Якутский героический эпос Олонхо в образовательном пространстве детей
презентация

Елисеева Марина Михайловна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным, устным творчеством олонхо имеет большое значение в поликультурном развитии и  воспитании детей.

Поиск педагогических идей, путем решения раскрывается  посредством ознакомления  с якутским эпосом олонхо. Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка.

Мы использовали деятельностный подход, в качестве основных методов применялись разыгрыание (драматизация) отдельных сюжетов олонхо. Продуктивные методы позволяли детям закрепить героев олонхо и развивать якутский словарный запас. Олонхосутов отбирали после прослушивания, тембральность, мимика, жесты учитывалось. Участие всех детей группы  способствовало раскрытию таланта детей, умело передающие образ героев олонхо как настоящие артисты.

Совместная, планомерная работа воспитателей, хореографа и ПДО по якутскому языку становится началом  к  знакомству с миром олонхо и  сценической постановкой детьми театрализованного представления.

Поставленные танцы в олонхо играют особенную роль, помогая и отражая всю суть сюжета. Якутский народ жители среднего мира, весь быт того времени показан в первом танце «нус – хас олох», где дети доят коров, косят сено. Так как олонхо это мифологический эпос, здесь борьба сил зла и добра показано в танцах «боотурдар», «абааьылар». Якутские богатыри – мужественные и храбрые защитники среднего мира.главная кульминация олонхо – это борьба и победа эрчимэн бэргэн над предводителем жителей нижнего мира. Устрашающие движения борьбы выполнены несколькими элементами танца. Танец «кыталык» олицетворение земного спокойствия и счастья на земле. Кружась и пархая над землей они плавными движениями спускаются, чтобы станцевать  свой величественный танец. Основные элементы танца: «дьиэрэнкэй», «кылыынкай», «атах тэпсии», «наяхинский ход», якутские прыжки «кылыы, буурдааьын.»

К концу учебного  года детьми  нашей  группы «м ичээр»,  совместно  с воспитателями, хореографом  и  пдо  якутскому языку  ставится инсценировка  олонхо «эрчимэн бэргэн» действие состоит  из  красочных  костюмов,  отточенных танцев  и  эмоционально - выразительно рассказывающих  олонхосутов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Якутский героический эпос Олонхо в образовательном пространстве детей Воспитатели: Елисеева М арина Михайловна Иннокентьева Анна Петровна ПДО по якутскому языку: Кудаисова Светлана Петровна Хореограф: Ермолаева Марианна Петровна

Слайд 4

ЦЕЛЬ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЕТЬМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРЕДКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО ЗАДАЧИ: - П ОЗНАКОМИТЬ С ДРЕВНИМ ЯКУТСКИМ ЭПОСОМ ОЛОНХО -ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С АВТОРОМ ОЛОНХО «ЭРЧИМЭН БЭРГЭН» С СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ ВАСИЛЬЕВЫМ (БОРОГОНСКИЙ) - ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ СТИХОСЛОЖЕНИЕМ ОЛОНХО, ВОСПИТЫВАЯ ВОСПРИЯТИЕ У ДЕТЕЙ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Слайд 5

“В О лонхо самое ценное это сила слова, сила цвета, сила мысли”. П.А. Ойунский . ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМ, УСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ОЛОНХО ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. ПОИСК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ, ПУТЕМ РЕШЕНИЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯКУТСКИМ ЭПОСОМ ОЛОНХО. ОЛОНХО ОЧЕНЬ БОГАТОЕ И СЛОЖНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА. МЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПРИМЕНЯЛИСЬ РАЗЫГРЫАНИЕ (ДРАМАТИЗАЦИЯ) ОТДЕЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ ОЛОНХО. ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗВОЛЯЛИ ДЕТЯМ ЗАКРЕПИТЬ ГЕРОЕВ ОЛОНХО И РАЗВИВАТЬ ЯКУТСКИЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ОЛОНХОСУТОВ ОТБИРАЛИ ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ, ТЕМБРАЛЬНОСТЬ, МИМИКА, ЖЕСТЫ УЧИТЫВАЛОСЬ. УЧАСТИЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ СПОСОБСТВОВАЛО РАСКРЫТИЮ ТАЛАНТА ДЕТЕЙ, УМЕЛО ПЕРЕДАЮЩИЕ ОБРАЗ ГЕРОЕВ ОЛОНХО КАК НАСТОЯЩИЕ АРТИСТЫ. СОВМЕСТНАЯ, ПЛАНОМЕРНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ХОРЕОГРАФА И ПДО ПО ЯКУТСКОМУ ЯЗЫКУ СТАНОВИТСЯ НАЧАЛОМ К ЗНАКОМСТВУ С МИРОМ ОЛОНХО И СЦЕНИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКОЙ ДЕТЬМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ . ПОСТАВЛЕННЫЕ ТАНЦЫ В ОЛОНХО ИГРАЮТ ОСОБЕННУЮ РОЛЬ, ПОМОГАЯ И ОТРАЖАЯ ВСЮ СУТЬ СЮЖЕТА. ЯКУТСКИЙ НАРОД ЖИТЕЛИ СРЕДНЕГО МИРА, ВЕСЬ БЫТ ТОГО ВРЕМЕНИ ПОКАЗАН В ПЕРВОМ ТАНЦЕ «НУС – ХАС ОЛОХ», ГДЕ ДЕТИ ДОЯТ КОРОВ, КОСЯТ СЕНО. ТАК КАК ОЛОНХО ЭТО МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС, ЗДЕСЬ БОРЬБА СИЛ ЗЛА И ДОБРА ПОКАЗАНО В ТАНЦАХ «БООТУРДАР», «АБААЬЫЛАР». ЯКУТСКИЕ БОГАТЫРИ – МУЖЕСТВЕННЫЕ И ХРАБРЫЕ ЗАЩИТНИКИ СРЕДНЕГО МИРА.ГЛАВНАЯ КУЛЬМИНАЦИЯ ОЛОНХО – ЭТО БОРЬБА И ПОБЕДА ЭРЧИМЭН БЭРГЭН НАД ПРЕДВОДИТЕЛЕМ ЖИТЕЛЕЙ НИЖНЕГО МИРА. УСТРАШАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ БОРЬБЫ ВЫПОЛНЕНЫ НЕСКОЛЬКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦА. ТАНЕЦ «КЫТАЛЫК» ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЗЕМНОГО СПОКОЙСТВИЯ И СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ. КРУЖАСЬ И ПАРХАЯ НАД ЗЕМЛЕЙ ОНИ ПЛАВНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ СПУСКАЮТСЯ, ЧТОБЫ СТАНЦЕВАТЬ СВОЙ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА: «ДЬИЭРЭНКЭЙ», «КЫЛЫЫНКАЙ», «АТАХ ТЭПСИИ», «НАЯХИНСКИЙ ХОД», ЯКУТСКИЕ ПРЫЖКИ «КЫЛЫЫ, БУУРДААЬЫН.» К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ДЕТЬМИ НАШЕЙ ГРУППЫ «М ИЧЭЭР», СОВМЕСТНО С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, ХОРЕОГРАФОМ И ПДО ЯКУТСКОМУ ЯЗЫКУ СТАВИТСЯ ИНСЦЕНИРОВКА ОЛОНХО «ЭРЧИМЭН БЭРГЭН» ДЕЙСТВИЕ СОСТОИТ ИЗ КРАСОЧНЫХ КОСТЮМОВ, ОТТОЧЕННЫХ ТАНЦЕВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЮЩИХ ОЛОНХОСУТОВ.

Слайд 6

Репетиция

Слайд 8

Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу « Олонхо » Подготовительная группа КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО САМООБРАЗОВЫАНИЮ Сроки Тема Цель и задачи Оборудование Работа с родителями 1 неделя октября Сергей Васильев ( Борогонский ) « Эрчимэн Бэргэн » Продолжать знакомить детей с миром Олонхо . Презентация Знакомство с биографией писателя и с Олонхо « Эрчимэн Бэргэн » Рассказать детям о традициях якутского народа и своего рода. 2 неделя октября Якутские песни, тойук , осуохай (Воспитатели и ПДО по якутскому языку С.В.Кудаисова ) Знакомить детей с якутской народной инструментальной музыкой (в звучании якутских народных инструментов хомуса , этнобарабанов ) Видео по теме, презентация Пригласить выпускницу детского садагруппы Мичээр для выступления на хомусе Чашкина Алена 3 неделя октября “Бухатыыр ата” Познакомить детей с убранством лошадя (уун, сулар, тэьиин, уодьуган, кымньыы, дэйбиир, адазаыныыр, инэьэ,холун, бото, бэрэмэдэй, дэпсэ, кычым, чаппараах) Презентация, наглядный материал, картины якутских художников Пригласить родителей ( бухатыырдар ) обсуждение костюма, головной убор из фетра и якутскими украшениями 4 неделя октября Слушание Олонхо в исполнении Г.Колесова Смотр с детьми видео выпускников группы Мичээр детской постановки Олонхо “Ньургун Боотур” Расширять представление детей об Олонхо . Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа . Познакомить с детской постановкой Олонхо . Прививать интерес к выступлениям детей Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов Видиотека 1 неделя ноября Выбрать детей – олонхосутов . (Воспитатели и ПДО по якутскому языку С.В.Кудаисова ) Научить детей эмоционально и выразительно передавать сюжет Олонхо . Риз сценария распределить текст олонхосутов Светлана Петровна Разучивание текста олонхосутов

Слайд 9

2 неделя ноября « Мунхалааьын » Продолжать знакомить детей с орудиями ловли рыб (мунха ийэтэ мунха кыната ) Видеопрезентация 3 неделя ноября «Олонхо глазами художников». Творчество художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского Познакомить с творчеством якутских художников Т.Степанова , В.Кузьмина , П.Пестрякова , Н.Ябловской Обратить внимание детей как якутские художники с помощью рисунка, краски передают характер героев Олонхо Слайд презентация на тему Олонхо, книга П.А.Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный». Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. 4 неделя ноября «Уоьээ дойду» Продолжать знакомить с героями верхнего мира (урун аар тойон, куруо дьоьогой тойон, иэйиэхсит хотун, айыыьыт хотун, дьылга хаан, улуутуйар улуу суорун) Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. 1 неделя декабря «История предков» Познакомить детей с историей наших предков: жилище « балазан , хотон , ампаар , булуус » Прививать интерес к выступлениям детей Презентация Макет жилища наших предков, иллюстрации Фотовыставка на тему «История предков-жилище » Амелия К, П Айтал 2 неделя декабря « Орто дойду иччилэрэ » Репетиция танца с хореографом М.П. Ермолаевой Продолжать знакомить с героями срединного мира ( Аан алахчын хотун , баай байанай , хатан тэмиэрийэ,от-мас иччилэрэ ) Картины якутского художника Пестрякова, И.Корякина Пригласить родителей ( саха танастаах оголор ) обсуждение костюмов и атрибутов ( ыазыйа из фетра, кыраабыл талах мастан ) 3 неделя декабря « Сахалыы толору баай астаах сандалы остуол » Дать представление детям о, разновидностей якутской национальной посуды. Посуда (чороон, кытыйа, ыазыйа, кытыйа) Амелия Егорова 4 неделя декабря « Обугэлэрбит оонньуурдара уонна оонньуулара » Продолжать знакомить детей с играми предков (мас ынах. Кыыртаах кус, хабылык, тырыынка, мас тардыьыыта. ыстана, тыксаан) Игрушки предков, видео и презентация Туйаара С, Арсентий С, Мия А, Айыына В,

Слайд 10

Познакомить детей с детским 2 неделя января Мастер классы с родителями по созданию костюмов и атрибутов к Олонхо Репетиция танца с хореографом М,П,Ермолаевой Прививать интерес родителей к Олонхо и развивать командный дух при совместной работе, мастер классы по изготовлению костюмов и атрибутов героев Олонхо . Родители детей ( бухатыырдар , кыталыктар , абааьылар , алаас оголоро ) 3 неделя января « Аллараа дойду » Репетиция танца с хореографом М,П,Ермолаевой Продолжать знакомить с героями нижнего мира ( абааьы аймаза , арсан дуолай тойон, ала буурай хотун , абааьы бухатыыра , абааьы кыыьа ) Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. Обсуждение костюмов ( абаасы ) , придумать эскиз костюмов и атрибутов (парики, рога, кости) 1 неделя февраля Разучивание текста олонхосутов с Светланой Петровной Прививать интерес к выступлениям детей, выразительно и эмоционально передавать сюжет Олонхо Выступление детей – олонхосутов на конкурсах 2 неделя февраля Прослушивание аудиозаписи олонхо « Эрчимэн Бэргэн » знаменитых в мире Олонхосутов Продолжаем расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа. Аудиозаписи олонхосутов 3 неделя февраля « Айыы дьоно кубулунар котордоро , кыыллара , маллара » Репетиция танца с хореографом М,П,Ермолаевой Тойон кыыл, кырбый, мохсозол, хардай, кыталык, сордон, туу мээчик, анды сымыыта Презентация Обсуждение костюмов ( кыталыктар ) эскиз, материал, бисер. Мастер классы с родителями, шитье костюмов 4 неделя февраля Рисование по впечатлению Нарисовать понравившегося героя. Передать в рисунке характер и образ героя. Краски акварельные, восковые карандаши, пастель, гелевые ручки

Слайд 11

1 неделя марта «Дьиэзэ – уокка туттуллар тэриллэр» Продолжать знакомить детей с домашней утварю (танара долбуура, иьит ороно, олох, биьик, сандалы, минньик, сиппиир, сибиэ, талах олох, даарда, хоппо, халандаар, лэппиэскэ буьарар тимир, талкы) Презентация, наглядный материал Сивцева Туйаара ийэтэ ыалдьыттыыр 2 неделя марта Предварительная работа по инсценировке Олонхо « Эрчимэн Бэргэн » Помочь детям выразительно выступать, войти в роль, передать характер героя . Сценарий Олонхо « Ньургун Боотур Стремительный», показ видеопастоновки детей прошлогодних выпусковт родителям Родительское собрание, консультации, костюмы, декорации. Начинаем репетировать Олонхо Обсуждение про сьемку в НВК 3 неделя марта Постановка танцев с Олонхо на утреннике 8 марта с хореографом М.П.Ермолаевой и с ПДО по якутскому языку С,П,Кудаисовой Разучивание движений героев ( бухатыырдар , кыталыктар , алаас кыргыттара , абааьылар ) Сценические костюмы к Олонхо , атрибуты, музыкальное сопровождение Александр Вилордович 4 неделя марта Постановка Олонхо « Ньургун Боотур Стремительный» Сьемка в НВК Помочь детям передать эмоционально свою роль. Сценические костюмы к Олонхо , атрибуты, музыкальное сопровождение Сопровождение родителей

Слайд 12

Обсуждение и изготовление костюмов к постановке Олонхо « Эрчимэн Бэргэн » с родителями

Слайд 15

Родители вместе с детьми мастерят костюм

Слайд 23

ОЛОНХО - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Слайд 28

Республиканский конкурс «Бриллиантовые нотки» «Таланты земли Олонхо » Лауреаты 1 степени Олонхо « Эрчимэн Бэргэн » С.С.Васильев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...

Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

статья "Современные образовательные технологии как основа взаимодействия всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ

Статья поможет воспитателям дошкольных организаций иметь чёткое представление о современных образовательных технологиях, применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»

Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи Якутс...

Статья "Духовно – нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо"

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей  посредством якутского героического эпоса - Олонхо....