Статья "Развитие личности ребенка дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края"
статья (старшая группа)

Красноштанова Ирина Николаевна

В современном мире мы чаще сталкиваемся с проблемой забвения нравственных принципов и устоев , человеческой духовности.В условиях современного ДОУ роль историко- краеведчиских материалов резко возрастает, что помогает развивать культурную и нравственную деятельность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.statya_konkurs.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 Развитие личности ребенка дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края.

Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения …

    К.Д. Ушинский.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемой забвения нравственных   принципов и устоев, человеческой духовности. Притупляются социальные чувства людей, свои интересы все чаще становятся выше общественных. Общество все меньше гордится достижениями своей страны, разрушаются культурные особенности, теряется характер, традиции. Мы все больше оглядываемся туда, где, как нам кажется, «хорошо», забываем о том, что можем потерять то ценное, что у нас есть. Поэтому в этих условиях необходимо помнить о том на сколько важно развивать нравственные ориентиры в дошкольном детстве через  построение целесообразной  педагогической среды.

    В условиях современного ДОУ роль историко- краеведческих материалов резко возрастает, что помогает развивать культурную и нравственную деятельность дошкольников.  Нравственное воспитание детей невозможно без познания истории и культуры родного края. Современный ребенок требует воспитание чувства привязанности и любви к родному городу, стране, Родине. Иначе он будет неполноценным. Знания детей о истории родного края, места где он родился , где учиться , где живут и трудятся его родители, о традициях и истории своей семьи, а так же культурологических особенностях способствует развитию его как личности. Применение исторических материалов по краеведению используется в ДОУ , но пока не достаточно для того чтобы говорить о системе в учебно-воспитательном процессе и в дошкольном образовании в целом.

Занятия в данной области  формируют  знания о родном городе, чувство любви к нему, способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств. Они вовлекают детей дошкольного возраста в творчество, расширяют знания о искусстве, о прошлом и настоящем тем самым являются средством развития ребенка.

В процессе ознакомления дошкольников с краеведением можно выделить два существенных признака :

  • изучение исторических событий с опорой на памятники истории и культуры;
  • деятельный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В процессе работы педагоги знакомят дошкольников с памятниками и культурой родного края тем самым способствуют стимулированию мыслительной деятельности, формируют систему понятий и теоретических представлений, что в свою очередь отражается на формирование гражданской позиции ребенка.

Поэтому при составлении плана воспитательно- образовательной деятельности по краеведению можно поставить следующие задачи:

  • Формировать представления детей о Родине, стране, родном городе.
  • Воспитывать чувство патриотизма .
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, восхищаться красотой родного края, ценить памятники архитектуры и  исторического наследия.
  • Воспитывать потребность узнать что-то новое, расширять кругозор посредством исследовательской деятельности.

Поставленные задачи помогут обеспечить развитие личности дошкольников, мотивировать детей на различные виды деятельности.

Исходя из возрастных особенностей детей необходимо ,при построении работы опираться на устойчивый интерес к предлагаемому краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получать как можно больше информации . Эффективность работы заключается во внедрении занятий по краеведению в игровой форме. Игра- вид активной деятельности дошкольника, которая способствует воспроизведению детьми окружающей действительности.

В игре дети не только познают окружающий мир , но и формируют личностные качества. По словам М. Горьково , «игра путь к познанию мира, в котором живут дети и они призваны его изменять».

В игре необходимо использовать как можно больше атрибутов и наглядности краеведческого характера. Проведение занятий по краеведению в виде беседы или урока не целесообразно, так как ведут к быстрой утомляемости ребенка.

Поэтому использование игры является важным элементом в формировании краеведческих знаний, а так же в развитии творчества дошкольников. Соблюдение всех условий благоприятно сказывается на процесс формирования устойчивых знаний у дошкольников.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах с детьми необходимо давать  краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Объяснять детям что объекты вокруг нас , даже самые обыденные и неприметные могут стать источником многообразных сведений о городе и горожанах, что необходимо «услышать» занимательные истории о, здании , сооружении , научиться вглядываться в эти объекты , анализировать информацию, полученную в результате исследования объектов городской среды, соотносить с собственными знаниями и опытом.

Исследования показали, что в процессе развития детей при изучении истории родного края развиваются психические процессы, такие как восприятие, мыслительные операции, эмоциональное отношение детей к природе, компоненты духовности. Эффективность этих условий доказана в научных трудах педагогов В.А. Сухомлинского, В.И.Несмелова .

Развитие нравственных качеств дошкольников в процессе изучения истории и культуры родного края положительно влияет на формирование активного ребенка. А в условиях социально-экономической нестабильности следует отметить как важно уделять больше времени изучаемому вопросу. В современных условиях занятия краеведческого характера могут стать значимым воспитательным средством. Тем более, что потенциал есть, это показал анализ учебных программ по краеведению. Познание истории, культуры родного края требует от нас , участников педагогического процесса ,новых конструктивных поисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.

Размещаемый материал представляет собой статью о необходимости нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,о комплексном характере воспитательной работы,а также о взаимодействии родителей и ...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историй родного края», выступление

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...