Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Забродина Ирина Павловна

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_donskie_kazaki_starshaya_gruppa.docx171.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением

 для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/

«Донские казаки»

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Забродина

Ирина Павловна

2020 год

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Знакомство детей с историей возникновения казачества.
  • развивать познавательные способности, интерес  и уважение к истории, традициям и обычаям казаков;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • формировать навыки игровой деятельности;

Образовательная   область «Речевое развитие»:

  • Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами и понятиями связанными с предметами быта: прялка, ухват, чугунок, глэчик, макитра
  • Развивать умения выражать ход своих  мыслей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать уважительное отношение к истории  родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать выразительность, чёткость, координации движений; 

Методы и приемы:

Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий;  приём использования ТСО.

Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания.

Игровой метод: организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий.

Предварительная работа:

Рассматривание макета казачьего куреня, разучивание игры «Фуражка казака», пальчиковой гимнастики «Казачья семья». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Воспитатель ( в костюме казачки):

Здорово ночевали!

Дети: Слава Богу!

Вас сегодня приглашаю

В наш уютный курень

На посиделки

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее  располагайтесь.

А о чём мы будем с вами говорить, подскажут строки из стихотворения

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон и о казаках

Слайд 2

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Ответы детей

Слайд 3

Воспитатель: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города. Путешественники называли Дон святым, потому что река богата рыбой и обтекает самые плодородные земли.

Казаки же называли Дон тихим, славным, батюшкой, Доном Ивановичем, кормильцем. Почему Ивановичем, да потому что считалось, что река вытекает из Иван – озера.

Воспитатель: А кто такие казаки?

Дети: Казаки –это вольные, смелые люди. Они были воинами- защищали Родину от захватчиков, другие занимались хозяйством.

Слайд 4

Воспитатель: Верно. Они жили на окраине южных границ России. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками. Когда-то, очень давно, жили на Донской  земле, которую мы сейчас называем своей малой  Родиной, наши далёкие предки. Много кочевых народов пытались обосноваться на берегах Дона, прежде чем на Дону утвердилось казачество. На Дону селились люди не только с Руси но и с других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси. Казаки очень смелые, гордые и находчивые воины. Они охраняли наши границы от врагов. Про них говорят: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Кто пули боится, тот в казаки не годится.

А вы похожи чем-нибудь на казаков? Вы смелые? Находчивые? Дружные? Да ещё и живёте в казачьей станице… Как она, кстати, называется? Ну, тогда вы точно казачата? Предлагаю вам сегодня поиграть в казаков. Хотите?

Игра «Фуражка казака»

Под музыку дети папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты лети, лети фуражка, быстро, быстро по рукам, у кого фуражка будет, тот пословицу расскажет нам». У кого в руках фуражка, тот выходит в середину круга и, рассказывает пословицу о казаках.

1 Казаку конь себя дороже!

2 Казак с конём ночью и днём!

3 Казак без коня – сирота!

4Казак сам голодает, а коня накормит!

5Казак без коня – что солдат без ружья!

6 Где казак – там и слава!

7По казаку Дон плачет!

8 Казачьему роду нет переводу!

9 Степь да воля – казачья доля!

10 Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

11 Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Воспитатель: А выступая в поход, что в первую очередь брали с собой казаки?

Дети: Флаг!

Воспитатель: А какой флаг был у казаков?

Дети: Он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов.

 Слайд 5

Воспитатель: Правильно! Флаг Великого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки, и русские крестьяне. Национальными цветами их были: синий, жёлтый и алый.

Кто может сказать, что означают эти цвета?

 слайд. 6

Дети: Синий – символ донских казаков, жёлтый – символ калмыцких степей, алый – символ русских крестьян.

Воспитатель: Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший…(конь).

Слайд 7

У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:

Казаку конь отец родной и товарищ боевой.

Казаку конь дороже себя.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Физминутка:

 Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

Воспитатель:  Однако казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады. Давайте посмотрим, где и как жили наши с вами предки.

Воспитатель: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Курень.

Слайд 8, 9

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на нашу казачью горницу. Скажите мне, что стоит на самом видном месте.

Дети: Печь.

Воспитатель: Да, это печь. Что же стоит на печи?

Дети стоят вокруг воспитателя и печи.

Рассказывают и показывают (чугунок, глэчик, макитра).

Слайд 10, 11

Воспитатель: А ещё на печи стоит утюг, как вы думаете, почему?

Дети: Раньше не было электричества и утюг грели на печке.

Воспитатель: Да, это верно. А что стоит возле печки?

Дети: Коромысло, ухват.

Воспитатель: Правильно, а для чего они нужны? (Ответы детей)

Казаки  народ весёлый, да ещё и гостеприимный. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков..

Слайд 12

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Вот и я хотела гостей пригласить и угощенье приготовить…да только одной мне не справиться… поможете мне?

Я тут уху задумала сварить …, даже чугунок уже приготовила. Как думаете что ещё нужно? Точно. Надо рыбы наловить. Казаки любят ловить рыбу, не зря же живут у реки Дон.

Есть тут любители рыбной ловли? Предлагаю отправиться на рыбалку. Берем снасть и идем на реку.

Проводится игра «Поймай рыбку» (забрасывают удочки, достают рыбу и называют ее).

Казачка : Вот какие молодцы, такой богатый улов. Здесь и налим, и лещ, и карась, и сазан, и судак. Ой, какие молодцы! Ой, знатная уха будет к празднику

Слайд 13

Воспитатель: а какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили фуражку или папаху, на ногах сапоги. главным украшением казака считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.

Слайд 14

Воспитатель: костюм казачки состоял из юбки и кофты (Парочка) Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Какую прическу носили казачки? Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель: казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством.  Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста. Какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Слайд 15

Дети: с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.

Воспитатель: Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

Пальчиковая гимнастика: «Казачья семья».

На скамейке у плетня (пальчик к щеке)

Собралась вся семья (обнялись)

Погутарить, пошутить (пальчик к губам)

Деток разуму учить (пальчик ко лбу)

Наш дедуля казачок (подкручивают усы)

Смастерил нам сундучок (стучат кулачками)

А бабуля – бабушка (одевают платочек)

Испечёт оладушки (лепят пирожки)

Ботюшка любимый (ладонь к сердцу)

Защитит родимый (руку на колено).

Матушка – хозяюшка (ладони вперёд)

Малым детям нянюшка (гладят соседа по голове)

Колыбель качает (качают ребёнка)

Песню напевает

И конечно пострелёнок (показать на себя)

Озорной ноне ребёнок (грозят пальчиком)

Озорной ягоза (взялись за голову)

Во все стороны глаза (поворачивают головой)

Поседела у плетня (палец к щеке)

Наша дружная семья (разводят руками)

Поиграли, пошутили (загибают пальчики)

Малых деток научили (грозят пальчикам)

Мамку с тятей почитать (загибают пальчики)

Бабу с дедом уважать,

Не грубить, и не злословить,

Доброту не экономить,

Всех прощать,

Уметь любить,

Данным словом дорожить,

Ведь не зря гласит молва (развести руки)

Семья дружбою жива! (пальцы в замок)

Восп: Молодцы казачата! Присаживайтесь.

 Вы очень много знаете о быте, укладе жизни, традициях казаков. Ребята вам понравились наши посиделки?

Дети: Да!

Воспитатель: А, что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Спасибо вам большое вы такие молодцы! За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали. Наши посиделки подошли к концу. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с родным городом для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному городу. Как знакомить детей с родным городом в занимательной форме с использованием художественного слова и музыкально-игровой деятель...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...