Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта».
проект (подготовительная группа)

Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat_russkaya_izba.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста.

Мини-музей «Предметы русского быта».

Посещения музея проводятся 1 раз в месяц в нашей возрастной группе. Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Работа осуществляется на основе календарно-тематического планирования и народного календаря.

Проект: фольклорный мини-музей «Предметы русского быта»

 (Средне-старший дошкольный возраст)

  1. Название проекта Предметы русского быта.
  2. Проблема: Как раньше жили на Руси?
  3. Цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
  4. Задачи:
  • Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
  • Познакомить детей с особенностями народного быта;
  • Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
  • Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;
  • Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, праздников.
  1. Этапы проекта (основные шаги по реализации проекта):

     - сбор экспонатов музея;

     - накопление методического материала для дальнейших посещений музея     детьми;

     - приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

     - составления перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем;

     - составления графика посещения музея детьми;

     - проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

    7.  Описание экспонатов музея:

- предметы русского быта;

- герои фольклора устного народного творчества;

-  мебель, текстиль, используемые на Руси.

  1. Состав участников воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
  2. Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

№ п/п

Образовательная область

Содержание

Задача

1

Физическое развитие

Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.

Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

2

 Беседа на тему: «История полотенца»; знакомство со старинными предметами личной гигиены.

 Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.

3

Познание

Рассматривание иллюстраций о правилах соблюдения безопасного поведения; чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»; составление рассказов о правилах использования предметов быта.

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

4

Художественно-эстетическое развитие

С/р игра «Семья»; с/р игра «Экскурсия по музею»; составление описательных рассказов о национальном костюме; сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании;

Экскурсия в музей (совместно с родителями).

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

5

Беседа: «Профессии на Руси», рассматривание иллюстраций древних профессий; изготовление поделок к праздникам; постройка снежных фигур на улице, украшение участка к народным гуляньям.

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

6

Речевое развитие

 Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды).

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

7

Коммуникативно-личностная развитие

Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

8

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

9

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности      (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

10

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

  1. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
  2. Информация из Интернета, информация от родителей воспитанников, обращение к специалистам и т.п., энциклопедии, народный фольклор, народные сказки.
  3. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы: иллюстрации, картинки, карточки, аудиокассеты, SD-R диски; экспонаты музея; предметы народного творчества, подбор материала устного народного творчества.

  1.  Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Перспективно - тематический план работы в мини-музее

«Предметы русского быта»

 (старший дошкольный возраст)

Месяц

Темы месяца

НОД с детьми подготовительной группы*

Мероприятия с родителями

Итоговое мероприятие с детьми

Сентябрь

Осень.

Знакомство детей с традициями русского народа в осенний период.

Знакомство родителей с экспонатами музея.

Выставка детских работ по рисованию «Сентябрь пришел – лето увел».

Октябрь

Осень. Овощи. Грибы.

Развитие интереса к культуре русского народа. Обычаи и традиции при приготовлении запасов на зиму.

Участие в организации праздника, помощь в подготовке детских костюмов.

Фольклорный праздник «Золотая осень».

Ноябрь

Одежда. Головные уборы.

Знакомство с элементами русского народного костюма.

Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм»

Выставка детского творчества «Синенький кафтанчик, красный сарафанчик».

Декабрь

Зимние забавы. Новый год.

Знакомство с традициями народного быта.

Приберём избу к празднику (предметы быта).

Празднование Нового года на Руси.

Семейные посиделки «В преддверии Нового года»

Выставка детского творчества

«Наша елка вся в игрушках…»

 

Январь

Домашние птицы и животные.

Беседа с детьми на тему: «Откуда к нам пришли варежки», «Откуда появилась одежда?»

Знакомство с прялкой, веретеном, куделью.

Информация для родителей «Преимущество

натурального материала для детской одежды».

Совместная выставка творческих работ детей и родителей на тему:

«Добрые овечки, Мягкие сердечки,

Сняли свою шёрстку,

Мягкую, не жёсткую.

Будет много пряжи –свитеров навяжем

Февраль

Семья.

Наша армия.

Знакомство с народными традициями внутри семьи.  Беседа: «Как появились фамилии».

Выставка пословиц и поговорок об уважении в семье.

Выставка семейного древа.

Март

8 марта.

Знакомство с традициями семьи. Сказка из сундука «Волк и семеро козлят».

Информация для родителей

«Любящая мать - душа семьи и украшение жизни»

Выставка рисунков «Моя мамочка»

Апрель

Весна. Огородно-садовые работы.

Знакомство с традициями весенних праздников.

Участие родителей в празднике «Русский сувенир»,

«Масленица»

Фольклорный праздник «Масленица»

Май

Весна. Моя Родина.

Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси.

Весенние посиделки.

Фольклорный праздник «Во поле березка стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...