Курс«Цветной мир Белогорья»
учебно-методический материал

Бессонова Наталья Николаевна

Считать одной из важнейших задач в сфере культурной политики области сохранение, возрождение и развитие всех видов и жанров традиционной народной культуры края: песенно- музыкального и хореографического фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, ремесел, одежды, устного народного творчества, праздников, обрядов, народной этики и эстетики…

Е.С. Савченко, Губернатор Белгородской области

Культурное и природное наследие каждого народа – это отражение тысяч граней его гения и таинства преемственности, объединяющего все, что создано им на протяжении веков, все, что он воплотит в будущем.

Сохранение этого наследия подтверждает жизнеспособность и творческий дух народа.

Концепция Всемирного наследия ЮНЕСКО

Курс «Цветной мир Белогорья» ориентирован на сохранение «духовного  сокровища, именуемого Родиною» (русский философ И.А. Ильин), на возрождение, изучение, трансляцию и развитие культуры Белгородчины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2konsultatsiya_tsvetnoy_mir_belogorya.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Считать одной из важнейших задач в сфере культурной политики области сохранение, возрождение и развитие всех видов и жанров традиционной народной культуры края: песенно-музыкального и хореографического фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, ремесел, одежды, устного народного творчества, праздников, обрядов, народной этики и эстетики… 

Е.С. Савченко, Губернатор Белгородской области

Культурное и природное наследие каждого народа – это отражение тысяч граней его гения и таинства преемственности, объединяющего все, что создано им на протяжении веков, все, что он воплотит в будущем. 

Сохранение этого наследия подтверждает жизнеспособность и творческий дух народа. 

Концепция Всемирного наследия ЮНЕСКО

Курс «Цветной мир Белогорья» ориентирован на сохранение «духовного  сокровища, именуемого Родиною» (русский философ И.А. Ильин), на возрождение, изучение, трансляцию и развитие культуры Белгородчины.

  • Ведущая позиция, определяющая принципы проектирования содержательных линий программы, – методологическая установка, отстаивающая самоценность искусства, в целом, культуры родного края как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир своего региона и себя самого в этом мире.
  • Цель программы: обеспечение художественно-эстетического развития детей 3 – 8 лет на основе художественных традиций Белгородчины с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.
  • Задачи программы: 
  • содействовать развитию любознательности и познавательной мотивации на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного: живописи, графики, декоративно-прикладного творчества, архитектуры, дизайна), мира природы Белогорья;
  • способствовать раскрытию природы видов и жанров искусства Белогорья как результата творческой деятельности человека; 
  • содействовать формированию эстетического и бережного отношения к художественным традициям родного края как отражению жизни своего народа во всем ее многообразии, к окружающей действительности и, в целом, к самому себе как части мироздания;
  • развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс на основе познавательно-исследовательской, проектной деятельности.
  • поддерживать стремление детей к знакомству с деятельностью художника, архитектора, народного мастера на трех уровнях освоения «восприятие-исполнительство-творчество».
  • обогащать художественный опыт детей на основе освоения «языка искусства, культуры» Белогорья; 
  • вызывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо своей малой Родины;
  • способствовать формированию общей культуры (зрителя, слушателя и т.д.) личности детей на основе духовных и нравственных ценностей художественной культуры, как части ее искусства Белогорья.

Занятия должны выстраиваться с учетом региональных особенностей бытования и развития художественной культуры Белогорья.

В содержательном разделе парциальной программы выделено 6 самостоятельных модулей:

  • Модуль 1 «Я и мой мир»

(роль дома в жизни человека, народа и общества. Дом, семья, мое окружение… в системе духовно-нравственных ценностей;

  • Модуль 2 «Животный мир».
  • Модуль 3 «Растительный мир»

(формирование экологической культуры через восприятие, эстетическую отзывчивость, бережное отношение к живой природе).

  • Модуль 4 «Неживая природа»

(формирование экологической культуры; восприятие, отзывчивость; вторичность сырья: что можно сделать..)

  • Модуль 5 «Ремесла»

(святость как категория духовной жизни человека и общества…святыни Белогорья; основные виды; мастера, образ мастера; памятники Белогорья как запечатленная история края: скульптура; живопись, архитектура; культурно-исторический ландшафт…; дизайн как один из показателей культурного уровня взаимодействия человека со средой)

  • Модуль 6 «Праздники и традиции /Знаменитые люди»

(традиции как основа культуры региона и отражение опыта народа; особенности труда и быта  жителей родного края;

просветительская и образовательная функции музеев и галерей…).

Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия. 

Накопление художественно-творческого опыта дошкольников происходит в процессе изучения и освоения различных видов изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности, освоения основ рисунка, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения с натуры, по памяти и воображению (натюрморта, пейзажа, человека, животных, растений и др.); овладения основами художественной грамоты (композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой и др.).

Большой интерес у детей всегда вызывает информация по истории и культуре своей Родины (в том числе и своего края, населенного пункта). При знакомстве с этой информацией обращается внимание на роль природных условий, способствующих формированию характера традиционной культуры народов Белогорья (пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма и т.д.); взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (устным поэтическим фольклором) и др.

В процессе бесед и выполнения художественно-творческих заданий осуществляется воспитание любви к природе родного края и своего Отечества, воспетых в произведениях художников, поэтов, музыкантов, народных мастеров, развивается внимание и способность чувствовать красоту цвета, его оттенков, их роль в создании настроения человека.

Развитие эмоционально-ценностного отношения дошкольников к произведениям искусства осуществляется в процессе восприятия и эмоциональной оценки шедевров белгородского искусства.

В соответствии с основными содержательными линиями федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, обратить его внимание на то, что занятия – это вовсе не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка его к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Занятие будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- опора на познавательную активность, социальный опыт детей;

- работа с детьми в режиме полилога, с опорой на интерактивные технологии, формы и методы обучения, игровую деятельность;

- создание комфортного психологического климата в группе;

- учет сущностных характеристик ФГОС ДО, реализация стратегии и тактики их внедрения;

- качественное методическое обеспечение образовательного процесса по изобразительной деятельности (художественному творчеству).

        В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, патриотизма, происходит усвоение основных моральных норм, принятых в семье, обществе. В это же время возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, познавательной), а также   возникает самостоятельная игровая деятельность.

Большая роль в проведении различных видов занятий отводится созданию в них игровых ситуаций. Игра способствует установлению доверительного общения педагога с детьми, возвышает детей и их родителей до «соавторов образовательного процесса». Игровые формы организации образовательного процесса благоприятствуют свободному выражению детьми их интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и волевых качеств. Организации общения и взаимодействия взрослого и детей способствуют игровые персонажи – куклы Белогор и Белогорочка. Эти персонажи выполняют роль внешней формы проявления самосознания дошкольника: ребенок разговаривает с куклами, которые отвечают на вопросы воспитателя, разговаривают между собой.

Белогор и Белогорочка предлагают детям проблемные ситуации, требуют от ребенка контекстного речевого высказывания в связи с возникшей ситуацией, меняют позицию дошкольников, превращая его в «знатока».

В образовательной программе «Цветной мир Белогорья» большая роль отводится познавательно-исследовательской деятельности детей, которая рассматривается как форма их активности, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных и региональных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В познавательно-исследовательской деятельности следует выделить следующие формы образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты и самостоятельную деятельность детей.

К непосредственно образовательной деятельности относятся: сюжетно-ролевая игра; рассматривание; наблюдение; чтение; игра-экспериментирование; развивающая игра; экскурсия; интегративная деятельность; конструирование; исследовательская деятельность; рассказ; беседа; создание коллекций; проектная деятельность; экспериментирование; проблемная ситуация.

Режимные моменты выстраиваются на: рассматривании; наблюдении; чтении; игре-экспериментировании; развивающей игре; ситуативном разговоре с детьми; экскурсии; интегративной деятельности (полихудожественном подходе); конструировании; исследовательской деятельности; рассказе; беседе; создании коллекций; проектной деятельности; экспериментировании; проблемной ситуации.

Самостоятельная деятельность детей предполагает познавательно-исследовательскую деятельность по инициативе ребенка.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, основывающихся на определенных ориентировочных действиях, опробования возможностей любого нового художественного материала.

Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, об истории и культуре своего края, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, традициях своего народа.

Следует также иметь ввиду, что для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, факт и др., вызывающие интерес дошкольников и позволяющие поставить вопрос и, благодаря ему, обозначить проблему исследования.

Такими отправными моментами могут быть:

- реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, времена года, листопад, падающий снег, вьюга с метелью, громкий дождь, гроза, радуга, звездопад и др.), общественные события (например, предстоящий Новый год, Рождество, о которых все говорят и к которым готовятся; День Защитника Отечества, другие светские и православные праздники, которые характеризуются яркой палитрой средств художественной выразительности каждого их действа и др.);

- специально «смоделированные» воспитателем (педагогом): внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес, а также связанную с ним исследовательскую активность («Что это такое? Из чего это сделано? Что с этим делать? Как это действует? Кому можно это предложить?»);

- воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель напоминает детям, либо опирается на их социальный опыт;

- стимулом к исследованию могут стать также события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, либо один предмет, изделие, вещь-образ, но очень интересный по форме, конструкции, цветовому сочетанию и пр., и все вслед за ним увлеклись этим и на следующие занятия стали приносить тоже предметы, изделия и т.д.).

При этом рекомендуется использовать разные формы работы с детьми: групповую, подгрупповую или индивидуальную. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Основными составляющими процесса организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников могут выступать: сама исследовательская деятельность; педагог как инициатор (организатор) деятельности; ребенок как субъект ее организации.

Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности носят специфический характер. Так, например, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала; в 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать более значительное место; в 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу можно добавлять простейшие элементы нормативно-знакового материала; в 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

В младшем дошкольном возрасте решение задач познавательно-исследовательского характера могут реализовываться через вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические варианты художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных материалов и техник (смешанных техник)).

В старшем дошкольном возрасте задачи исследовательской деятельности должны быть направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, на ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Эффективность деятельности образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей определяется также и многообразными формами его взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами (учреждения культуры, образования). Подобная интеграция позволяет выстроить целостную систему «ДОУ – семья - социум» в реализации педагогического воздействия на дошкольников.

В качестве форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблемам художественно-эстетического развития ребенка на основе изучения и освоения культурных традиций Белогорья могут выступать: информационно-аналитические (анкетирование, опрос, интервью, беседа); познавательные (практикумы, дискуссии, круглые столы, мастер-классы, педагогический совет с участием родителей, педагогическая лаборатория, аукцион, вечера вопросов и ответов, родительский тренинг, семейная гостиная, Клубы для родителей, Дни добрых дел, День открытых дверей, ознакомительные дни, открытые занятия, ролевые и деловые игры); досуговые (праздники, утренники, мероприятия: концерты, выставки, конкурсы, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии) и др.

Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и учреждений культуры может успешно выстраиваться на основе краеведческого материала, возможностей музейной педагогики. Такое взаимодействие усиливает информационные ресурсы познания культурного наследия, давая ребенку картину среды обитания; дополняет информационное поле ознакомления с культурой, искусством, традициями, развивает творческие способности детей в плане адаптации в социуме.

Для эффективности проведения образовательного процесса необходимо иметь в наличии:

  1. Технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр).
  2. Подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями (народные песни Белогорья).
  3. Слайды с репродукциями картин (иллюстрации) белгородских художников.
  4. Альбомы художественных произведений родного края.
  5. Художественная литература с иллюстрациями.
  6. Изделия народных мастеров Белогорья.
  7. Скульптуры малых форм (фотографии).
  8. Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции растений.
  9. Фотографии, отображающие храмовое зодчество Белогорья.
  10.  Слайды, фотографии с изображением мира природы родного края.
  11. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки).
  12. Природный, бросовый материал.

Методическое сопровождение программы

Планирование образовательной деятельности по парциальной программе художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья!»: парциальная программа/ Л.В. Серых, С.И. Линник-Ботова, А.Б. Богун, Н.В. Косова, Н.В. Яковлева - Белгород: типография ООО «Графит», 2017 г., 240 стр.

Родное слово – основа всякого  умственного развития и сокровищница  всех знаний.
К.Д. Ушинский

 На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

 Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки Национальной  культуры.

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому  дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Воздействие фольклора на умственное и эстетическое развитие ребёнка общеизвестно. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Жанры детского фольклора: Колыбельные песни Потешки Заклички Считалки Дразнилки Прибаутки Частушки Пестушки Колядки Веснянки игры

 Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

 Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.

 Во время умывания, причёсывания детей знакомим с такими потешками, как « Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

 Когда дети взрослеют, нужно подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними  ставить задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учатся двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком идёт речь.

 С детьми можно разучить и обыграть такие потешки, как « Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».

С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям  прочитать следующие произведения, русские народные сказки: « Колобок», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок — чёрный бочок, белое копытце».

Сказки для старших: «Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль».

 Весёлые сценки настольного, кукольного театра, театра Петрушки, первые сказки, не только радуют, забавляют малышей, но и помогают организовывать их поведение, расширяют кругозор, воздействуют на чувства, развивают речь и память, формируют отношения к окружающему миру.

 После прочтения художественных произведений дети узнают, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнают, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивать нерях, воспитывать такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

 Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации.

 На каждом занятии необходимо предлагать детям пословицы, поговорки, чистоговорки , скороговорки, это обогащает речь детей народными поэтическими оборотами («зимушка-зима», «рассыплюся яблонькой», « Ванечка- дружок» и др.), расширяет словарный запас («коромысел, сенички, припевки» и другое). Ведь слово «язык» в Древней Руси означает «народ».

 Игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.

 Одним из важнейших и ведущих методов считаю – игровой метод. Ведь игра соответствует природе ребёнка: играя, ребёнок познаёт новые образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию. Ещё В. Сухомлинский говорил: что «Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

В работе использую следующие игры:

 — игры, возникающие по инициативе ребёнка (самодеятельные игры);

 — игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

 — игры, идущие от исторически сложившихся традиций – народные игры, которые возникают по инициативе взрослого, так и детей (более старшего возраста).

 Игра несёт в себе различную функциональную нагрузку:

 — познавательную;

 — физического развития личности;

 — импровизационно-творческую;

 — организационно-деятельную.

 Сравнивая уровень развития детей, можно заметить, что, играя, они быстрее развиваются умственно, физически. Игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребёнка к миру театра. Так же игра помогает создать атмосферу эмоционального тепла, снять закомплексованность детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребёнка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребёнок не боится сделать ошибку, высказать свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

 Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества повышает интерес к народному фольклору и национальным традициям, способствует установлению взаимосвязи между творческим знанием национальной культуры «вживанием» в неё, а также помогает найти правильный подход к каждому ребёнку, обеспечивая радостное «проживание» в детском саду и установить между нами доверительное отношение.

 Благодаря высокой действительности эмоционально — образного начала народных сказок, рассказов и стихов для детей, в процессе приобщения к ним, у ребёнка воспитываются высокие нравственные чувства, формируется переживание, уверенность в победе доброго начала, что служит ему защитой и направляет развитие по позитивному пути.(Приложение №2)

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно про неё загадать, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие с загадки. В работе с детьми я использовала загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.

 На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

 Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)

 На занятиях познавательного цикла, через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Дети получают богатый познавательный опыт о традициях и культуре русского народа, а каждодневное звучание пословиц, поговорок, загадок, сказок и т. д. даёт толчок в развитии их речевого творчества

В качестве дидактического материала  используются на занятии произведения народного декоративно-прикладного искусства, что оказывает большую помощь при обучении их декоративному рисованию. Дети более красочно, ярко подбирают цвета для своих узоров, используя элементы народных росписей. Рассматривание народных игрушек, сувениров (хохлома, городец, жостово, старооскольская игрушка) облегчает детям овладение формой в лепке, изобразительной деятельности. В детских рисунках проявляется художественный вкус и остроумная догадка, умелое подражание, а подчас и прямая находка форм, комбинаций материала, яркий колорит, сочетание красок. Искусство народных мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развить у детей художественный вкус, интерес к предметам быта, народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

 С большим успехом  проходят народные праздники, календарные и обрядовые. Детям нравится приходить в празднично оформленный зал, воссоздающий обстановку избы. Печь – барыня, самовар – дружище, деревянные лавки, самотканые половики, занавески, рушники и народные платки, деревянная расписная посуда мебель создают тепло и уют. Дети и взрослые в национальных костюмах.

 На праздники обязательно приглашать родителей, которые всегда активно помогут в подготовке праздников: поют, пляшут, играют вместе с ребятами, соревнуются. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев: Емелю, царя Гороха и царевну Несмеяну, Черта, озорную Бабу-Ягу и т.д.

 Здесь удаль, и размах, весёлые подвижные игры, пляски, хороводы и другое. Русский праздник всегда хлебосольный. Детям нравятся вкусные пироги, плюшки, блины, караваи, приготовленные нашими поварами или родителями. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ, знакомятся с русскими традициями, приобщаются к народной культуре. Дети с удовольствием зазывают Весну, закликают птиц, встречают Масленицу, провожают Зиму, ходить со «звездой» — славить Христа и поздравлять хозяев колядной песней. Такие праздники надолго остаются в памяти детей, потом эти события отражают в своих рисунках, поделках, играх.

Хочется отметить, что и песни и народные игры дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню» — малыши поют песню с движениями, соответственно тексту, ритму, а постарше ребята, аккомпанируют себе на шумовых инструментах, обыгрывают текст песни в сценке. Незатейливые музыкальные инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают, обретают свой голос, а также способствуют музыкальному развитию, формируют интерес к народному искусству, развивают чувство темпа, ритма, моторику, пластику, координацию движений.

 Если ребенок родился и рос,

 На родной стороне, среди русских берез,

 Слышал русские песни, колядки справлял,

 С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

 Был воспитан в труде, милосердье, добре,

 В уважении к старшим, родным и Земле,

 Эту заповедь предков в душе сбережет,

 Только радость и счастье с собой принесет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему:"Родное Белогорье" для детей подготовительной группы детского сада

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Итоговая образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему:"Родное Белогорье" для детей подготовительной группы детского сада

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

"Небесный покровитель Белогорья"

Беседа о Святителе Иосафе Белгородском. Старший дошкольный возраст....

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Природа Белогорья

конспект нод...

Конспект образовательной деятельности "Знатоки Белогорья"

Целью викторины "Знатоки Белогорья" является воспитание патриотических чувств у детей, обогащение представлений о родной стране, о городе Белгород, его достопримечательностях, используя новые методы о...

Современные формы взаимодействия с родителями как условие успешной реализации региональной парциальной программы по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья!».

В данной статье речь идёт о внедрении в образовательное учреждение региональной парциальной программы по познавательному развитию "Здравствуй, мир Белогорья!"...