проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»
материал (подготовительная группа)

Магдеева Светлана Юрьевна

 

       "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране".

(Д.С. Лихачев)

Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился – такое определение дает в толковом словаре В.Даль. У каждого человека есть малая родина. Место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих – маленькая деревенька.  Каждому человеку дороги родные места.

Знать историю своей малой Родины, людей, именами которых названы улицы городов и поселков, означает знать историю и культуру страны или республики, где ты живёшь, знать её народ.
Мы очень люблю свою малую родину –сельское поселение Тимящево. С ним связаны все самые лучшие и самые яркие моменты нашей жизни. Любим в нем все!

Наша Родина – Россия, Республика Татарстан. Но есть в Татарстане маленький, скромный, священный уголок, где мы родились и выросли – наша малая родина. Наша  родина –село Тимяшево. Как и любое село, оно имеет свою историю и культуру. История села, история улицы не безлика, она родная и близкая именно потому, что она рассказывает о событиях, в которых участвовали твои родственники, твои знакомые. Она расcказывает о людях, живущих рядом, о тех, кто является частицей истории целого народа. Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни, помнить о том, откуда он родом, о том, где получил первые уроки жизни, где ему помогли стать Человеком. Часто ли мы задумываемся над тем, как появилось наше селение, как строились дома, как появлялись улицы, о смысле их названия? Почему улица, на которой ты живешь, по которой ты спешишь в школу, на работу – имеет такое название? Ведь у села Тимяшево такая богатая история, свои традиции, замечательные люди. Неужели это неинтересно? Неужели наше поколение ничего не будет знать о том, как, и где жили наши предки? Мы решили начать работу с истории  названия одной из улиц нашего села.

Изучая историю улицы, мы невольно коснулась истории села. На нашу просьбу рассказать о прошлом, люди, в основном старики, откликнулись с большим желанием. Каждому хотелось, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что пришлось им пережить и сделать, чтобы продолжалась жизнь в селе. Не хочется людям уйти из памяти новых поколений , поэтому они с таким желанием рассказывают о том, что было, о том, чем богато их прошлое.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnye_istoki.docx223.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Тимяшевский детский сад - Ласточка"

муниципального образования

"Лениногорский муниципальный район"

Республики Татарстан

 проект социальной направленности

(создание  презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову)

Исследовательский проект 
«Улица моего посёлка»

Творческая группа:

С.Ю.Магдеева, воспитательль первой квалификационной категории;

Г.М.Валиева, воспитательль первой квалификационной категории;

2018год

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

I. Введение.

II. Основная  часть – «Родные истоки»

  1.   «Из глубины веков...»
  2.  «Не стоит село без праведника…»
  3.   Школьные старые стены.  

III. Заключение.

IV.  Библиография.

 Список источников.

VI. Приложения.

       VII.

I. Введение

       "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". 

(Д.С. Лихачев)

Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился – такое определение дает в толковом словаре В.Даль. У каждого человека есть малая родина. Место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих – маленькая деревенька.  Каждому человеку дороги родные места. 

Знать историю своей малой Родины, людей, именами которых названы улицы городов и поселков, означает знать историю и культуру страны или республики, где ты живёшь, знать её народ.
Мы очень люблю свою малую родину –сельское поселение Тимящево. С ним связаны все самые лучшие и самые яркие моменты нашей жизни. Любим в нем все!

Наша Родина – Россия, Республика Татарстан. Но есть в Татарстане маленький, скромный, священный уголок, где мы родились и выросли – наша малая родина. Наша  родина –село Тимяшево. Как и любое село, оно имеет свою историю и культуру. История села, история улицы не безлика, она родная и близкая именно потому, что она рассказывает о событиях, в которых участвовали твои родственники, твои знакомые. Она расcказывает о людях, живущих рядом, о тех, кто является частицей истории целого народа. Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни, помнить о том, откуда он родом, о том, где получил первые уроки жизни, где ему помогли стать Человеком. Часто ли мы задумываемся над тем, как появилось наше селение, как строились дома, как появлялись улицы, о смысле их названия? Почему улица, на которой ты живешь, по которой ты спешишь в школу, на работу – имеет такое название? Ведь у села Тимяшево такая богатая история, свои традиции, замечательные люди. Неужели это неинтересно? Неужели наше поколение ничего не будет знать о том, как, и где жили наши предки? Мы решили начать работу с истории  названия одной из улиц нашего села.

Изучая историю улицы, мы невольно коснулась истории села. На нашу просьбу рассказать о прошлом, люди, в основном старики, откликнулись с большим желанием. Каждому хотелось, чтобы новое поколение помнило о них, о том, что пришлось им пережить и сделать, чтобы продолжалась жизнь в селе. Не хочется людям уйти из памяти новых поколений , поэтому они с таким желанием рассказывают о том, что было, о том, чем богато их прошлое.


Актуальность: Знакомство детей с малой Родиной формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, из-за высокой занятости.

 Принципы ФГОС ДО определяют:

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

            Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. 

Поэтому возникает необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта:

«Мой родной поселок»

Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольника.

Цели проекта: 

- Пробудить у детей  гражданско – патриотическое отношение и любовь к своему селу.

- Познакомить   наших  воспитанников в с историей родного края.

- Приобщение детей к духовно-нравственному наследию села.

- исследование истории происхождения улицы нашего села имени А.К. Мухаметзянова.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю улицы А.К.Мухаметзянову
  2. Пробудить чувство уважения к своему селу, его истории.
  3. Создать  презентацию об истории памятника . А.К.Мухаметзянова

 Задачи проекта:

-Дать знания детям о родном поселке,  история, символика, достопримечательности.

-собрать материал о возникновении улицы А.К.Мухаметзянова в селе Тимяшево;

- изучить архивные материалы села, района, провести опрос населения;

- развивать у воспитанников интерес к историческому прошлому своего народа;

-Изучить историю происхождения  улицы и памятника А.К.Мухаметзянову

-Пробудить чувство уважения к своему селу, его истории.

-Создать  презентацию об истории села.

методические приемы исследования:  изучение литературы по истории села, историю улицы А.К.Мухаметзянову; изучение архивных материалов;  посещение школьного музея; опрос жителей села, родителей.

 

 

практическое применение данных проекта:  данные доклада могут быть использованы на занятиях, на родительских собраниях патриотической направленности.

Творческая группа:

Г.М.Валиева, воспитательль первой квалификационной категории;

С.Ю.Магдеева, воспитательль первой квалификационной категории;

практическое применение данных проекта:  данные доклада могут быть использованы на занятиях патриотической направленности.

Гипотеза: Проект положительно повлияет на духовно-нравственное развитиевоспитанников, на осознание того, что каждый должен знать и уважать свои исторические корни, любить  родной край, его природу, чтить традиции.

Сроки проведения проекта: март– октябрь 2018г.

практическое применение данных проекта:  данные доклада могут быть использованы на занятиях, на родительских собраниях патриотической направленности.

Творческая группа:

Г.М.Валиева, воспитательль первой квалификационной категории;

С.Ю.Магдеева, воспитательль первой квалификационной категории;

Целевая аудитория. Целевой аудиторией являются родители воспитанников.

Партнеры. Партнерами в реализации данного проекта являются родители воспитанников, воспитатели, педагоги.

Тип проекта. Познавательный, творческий, групповой.

Вид проекта. Социальный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Гипотеза: Проект положительно повлияет на духовно-нравственное развитие воспитанников, на осознание того, что каждый должен знать и уважать свои исторические корни, любить  родной край, его природу, чтить традиции.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

-Тематические беседы.

-Целевые прогулки;

-Экскурсии по достопримечательностям родного посёлка

-Занятия на основе метода интеграции

-Изучение биографии А.К Мухаметзянова;

-Создание волонтёрской группы;

-Рассматривание  иллюстраций, альбомов, открыток с изображение исторических моментом родного посёлка.

-Чтение художественной литературы, стихотворений о родном посёлке

Формы работа с родителями по реализации проекта:

-Консультирование родителей.

-Беседы.

-Участие в оформлении мини — музея «Родные истоки».

-Участие в выпуске культурного дневника «Наследник Тимяшево».

-Педагогический брифинг с родителями по культурному дневнику «Наследники Тимяшево»

-Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

-Проведение консультаций.

-Проведение мастер-классов, открытых занятий.

-Участие в семинарах-практикумах.

-Методическое обеспечение педагогической работы.

-Дидактическое обеспечение педагогической работы.

-Организация самообразования.

-Участие в конкурсах педагогического мастерства.

-Составление, рассматривание и издание культурного дневника «Наследники Тимяшево»  (знаменитые люди)

-Педагогическая гостиная для педагогов на тему: «Мини-музей в детском саду».

Сроки проведения проекта: март – октябрь  2018г.

Объект исследования: улица села .

Для решения поставленной цели и задач 
выдвинули гипотезу: если мы соберем материал об улице села Тимяшево и о А.К.Музаметзянове, то восполним недостаток информации об улице и сможем рассказать своим товарищам интересные факты из истории Тимяшево. 

Методы исследования:

- Наблюдение.
- Анкетирование родителей, бабушек, дедушек, соседей, жителей  села Тимящево и запись воспоминаний участников событий.
- Работа с семейными архивными документами, фотографиями.

Педагогические кадры и другие субъекты педагогического процесса

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей

-формирование более глубоких и полных представлений дошкольников об истории, создании улицы А.К.Мухаметзянова

-повышение уровня познавательного развития;

-развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общения.

Для родителей:

-развитие партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни детского сада. Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

)

II. Основная  часть – «Родные истоки»

У детей «Тимяшевского детского сада – Ласточка» со вместно с педагогами Валиевой Г.М, Магдеевой С.Ю.  интерес к данному вопросу возник, когда  ходили на экскурсию по родному посёлку , в школу.  У воспитанников возник вопрос о своём  селе, столкнулась с проблемой, что ничего не знают об истории возникновения своего села и сколько ему уже лет, почему переименовали улицу Школьную в А.Г.Муаметзянова? Кто это, за какие заслуги? Кому принадлежит памятник который расположен по  улице Мухаметзянова. С этим вопросом воспитанники  и педагоги решили разобраться самостоятельно изучить биографию А.К. Мухаметзянова, посетить школьный музея, совершить экскурсию по посёлку.

           Актуальность темы, мы думаем, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, посёлок, город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Наш посёлок- частичка России, и его история- это история многих тысяч похожих сел и посёлков в республике. 
 

Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из известных людей ходил и жил на улицах наших посёлков и городов? Если быть честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших населённых пунктах.

                                                 

Родина. Какое красивое слово. Если спросить у людей, что значит для них это понятие, то каждый ответит по-своему, но для всех общим  будет то, что это место, где человек родился, вырос, провел лучшие дни своей жизни, куда его постоянно будет тянуть. 

III. Заключение. 

С чего начинается Родина? У каждого свой ответ на этот вопрос. Для нас Родина начинается с села Тимяшево, в которой многие из нас родились  и живём с улиц, на которых стоят наши дома. Мы любим свое село, хотим узнать о нем больше, хотим, чтобы наши сверстники ценили все, что сделали для них их предки.

Пройдет время, и мы  придем на смену нашим отцам и дедам, и история наша, история нашей страны, нашей малой родины в том числе будет такой, какой мы её сделаем. Каждому важно осознать - от нас, от наших позиции, от позиции нашено поколения, зависит будущее нашей Родины. Мы  - достойное продолжение, делами нашими и нашего поколения будут гордиться наши дети и внуки.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить растущему человеку, что его жизнь - маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».

Мы  думаем, наша исследовательская работа будет содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности, а материалы пополнят архив села и района новыми данными о селе Тимяшево, Лениногорского района


 Да, годы летят незаметно, многих людей уже нет рядом с нами, но память о них до сих пор живёт в наших сердцах. Мог ли мечтать скромный деревенский парень из Тимяшево о блестящей карьере в нефтяной промышленности?! Сегодня  село, известное на всю Россию.

IV. Список источников

        

Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической и методической литературы,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины,

Приложение

Тематическое планирование

март «Мой родной поселок» Анкетирование родителей, беседа с детьми. Беседа «Мой поселок люби и знай!

апрель «Мой родной посёлок». Беседа «Памятнмк а.к.мух…, как он возник».

Цельпознакомить детей с историей памятника,улицы; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него. Экскурсия в библиотеку «Как все начиналось?»

Беседы о жизни, традициях народов, проживающих в нашем поселке.

Составление рассказов «Родной поселок»

май «Улица нашего поселка». Беседа «Вот моя улица, вот этот дом»

Цель: Дать представления детям о том, почему назвали улицу в честь а.к.м

Экскурсия по этой улице.

Конструирование «Вот моя улица» из строительного материала.

Д/игры«Расскажи, где ты живешь»«Назови улицы нашего поселка».

Рисование ««Мыв школьном музее»«Школа в которой ябуду учиться».

Июнь июль «Достопримечательности нашего поселка» Просмотр презентации «Знакомимся с достопримечательностями посёлка».

Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного посёлка (памятники, музей, скважина №3, памятник погибщим вов………….

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Загадки об интересных местах нашего края.

Целевые прогулки по улицам поселка.

.

август «Профессия нефтяник» Беседа «Все профессии нужны…»

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Вечер загадок о труде взрослых.

Д/игры:«Кому что нужно для работы?»«Назови профессию».

Сюжетно- ролевые игры «Больница»«Почта»«Школа».

Сентябрь  «Архитектура посёлка». Просмотр презентации «Что я знаю об архитектуре?».

Цель: закрепить представления детей о современных и исторических архитектурных сооружениях посёлка.

Знакомство с жилищами (изба).

ЦельПознакомить детей с историей строительства домов.

Рисование с детьми русской избы

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: Учить сравнивать особенности старого и современного поселка.

Октябрь «Растительный и природный мир» Экскурсия в лес «Чем богат наш край».

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о животном и растительном мире родного края.

Просмотр презентация «Растительный и животный мир нашего края»

Цель: Вызвать желание вместе больше узнавать о природе края.

Познавательная викторина «Кто живет в наших лесах?».

Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе нашего края, в разное время года.

 «Ваш подвиг будет жить в веках!».

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

Взаимодействие с родителями.

Анкетирование «Патриотическое воспитание дошкольников»

Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок – рисунков, экскурсий.

Привлечение родителей к проведению совместных праздников и развлечений.

Консультация«Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».

Беседы с детьми о поселке, о героях — земляках — защитниках Родины.

Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша

копилка».

Итог проекта.

Беседа «Что мы хотели узнать и что узнали?»

Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину?

Вопросник

по сбору  данных.

  1. Как называется ваша улица?
  2. Изменялось ли это название? Когда? Где? В связи с чем?
  3. Когда и кем основана улица?
  4. Делиться ли улица на части? Есть ли неофициальные, обиходные названия у частей улицы? Напишите.
  5. Какие нежилые здания и сооружения есть на вашей улице? Каковы их функции?
  6. Какие природные объекты есть на улице?
  7. Как назывались тропы, дороги, соединяющие улицу с другими  объектами? Приведите названия перекрёстков дорог, троп, проулков.
  8. Запишите легенды, шутки, песни, частушки, относящиеся к каким-либо названиям.
  9. Кто из известных (знаменитых) людей жил или живёт на вашей улице? Что вы о них знаете?
  10. Поставьте число, месяц, год заполнения анкеты. Укажите место записи (почтовый адрес), а также фамилию, имя, отчество респондента.
  11. Запишите ваши данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование, род занятий и домашний адрес

Об Аклиме Касимовиче Мухаметзянове

Биография

Родился 14 февраля 1930 года.
В истории нефтяного управления и самих Бавлов пришедший на пост руководителя Аклим Касимович Мухаметзянов остался как знающий специалист и тонкий психолог. Очень целеустремленный, он всегда знал, как добиться результата. Четкая постановка перспективных задач позволила Аклиму Касимовичу увеличивать нефтедобычу и развивать производство.
В Бавлах Мухаметзянов оставил прекрасную память о себе. Благодаря ему нефтяники построили для жителей поселка открытый плавательный бассейн с проточной водой и санаторий-профилакторий «Иволга».
Решением Бавлинского объединенного Совета народных депутатов от 02.03.2004 г. № 25/7 удостоен звания «Почетный гражданин города Бавлы».
Умер 02.03.2004 г.

  • http://jubilee.tatneft.ru/storage/publications/normal_154.jpg

Судьба человека неразрывно связана с тем временем, в котором он живет. Аклим Мухаметзянов — достойный представитель поколения, жизнь которого была положена на алтарь служения Отечеству, своему народу. Поколения, чьим трудом, талантом прирастала нефтяная промышленность нашей Родины, крепла ее экономическая мощь. По биографии Аклима Касимовича можно изучать историю «Татнефти». Его путь был предопределен: тогда все дороги в этом крае вели к «черному золоту». А уж если ты родился в «колыбели нефти» — Ромашкино, то, наверное, сам Бог хотел, чтобы Аклим Мухаметзянов стал нефтяником.

«Правда, не обошлось без экспериментов», — вспоминает ветеран. — После семилетки, окончания Бугульминского педучилища, я учительствовал в родном селе. Но видно от судьбы не уйдешь. Наблюдая за односельчанами-сверстниками, с головой ушедшими в новое, доселе неслыханное нефтяное дело, не выдержал и в один прекрасный день тоже подался к нефтяникам. Благо третья скважина стояла тут же, рядом с домом в родном селе Тимяшево (Ромашкино)».

Сильный, умный руководитель, Мухаметзянов мог найти выход из любой ситуации. А еще знал, как подойти к людям, что сказать и что пообещать. Кстати, обещанное слово всегда держал, чего бы это ему ни стоило.

Бывший оператор легендарной третьей скважины Мухсина апа Фархутдинова, вспоминая трудовые годы, с особой теплотой отзывается о нем: «Начальников видела много, Аклим был самый строгий, но и самый справедливый. Не боялся замарать руки в нашей грязной работе. Как-то случилась у нас авария, так до утра вместе с нами работал. Ушел, когда все было исправлено».

Мухаметзянову часто приходилось менять место работы и жительства. Тогда партия не спрашивала, а приказывала. И он понимал — так надо, так принято. Но из Лениногорска, где родился и вырос, где работал начальником НГДУ, уезжать не хотел.

Первый секретарь обкома был непреклонен. Надо ехать в Елабугу!

Поехал. И с первых же дней столкнулся с целым возом проблем. Нефтегазодобывающему управлению «Прикамнефть» предстояло поменять маршрут магистральных нефтепроводов, в том числе и через Каму, да еще построить дамбу в 25 км. Коллективу во главе с новым начальником удалось справиться с поставленными задачами.

http://jubilee.tatneft.ru/upload/jubilee%2Balmet/138.jpgВ начале 1980 года приказом министра нефтяной промышленности Мухаметзянова назначают генеральным директором производственного объединения «Татнефть».

Ставка была более чем высокой. От успехов нефтяной житницы Татарии зависело благополучие не только республики, но и всей страны. И то, что у руля этого крупнейшего предприятия встал волевой, опытный руководитель, было настоящей удачей и для отрасли, и для людей, живущих на этой земле. Объединение год за годом, пятилетка за пятилеткой выполняло и перевыполняло производственные задания.

Но в погоне за «его величеством планом» были допущены и немалые ошибки, особенно по отношению к природе-матушке.

«…Доработались до того, что отравили землю, загрязнили воздух и реки», — с горечью вспоминал Аклим Касимович. Это было, и от этой страницы не отказаться. Правда, и тогда нефтяники предпринимали попытки проведения природоохранных мероприятий.

В начале 1980-х специалисты объединения во главе с генеральным директором и его заместителем Узбеком Саттаровым разработали комплексную программу по экологии, главным направлением которой стала борьба с коррозией металла.

Были найдены технологические решения, продлевавшие срок эксплуатации нефтепроводов. Применение их помогло «убить двух зайцев» — кратно сократить порывы, соответственно и разливы нефти, сэкономить средства на обслуживании оборудования. Это была настоящая победа, и не только технологическая: произошел переворот в мышлении людей. Именно с этого времени «Татнефть» начала активно разрабатывать широкомасштабные экологические программы. А за внедрение эффективного метода борьбы с коррозией Аклим Мухаметзянов и группа нефтяников, ученых были удостоены Государственной премии СССР.

Оглядываясь на 1980-е годы, Аклим Касимович с сожалением вспоминал и то, что повседневная жизнь и быт нефтяников - жителей региона были не такими, каких они заслуживали. Не хватало элементарного: хорошей одежды, продуктов питания. Денег было достаточно, да купить на них было нечего. Слово «достал» прочно вошло в обиход. Мухаметзянов, как мог, пытался изменить ситуацию со снабжением региона. Иногда недели приходилось проводить в Москве, доказывая и выбивая необходимое. Ему принадлежит и идея создания собственных агроцехов «Татнефти». Много копий пришлось сломать Аклиму Касимовичу, чтобы отстоять право нефтяников на производство сельхозпродуктов.

Доказал. Агроцеха не раз выручали население всего региона в самые трудные времена.

«Да, трудностей хватало, — подытоживает Аклим Касимович, — но, по большому счету, именно нефть вдохнула в экономику Татарстана новую жизнь и новые возможности». Навсегда было покончено с бездорожьем, необустроенностью деревень и сел. На географической карте юго-востока республики появились современные города и поселки. Нефть превратила аграрный Татарстан в мощный индустриальный центр с развитой нефтехимической, авиастроительной, автомобильной отраслями промышленности

http://jubilee.tatneft.ru/upload/jubilee%2Balmet/140.jpg.

Аклим Мухаметзянов обладал особым чутьем на людей. Профессионалов замечал за версту. Находил, приводил, приглашал и пестовал их, передавая свой опыт и знания, так что педагогические навыки пригодились. Доверял им, как правило, самые ответственные участки. Сегодня его воспитанников можно встретить повсюду: на промыслах Западной Сибири, в крупнейших нефтяных компаниях России. Не говоря уже о «Татнефти», где практически все ныне работающие начальники НГДУ были назначены на эти посты им.

Начальник НГДУ «Лениногорскнефть» Р.С. Нурмухаметов вспоминает свое назначение: «Для меня это было полной неожиданностью. Руководить крупнейшим предприятием чрезвычайно ответственно, но и почетно одновременно».

От Аклима Касимовича мы узнали, как не хотелось отпускать ему в свое время Шафагата Тахаутдинова из НГДУ «Альметьевнефть» в Лениногорск, куда сватали его на пост первого секретаря горкома партии. «Такие одаренные люди нужны были мне самому», — вспоминал он. Дело дошло до горячих перепалок с первым секретарем обкома КПСС Усмановым. Но пришлось смириться.

«Впрочем, жизнь все расставила по своим местам. Я рад, что «Татнефтью» руководят сегодня достойные люди. Компания по-прежнему сильна кадрами,- убедительно констатировал Аклим Касимович. - И жизнь моя прожита не напрасно. Своему народу, своей стране я отслужил честно».«Мухаметзянов А.К. Биография»

88 лет со дня рождения А.К. Мухаметзянова

14 февраля исполнилось 88 лет со дня рождения бывшего заместителя министра нефтяной промышленности СССР, генерального директора «Татнефти» Аклима Касимовича Мухаметзянова.

Трудовую деятельность этот легендарный человек начал в 1946 году учителем Тимяшевской семилетней школы. Но спустя три года его биография уже неразрывно связана с нефтяной и газовой промышленностью республики и страны. В 1967-1979 годах последовательно руководил нефтегазодобывающими управлениями «Бавлынефть»,«Лениногорскнефть» и «Прикамнефть». В 1980 году А.К. Мухаметзянов возглавил объединение «Татнефть». С его именем связана стабильная работа одного из крупнейших предприятий нефтяной отрасли страны в самые сложные годы для нефтяной отрасли республики. Под его руководством началась разработка нефтяниками Татарстана месторождений Западной Сибири. Он явился инициатором создания в составе промышленных предприятий подсобных сельских хозяйств и внедрения в них передовых технологий. В период его руководства «Татнефть» активно осуществляла практические программы по охране окружающей среды, за что ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1990 году Аклима Мухаметзянова назначили заместителем министра нефтяной промышленности СССР - начальником отдела внешних связей.

Высокая ответственность за порученное дело, честность и порядочность, чуткое и доброе отношение к людям снискали Аклиму Касимовичу большой авторитет и глубокое уважение коллег и всех, с кем сводила его судьба.

Сегодня, вспоминая А.К. Мухаметзянова, мы использовали отрывок из посвященной ему книги, которая открыла раздел корпоративной библиотеки «Биография руководителей ОАО «Татнефть». Как и в жизни, Аклим Касимович стал первым.

(Из последнего интервью А.К. Мухаметзянова)

© Нурия ВАЛЕЕВА, журнал «Нефть и Жизнь», №1(53) 2010 г.

(из воспоминаний воспитателя доу №5 Шакировой)

Жизнь как пример

Нефтяники Татарстана отметили славный юбилей, посвящённый 75-летию начала разработки нефтяных месторождений Татарстана. В связи с эти хочу поделиться своими воспоминаниями, связанными с Аклимом Касымовичем Мухаметзяновым, который вырос по соседству с моей бабушкой Нагимой.

Я часто вместе с бабулей заходила в дом Мухаметзяновых. Бария апа, мама знаменитого нефтяника, делилась с нами секретами домашней выпечки. Это были послевоенные годы, женщины того времени умудрялись из скудных запасов нехитрых продуктов приготовить настоящие яства. Возможно, именно поэтому в семью Мухаметзяновых, проживающих в селе Тимяшево, квартирантом определили московского гостя, которым оказался Валентин Дмитриевич Шашин. Дом Барии апы всегда блистал чистотой и уютом. Её муж погиб на войне, трое сыновей были уже взрослыми. Старший Аклим к тому времени получил профессию педагога и работал в школе. Он был высоким, кудрявым, доброжелательным юношей. Будущий министр нефтяной промышленности стал «сватать» молодого парня в нефтяники и приводил весомый аргумент: «Именно с добычей нефти связано будущее республики». Так, с лёгкой руки московского гостя все братья Мухаметзяновы связали свою жизнь с нефтью.

Я хорошо помню свадьбу Аклима абы (моя бабушка была известной на всю округу мастерицей по выпечке баурсака, поэтому ни одна свадьба не обходилась без её участия). Во время войны в нашу деревню привезли двух сестёр из блокадного Ленинграда, одной из них была Гульчачак апа. Повзрослевшие девушки, улыбчивые и умные, стали желанными невестами для многих парней, но Гульчачак апа выбрала самого статного, грамотного парня – Аклима абы. Надо сказать, что они отлично смотрелись и были хорошей парой. Гульчачак апа преподавала русский язык и литературу. Именно она научила нас бережно относиться не только к книгам, но и к тетрадям. Через два года молодая семья получила собственное жильё в городе, стали жить самостоятельно, но о матери, конечно же, не забывали.

Аклим абы был строгим, но справедливым руководителем. Это подтверждали многие его подчинённые. Так же он относился и к своим детям. Хочу рассказать историю, которую поведал мне его старший сын Ринат Аклимов (имя отца он взял себе в качестве фамилии). Ринат Аклимович окончил Московский архитектурный институт, прекрасно рисовал, внешне был очень похож на своего отца. Однажды, сдав все экзамены на «отлично» он приехал домой на каникулы. Отец лично встречал его у трапа самолёта и, увидев с длинными вьющимися волосами до плеч, ужаснулся: «Сейчас же зайдёшь в парикмахерскую и приведёшь себя в порядок. Мать не должна видеть тебя в таком виде».

Ринат Аклимов вспоминает, что отец постоянно твердил, нужно не только учиться хорошо, но и выглядеть подобающим образом. Ведь судят по внешнему виду, а провожают по уму. Он учил своих детей быть всегда естественными, скромными, говорил, что только так можно заслужить уважение.

- Действительно, уже в зрелом возрасте я понял, что скромность украшает человека, - признался Ринат Аклимов. – чванство и хвастливость я не переносил. Мама всегда поддерживала отца во всех его начинаниях, ведь детство, проведённое в блокадном Ленинграде, где погибли её родители, оставило свой отпечаток.

Аклим Мухаметзянов в жизни был немногословным, но очень чутким и внимательным человеком. Окружающие восхищались, с каким трепетом и любовью он относился к своей супруге.

- Они жили, как в сказке, понимали друг друга с полуслова, полувзгляда, - утверждает Ринат Аклимов. – А после смерти мамы отец сильно сдал, заметно постарел. Папа всю жизнь много работал, а мама уважала его труд, знала, что руководитель должен быть понимающим, внимательным к нуждам людей, всегда быть в гуще народа.

Когда Ринат Аклимов рассказывал о своём отце, в голосе этого уже немолодого мужчины чувствовалось столько тепла и ласки. Он с уважением вспоминал друзей детства своего отца. Многие из них тоже посвятили свою жизнь нефтяной промышленности, пополнили ряды ветеранов труда, которыми по праву гордится НГДУ «Лениногорскнефть». Например, Шамсия апа Умутбаева, которая тоже приехала из Ленинграда. Снимала квартиру у моей бабушки, а её дочь Дилбар играла с нами во дворе. Мы не разговаривали по-русски, а Дилбар не знала татарский язык. Так и учились вместе преодолевать языковой барьер. Выходило очень смешно.

Да, годы летят незаметно, многих людей уже нет рядом с нами, но память о них до сих пор живёт в наших сердцах. Мог ли мечтать скромный деревенский парень из Тимяшево о блестящей карьере в нефтяной промышленности?! Сегодня в село, известное на всю Россию, приезжают сотни туристов. Помню, что в далёком детстве мы катались с горки, расположенной недалеко от знаменитой скважины № 3, носили воду с бьющего из-под земли чистейшего родника. Трудовой путь нефтяника Аклим абы (для меня он всегда был и остаётся любимым абы) начинал оператором по добыче нефти  и газа. Он прошагал не одну сотню километров по окрестным лесам и полям. Во времена первопроходчиков татарской нефти жили скромно: крыши крыты соломой, тюль на окнах висела у единиц, шифоньер в доме был большой редкостью. Сейчас всё по-другому: село украшают благоустроенные коттеджи, в которых живут дети, внуки первых нефтяников. Пусть светлым будет их путь, и ничто не омрачает будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация международного проекта социальной направленности "Обмен поздравительными открытками"

Презентация опыта организации и проведения проекта социальной направленности с детьми старшего дошкольного возраста на международном уровне в рамках изучения английского языка.Возможно при загрузке пр...

Региональный мини проект социальной направленности приуроченный к празднику 4 ноября «День единства и согласия».

Цель – привлечь  интерес дошкольников  к  национальной культуре своей страны и культуре других стран, посредством хореографического искусства.  Сформировать  активное восприят...

Педагогический проект социальной направленности по теме «Мой город»

Методическая разработка социальной направленности по теме: "Мой город"...

Проект социальной направленности «Семья»

Опыт работы учителя-дефектолога МАДОУ детского сада комбинированного вида № 1 «Ласточка» по теме:«Реализация проекта «Семья» в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возра...

Информационно-исследовательский проект "Улицы нашего города"

Информационно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе на тему: "Улицы нащего города"...

Образовательный проект социальной направленности "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"

Помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, содействовать укреплению семейных ...

Исследовательский проект "Улица, на которой я живу"

            В ФГОС ДО подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулиро...