  детей.  На основе знакомства детей с социокультурным природным и историческим наследием мы сформируем в детях чувство гордости и причастности к родному парку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"

Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...