Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы
статья (подготовительная группа)

Поминова Юлия Сергеевна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогического процесса, как универсальный инструментарий, позволяющий обеспечить его системность, целеориентированность и результативность.

Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поминова Юлия Сергеевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида

Красносельского района СПб

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогического процесса, как универсальный инструментарий, позволяющий обеспечить его системность, целеориентированность и результативность.

Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Задачи групповой проектной деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте – это:

*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; *развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

*развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 *развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения

При организации группового взаимодействия детей, в ходе выполнения проекта  важно соблюдать следующие условия:

1.  Учитывать интересы и возможности детей

2.  Учитывать особенности состава группы

3.  Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.

4.  Распределять роли между участниками группы

5.  Организовывать коммуникацию

6.  Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия деятельности.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:

1.  Повышается познавательная мотивация.

2.  Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.  В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.  Улучшается психологический климат в группе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы.

1.  Групповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.

2.  Организация групповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.

3.  Некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.

4.  В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.

         Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.

 

Вывод.

Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.

Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок чувствует себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки и поведение.

В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы»

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов.Проект – это “пять П” - Проблема – Проектирование (плани...