Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
методическая разработка (подготовительная группа)

Сорокина Светлана Викторовна

           Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить им эту задачу, придумать что-то такое, что могло бы помочь ребятам делать это легко и с интересом. Опираясь на методику составления описательных рассказов, родилась идея создания схемы-подсказки.  Такое решение проблемы дало отличный результат. Для ребят оказалось несложным делом прочитать схему, ведь она разработана на основе уже знакомого метода моделирования. А для составления плана мы решили использовать предметные картинки или графический рисунок. Делать рисунки детям понравилось даже больше, так как не всегда под рукой можно найти необходимую картинку. Да и работа с рисунками это проявление самостоятельной творческой фантазии. В общем,  дело у нас пошло  на лад, чего и вам желаю. Отличный метод получился. Уважаемые коллеги, воспользуйтесь им, не пожалеете! Успехов в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине Германа Травникова «Тундровое озеро».

Автор: Сорокина С. В.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:

Формировать умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с опорой на план-схему.

Формировать умение строить синтаксические конструкции, словосочетания, соответствующие нормам русского языка.

Учить использовать в речи поэтические сравнения и выражения.

Развивать диалогическую, яркую, образную, выразительную речь.

Расширять лексический словарь.

Совершенствовать  умения рассказывать связно, плавно, эмоционально.

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие:

Закреплять представления детей о труде поэта,  художника и писателя.

Формировать умения детей извлекать из памяти,  накопленные осязательные ощущения.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать нравственные качества, воспитывать потребность, желание приходить на помощь окружающим нас людям, учить находить решения в любых ситуациях.

Развивать наблюдательность, внимание, память, умение видеть красоту родной природы.

Воспитывать любовь к родному краю,  к национальной культуре.

Воспитывать коммуникативные навыки – умение до конца выслушивать товарищей, не выкрикивать,  умение тактично давать оценку деятельности своих друзей.

Художественно-эстетическое развитие:

Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать.

Развивать умение узнавать в поэтических рифмах образы осеннего чуда.

Развивать умение перевоплощаться в заданный образ.

Воспитывать эстетический  вкус, любовь  к художественному творчеству писателей, поэтов, художников.

Воспитывать любовь к музыке, поэзии, умение понимать и чувствовать их.

Физическое:

Формировать потребности в двигательной активности.

Развивать чувство ритма, находить соответствия музыки и движений.

Предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (умение похвалить себя).

Оборудование: интерактивная доска; магнитофон; слайды (портрет художника Германа Травникова, его картина «Тундровое озеро»); аудиозаписи музыкальной композиции Фредерика Шопена «Нежность», песни «Дочь народа Сихартя» в исполнении Елены Лаптандер; осиновый лист - письмо; схема составляющих частей описательного рассказа; план-схема рассказа; страницы  альбома-самоучителя.

Предварительная работа: знакомство с художником Германом Травниковым, рассматривание его картин, разучивание стихотворений об осени, знакомство со схемой по составлению описательного рассказа пейзажной картины.

Структура НОД

Содержание НОД

Образовательная область (виды детской деятельности)

Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка

Формы работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый образовательный результат (формируемые у детей интегративные качества)

Вводная

Воспитатель собирает детей в круг.

- Ребята, сегодня произошло нечто чудесное.  В наше окно залетел осиновый багряный листочек. Стала я его рассматривать и поняла, что это  не просто  листочек, а самое настоящее письмо.

Посмотрите вот он. И прислала нам его Волшебница Осень. Прочитаем письмо, ребята? (Дети соглашаются)

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие дети!

С утра до утра я тружусь – расписываю поля,  леса и луга  разноцветными красками, заглядываю во все уголки нашей Родины, не забыла я и про ваш Ямал. На одном стойбище я увидела друзей - талантливого художника и девочку Хомани.  Художник рисовал, а Хомани грустила. Я заглянула ей в самое сердце и узнала причину ее печали. Мечтает Хомани, научиться описывать красоту родной природы, как и ее друг, только не кистями и красками, а с помощью яркой красивой  речи. Пожалуйста, помогите исполниться ее мечте».

В.: - Ребята, поможем Хомани стать начинающим писателем?

Дети: да!

- Давайте вместе с вами создадим для Хомани альбом  самоучитель, который поможет ей научиться составлять описательный рассказ  по пейзажной картине.

СКР

Письмо (написано на  осиновом листе багряного цвета, изготовленного из бумаги)

Создание игровой ситуации, сюрпризный момент

Рассматривание, слушание

Формирование нравственных качеств, воспитание потребности, желания приходить на помощь окружающим нас людям, учить находить решения в любых ситуациях.

Любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Основная

Дети свободно стоят вокруг воспитателя

В.: - Ребята, чтобы художник нарисовал красивый пейзаж,  что он должен уметь делать?

Дети: он должен знать все про краски, уметь правильно смешивать их, чтобы получать  новые тона.

 В.: – А что нужно писателю, чтобы сочинять интересные рассказы?

Дети: нужно знать много красивых слов и выражений, нужно много учиться.

В.: - Вот и я вам предлагаю поучиться, давайте проведем речевую тренировку.

И\у «Назови признаки предметов, действия»

В.: - Погода какая?

Д.: - Тихая, пасмурная, солнечная, теплая, прохладная, грустная.

В.: - Береза какая?

Д.: - Стройная, красивая, высокая, нарядная, осенняя и т.д.

В.: -Листья что делают?

Д.: - Меняют цвет, падают, кружатся, шуршат под ногами, укрывают, украшают, ложатся, летают, шелестят;

В.: -Ветер что делает?

Д.: - Дует, злится, спит, отдыхает, играет, гуляет, качает.

Игра  «На что похоже» (триз-игра)

Например,

В.: - Трава  на что похожа?

Д.: - На ковер, одеяло

В.: - Озеро на что похоже?

Д.: - На зеркало, блюдце

В.: - Лиственница  на кого похожа?

Д.: - На красавицу, модницу, девицу

В.: - Осень на кого похожа?

Д.: - На волшебницу, художницу, царицу.

В.: - Это будет первая страница нашего альбома – игровая, тренировочная.

(Приложение №1)

ПР

РР

СКР

СКР

ХЭР

Слово

Игровые речевые упражнения

Эстетически оформленная страница альбома с игровыми речевыми упражнениям

Беседа, ситуативный разговор.

Развитие игровой ситуации

Рассматривание

Развитие диалогической речи, закрепление представлений детей о труде художника и писателя

Развитие  яркой образной выразительной речи, расширение словаря, активизация мыслительной деятельности.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

В.: - Ребята, поэты тоже умеют красиво рассказывать про природу.

А с помощью чего они это делают?

Дети: с помощью красивых слов, выражений.

В.: - Давайте, вспомним некоторые поэтические выражения, я буду начинать , а вы продолжать:

*Листья в воздухе кружатся,…

Тихо на траву ложатся.

*Пришла без красок и без кисти…

И перекрасила все листья.

*Утром мы во двор идём —…

Листья сыплются дождём.

*На пригорке — бугорке …

стоит девица в платке.
*Падают с ветки…

Золотые монетки. 

*Под ногами коврик новый,…

Жёлто – розовый – кленовый.

*Осень, как художник,
Лес разрисовала…

Дерево и кустик – 
Все волшебным стало.

В.: Постарайтесь запомнить эти необычные сочетания слов и используйте их в своих рассказах.

Это будет вторая страница нашего альбома - поэтическая.

(Приложение №2)

ХЭР

РР

ПР

СКР

ХЭР

Поэтическое слово

Эстетически оформленная страница альбома со стихотворными произведениями об осени

Слушание

Запоминание (активизация памяти)

Рассматривание

Развитие  умение узнавать в поэтических рифмах образы осеннего чуда.

Воспитание эстетического вкуса, любви к поэзии.

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Эмоционально-отзывчивый

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Основная

В.: - Ребята, мы с вами уже  знакомились с творчеством  одного замечательного  художника, который влюблен в природу нашего края. Сегодня я вам предлагаю, внимательно, рассмотреть  еще одну картину художника Германа Травникова, которая называется  «Тундровое озеро».

Выставляется слайд картины Германа Травникова «Тундровое озеро»

Дети под песню «Дочь народа Сихартя» в исполнении Елены Лаптандер рассматривают картину.

Это будет третья страница альбома самоучителя – картинная галлерея.

(Приложение №3)

ХЭР

СКР

ХЭР

Картина Германа Травникова «Тундровое озеро» на интерактивной доске

Песня в исполнении Елены Лапландер (аудиозапись)

Эстетически оформленная страница альбома с картинами художника Германа Травникова

Рассматривание

Слушание

Рассматривание

Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать.

Развитие наблюдательности, внимания, памяти, эстетического вкуса,

умения видеть красоту родной природы.

Воспитание любви к родному краю.

Приобщение и воспитание любви к национальной культуре.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Любознательный, активный.

Эмоционально-отзывчивый.

Основная

В.: Ребята, из каких частей должен состоять рассказ?

Дети: рассказ должен состоять из трех частей: начало, середина, конец.

Воспитатель выставляет схему-картинку

– солнышко, появляющееся из-за горизонта

- полное солнце

-  солнце, скрывающееся за горизонт, (приложение №4).

Это будет четвертая страница альбома – составляющие части рассказа

ПР

РР

ХЭР

СКР

Слово

Схема

Эстетически оформленная страница альбома со схемой составляющих частей описательного рассказа

Беседа по теме занятия

Рассматривание

Рассматривание

Закрепление представлений детей о структуре описательного рассказа. Развитие диалогической речи

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Любознательный, активный.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Основная

В.: - Ребята, давайте составим план рассказа с помощью картинок, опираясь на схему.

(на доску выкладываются заранее приготовленные предметные картинки, пункты плана).  

Воспитатель выставляет схему составления плана рассказа, приложение №5)

В.: - Вспомните, о чем мы будем говорить в начале рассказа?

Дети: Мы расскажем о том, кто нарисовал картину,  как называется картина, место, время действия, изображенные на картине.

В.: - Ребята, как зовут художника, картину которого мы сейчас рассматриваем?

В.: - А как называется эта картина?

В.: - Какое время года изображено на картине?

В.: - Это ранняя осень или поздняя?

В.: - Почему вы так думаете?

В.: - Ребята, как вы думаете, какое время суток изобразил художник, это утро, день или вечер?

В.: - О чем мы будем говорить в середине рассказа?

Дети: О том, что  находится сверху на  картине.

В.: - Что вы видите сверху на картине? Д.: - Сверху на картине находится небо.

В.: - Опишите небо, какое оно?

Д.: - Сине-бело-голубое с сиреневым оттенком, оно кажется холодным, с перистыми облаками.

В.: - На что похоже небо?

Д.: - На море в ненастную погоду.

В.: - На что похожи белые облака

Д.: - На волны, на кораблики.

В.: - Затем мы расскажем  о том, что находится в центре на переднем плане (в центре) картины.

В.: - Ребята, что находится  в центре (посередине) картины?

Д.: - В центре находится поляна с озером.

В.: - Опишите озеро, какое оно?

Д.: - Озеро небольшое, спокойное,  серебристое.

В.: - С чем можно сравнить озеро?

Д.: - С зеркалом.

В.: - Почему вы так думаете?

Д.: - В нем как в зеркале отражается небо.

В.: - Затем расскажите  о том, что находится на левом берегу озера:

В.: - Что вы видите, слева от озера?

Д.: - Слева от озера мы видим березку.

В.: - Расскажите о березке, опишите ее красивыми словами и выражениями. Э Д.: -Это карликовая одинокая березка,  Осень уже поменяла ей наряд, он желто-золотой.

В.: - С кем можно сравнить березку? (

Д.: - Можно сравнить с маленькой девочкой.

В.: - Что вы еще можете рассказать о березке?

Д.: - Ее раскачивает ветер.

В.: - Как еще можно сказать о ветре, который раскачивает березку?

Д.: -Ветер играет с березкой, шалит.

В.: - Затем расскажите  о том, что находится справа от озера.

В.: - Что вы видите, справа от озера?

Д.: - Справа от озера растет лиственница.

В.: - Опишите ее красивыми словами и выражениями.

Д.:  -Она пушистая, стройная, маленькая,  Осень выкрасила ее иголочки в желтый цвет.

В.: - Расскажите с кем можно ее сравнить, как вы думаете, что она чувствует?

Д.: - Девица-красавица с шишечками, как с бусами, гордая.

В.: - Затем расскажите о том, что вы видите на заднем плане, то, что находится вдалеке.

В.: - Ребята, что вы видите за озером вдали?

Д.: - Вдалеке виднеется лес.

В.: - Расскажите, какой он?

Д.: - Невысокий, значит это тундра,  темный.

В.: - Ребята, что вы видите за лесом?

Д.: - За лесом видны горы.

В.: - Опишите их.

Д.: - Горы длинные высокие синие.

В.: - На кого или на что похожи горы?

Д.: - Похожи на крепость, на великана.

В.: - Ребята, вспомните как в сказке «Кот, петух и лиса»  пел петушок, когда звал на помощь кота?

Д.: - «Несет меня лиса за темные леса, за синие горы».

В.: - Молодцы, запомните это сказочное выражение и можете использовать его в своих рассказах.

В.: - Затем расскажите о том, что вы видите внизу картины:

В.: - Ребята, чем покрыта земля вокруг озера?

Д.: - Поляна покрыта травой, кустами голубики или клюквы,  мхом, ягелем.

В.: - С чем можно сравнить покрытие возле озера?  

Д.: - Покрытие похоже на ковер, скатерть, одеяло.

В.: - Какой он, опишите его?

Д.: - Разноцветный, пестрый, радужный, мягкий.

В.: - О чем же мы будем говорить в конце рассказа?

Ответы детей

В.: - Ребята, закройте глаза, представьте, что вы попали в картину, что вы слышите сейчас,  что чувствуете?  

Д.: - Запах увядшей травы, хвойный запах, гогот гусей, отдыхающих на берегу озера, дуновение ветра, шелест листвы.

В.: - Вам понравились ощущения от этой картины или нет?

Ответы детей

- Это будет следующая страница альбома – плановая (план рассказа).

(приложение №5)

ПР

РР

ХЭР

СКР

ХЭР

СКР

Картина

Слово

Схема составления плана рассказа

План-схема рассказа по картине Германа Травникова «Тундровое озеро»

Эстетически оформленная страница альбома с планом- схемой составления описательного рассказа по пейзажной картине.

Рассматривание.

Активизация внимания, мышления.

Беседа по содержанию картины.

Рассматривание

Формирование умения детей составлять рассказ, опираясь на план-схему.

Развитие диалогической речи, овладение нормами  русского языка (построение синтаксических конструкций, словосочетаний, использование поэтических сравнений и выражений).

Формирование умения детей извлекать из памяти накопленные осязательные ощущения .

Воспитание коммуникативных навыков – умения до конца выслушивать товарищей, не выкрикивать.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Любознательный, активный.

Эмоционально-отзывчивый.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Основная

В.: - Ребята, предлагаю вам отдохнуть  и потанцевать под звуки музыки Фредерика Шопена «Нежность».

В.: - Представьте себя Волшебницей Осенью, которая летает над поляной с озером, раскрашивает кустики, деревья, травку, и любуется своей работой,  радуется тому, как великолепно она все устроила.

Дети перевоплощаются в Осень и танцуют под музыку.

В.: - Это будет еще одна страница альбома – музыкальная (приложение №6)

ФР

ХЭР

ХЭР

СКР

Аудиозапись музыкальной композиции Фредерика Шопена «Нежность».

Произвольный танец

Эстетически оформленная страница альбома с планом- схемой составления описательного рассказа по пейзажной картине.

Слушание

Танцевальные движения

Рассматривание

Формирование потребности в двигательной активности, развитие умения перевоплощаться в заданный образ, воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к музыке, умения понимать и чувствовать музыку.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Физически развитый.

Эмоционально-отзывчивый.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Основная

В.: -  А теперь смело приступаем к описанию картины, не забывайте в случае затруднения обращать внимание на план.

В.: - Ребята, кто первым опишет картину?  

В.: - Кто еще хочет составить свой рассказ?

В.: - Это будет последняя страничка в нашем самоучителе - рассказочная. (Приложение №7)

РР

ХЭР

ХЭР

СКР

Картина

План

Эстетически оформленная страница альбома с местом для детских рассказов

Рассказ

Рассматривание

Рассказывание  по пейзажной картине с помощью плана, использование в речи разных синтаксических конструкций, образных слов и выражений.

Совершенствование  умения рассказывать связно, плавно, эмоционально.

Способствование осознанию реального решения проблемной ситуации

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Заключительная

В.: - Ребята,  у вас получились замечательные рассказы, молодцы!

В.: - Чей рассказ вам больше всего понравился?

В.: - Почему?

В.: - Чем мы занимались на занятии?

В.: - Как вы думаете, нам удалось составить хороший самоучитель для Хомани?

В.: - Вы очень хорошо потрудились. Посмотрите, у нас получился прекрасный самоучитель по составлению рассказа по пейзажной картине.

Демонстрация альбома.

В.: Запишем ваши рассказы на последнюю страничку альбома и отправим его для Хомани почтой. 

СКР

ХЭР

Слово.

Альбом-самоучитель «Как составить описательный рассказ по пейзажной картине»

Беседа по теме занятия.

Рассматривание альбома.

Формирование нравственных установок, развитие свободного общения, развитие умения тактично давать оценку деятельности своих товарищей.

Любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

P. S. К методической разработке прилагается презентация «Альбом самоучитель «Как научиться рассказывать описательные рассказы по пейзажной картине».  Здесь  можно  найти  страницы альбома самоучителя, а также  найти схему-подсказку по составлению описательного рассказа по пейзажной картине, план описательного рассказа с опорой на схему-подсказку с использованием картинок-символов,  картину Германа Травникова «Тундровое озеро». А также прилагается презентация « Герман Травников - художник, воспевающий красоту ямальской природы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альбом самоучитель «Как научиться рассказывать описательные рассказы по пейзажной картине» Автор: воспитатель Сорокина С. В. 2019

Слайд 2

Игровая тренировочная страничка Игра: «Подбери действия предметов», представляя их живыми существами. Например, листья что делают – падают, танцуют, кружатся, шуршат, укрывают, украшают, ложатся, летают. Игра «Скажи иначе»: Например, церковь стоит у опушки леса – церковь, стоящая у опушки леса. Игра «Подбери сравнения и признаки» ( триз-игра ) Например, - трава - ковер, одеяло (какие?) – желто-зеленые, мягкие, шуршащие.

Слайд 3

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. А. Т. Твардовский Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый. Утешает осень: " Не жалейте лета!" Посмотрите – роща - золотом одета. З. Федоровской Поэтическая страничка Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой . Как вышки елочки темнеют…

Слайд 4

Картинная галерея Германа Травникова

Слайд 5

Герман Травников Картина «Тундровое озеро»

Слайд 6

Солнышко, появляющееся из-за горизонта – это начало полное солнце – середина рассказа солнце, скрывающееся за горизонт – окончание рассказа, его конец Рассказ должен состоять из трех частей: начало, середина, конец. Составляющие части рассказа

Слайд 7

Схема составления плана рассказа

Слайд 8

План описательного рассказа по картине Германа Травникова «Тундровое озеро»

Слайд 9

Составляя план, мы использовали предметные картинки-символы: Вверху картинки-символы: - художник –обозначает имя художника - корона –обозначает название картины - времена года – определение времени года, изображенного художником на картине, - время суток - определение времени суток, изображенноого художником на картине В середине картинки-символы: - Озеро – озеро на картине - Береза – береза на картине - Ветер- ветер на картине - Лиственница – лиственница на картине - Лес – лес , изображенный на дальнем плане картины - Горы – горы , изображенные на самом дальнем плане картине - Зеленый ковер – трава на картине - Кусты – кустарник на картине Внизу картинки-символы: - Органы осязания – ощущения детей при перенесении себя в картину - Смайлики – настроение, которое дарит картина тому, кто ее видит, описывает

Слайд 10

Музыкальная страничка

Слайд 11

Представьте, что вы попали в картину, что вы слышите, что чувствуете? Расскажите об этом! П рием «перенесение себя в картину»

Слайд 12

Страница рассказов Картину написал художник Герман Травников. Картина называется «Тундровое озеро». Художник изобразил осень. Это ранняя осень, потому что природа не потеряла еще свой красивый наряд. На картине художник изобразил пасмурный, немного грустный день. Какое необычное темно-синее с сиреневым отливом небо запечатлел художник на картине. Кое-где видны белые облака. Небо похоже на море в ненастную погоду. В центре картины находится небольшое озеро, в нем словно в зеркале отражается небо. Слева на берегу озера растет одинокая карликовая березка. Волшебница осень уже позолотила ее платье. Березка слегка наклонилась. Это ветер-шалун забавляется с ней. За игрой березки и ветра наблюдает пожелтевшая малышка-лиственница. Скоро ветер снимет ее красивое платье и оставит ей в утешение только украшение из шишек. Далеко за озером виден невысокий лес, это тундра. Она похожа на забор, который выстроили вокруг полянки с озером. А за тундрой виднеются высокие синие горы. Они, как высокая крепость, защищают природу от холодных северных ветров. Вокруг озера растелился цветной ковер из травы, ягодных кустиков и ягеля. Осень расписала его пестрыми яркими красками. Мне хочется попасть в это красивое место, ощутить легкое прикосновение ветра к моим щекам, услышать прощальный шепот листочков, почувствовать запах увядающей травы и свежесть озера, пройтись по шуршащему разноцветному ковру возле самого озера, полюбоваться небом похожим на море. Описательный рассказ по картине


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герман Травников - художник, воспевающий красоту ямальской природы Автор: воспитатель Сорокина С. В . 2019

Слайд 2

Березовая лучина Герман Травников родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонском (сейчас Шатровский район Курганской области). В 1963 году окончил Свердловское художественное училище. Работал художником на Курганском машиностроительном заводе, в кинотеатре, на телевидении. В 1967-м стал членом Союза художников. Имеет множество наград и звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РФ». Работы Германа Травникова имеются в Третьяковской галерее, музеях России и ближнего зарубежья, в галереях и частных коллекциях двадцати двух стран мира. Мечтает о создании музея акварели. Корреспондент: - Как получилось так, что вы стали писать природу Ямала? Герман Травников: – В 2006 году я приезжал на Ямал с геологами. Тогда мне удалось увидеть реку Собь и настоящий тундровый ковёр. Раньше я думал, что здешняя природа скупа на краски. Как я ошибался! То, что увидел, трудно передать словами. Особенно впечатлило небо. Оно такое низкое и… разное. Захотелось снова оказаться здесь. Корреспондент: - А что входит в «волшебный» чемоданчик художника? Герман Травников: – Фляжка, акварельные краски, папка с альбомом и фотоаппарат. Бывает, что особых условий для работы нет – очень холодно или мало времени, и тогда всё снимаешь на камеру. А уже потом с этим работаешь. Корреспондент: – Герман Алексеевич, вы очень любите акварель. За что? – Это подвижный и чуткий материал. Бумага словно дышит. Тут не нужны этюдники и разбавители красок. К тому же акварель удобна для путешественников, а я много путешествую. Работать этими красками можно и в холодную погоду – добавил немного соли и вперёд .

Слайд 3

Корреспондент: – И какое же небо на Ямале? Герман Травников: – Мне оно нравится. Небо занимает важную роль в пейзаже, я бы даже сказал – главную. Оно влияет на пейзаж в целом. Все большие художники, те же Саврасов и Левитан, небеса понимали отлично. Небо задаёт тон, настроение. А пейзаж, как известно, самый музыкальный жанр. Без настроения его просто нет. Когда в картине есть мелодия, то это чувствуется. Вот и я для себя решил, что буду уделять небу особую роль. С детства любил наблюдать за облаками, даже мог погоду по ним предсказывать. Помню, как собирались на сенокос, так меня все начинали спрашивать, будет дождь или нет. Я никогда не ошибался. –Небо на Ямале с характером. Переменчивое. По осени здесь облака слоистые. Иногда сильно затянутые, иногда с прослойками – проблесками. Если их изучить, то можно будет играть ими на полотне. Корреспондент: – Очень поэтично вы сказали, но так оно и есть. – Помните свой первый пейзаж? Откуда вообще появилась любовь к живописи? Герман Травников: – Я начал рисовать в три с половиной года, время тогда было лютое – военное. Мой дедушка даже подписал этот рисунок «Чудесный мир и старый дом. Летит над домом рыба-сом» (смеётся). Конечно, до наших дней « каляки » не сохранились. Очень хорошо помню момент, когда открыл для себя само понятие «искусство». Помог мне в этом отец. Как-то он на конверте из-под пластинок нарисовал скворечник на ветке и посадил туда скворца. Меня как молнией ударило, показалось таким волшебством. Оказывается, красоту природы можно перенести на бумагу. Родители меня отправили в школу в селе Пихтовка. Трудно было. Приходилось раз в неделю на своих двоих топать в школу, расстояние 50 километров. Шёл десять часов, не отдыхая. Сестра готовила лепёшки из замороженного молока и на следующий день отправляла меня назад с санками. Вот там-то, в Пихтовке, и приметили меня художники, стали брать с собой на этюды, советовали больше работать с натуры. Они мне и глаз поставили.

Слайд 4

У озера. 2006. Акварель

Слайд 5

Тундра суровый край. 2006. Акварель

Слайд 6

Лыко березовое У лесного ручья. 2006. Акварель

Слайд 7

Игрушки из березового лыка В тундре. 2006. Акварель

Слайд 8

Тундровое озеро. 2006. Акварель

Слайд 9

Осенние заботы. 2015. Акварель

Слайд 10

Ямал. Всюду жизнь. 2015. Акварель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима...

Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Программное содержание:Образовательные: Обуч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...