Занятие "Путешествие по Кузбассу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аверина Татьяна Владиславовна

Непосредственно образовательная деятельность представлена в форме занимательного дела из цикла игр – путешествий по Кузбассу для детей подготовительной группы.

Цель: формирование представлений о природных богатствах родного края.

 

Задачи:

· Образовательная: закреплять и расширять представления детей о родном крае (растительный и животный мир, природные объекты: горы, реки, тайга, пещера, полезные ископаемые: уголь);

· Развивающая:развивать воображение, мышление, любознательность;

· Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свою малую родину, интерес и любовь к родному краю, его достопримечательностям;

воспитывать сплоченность в коллективе, умение действовать согласованно, сообща.

 

Задачи определены в соответствии с ФГОС ДО через интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

 

Методы и приемы:

· постановка проблемы: занятие начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни: Есть ли в Кузбассе богатства? Что это за богатство, которым так гордимся мы, Кузбассовцы?;

· проблемная ситуация, обозначенная Лесовичком «В тайге все перепуталось… Что же делать?»;

· самостоятельная поисковая деятельность (работа с перфокартами «Где используется уголь»);

· игровые методы и приемы на протяжении всего путешествия способствуют активной познавательной и увлеченной деятельности;

· в качестве словесного метода используются тематические беседы на протяжении всего путешествия;

· мотивация (герои, подарки – напоминания);

· прием погружения (мысленное посещение тайги);

· динамические паузы (полет на вертолете), которые способствуют переключению мотивационной установки, развитию воображения, снятию эмоционального напряжения;

· в качестве наглядного метода - ИКТ технологии, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия и дидактическое пособие «Кубики», которое может использоваться, как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности.

 

В заключительной части - рефлексия.

Результатом этого занятия - решение проблемы, поставленной в начале.

Закреплению правильности выдвинутых детьми предположений - видеоролик «Гордость Кузбасса».

Игра - путешествие – это совместное творчество детей и педагога, в ходе которого решаются все поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по Кузбассу

Организационный момент: у входа в зал детей поджидает путешественник (воспитатель).

Здравствуйте, юные путешественники! Откуда путь держите?

Ребята, я много путешествую по разным странам и узнала, что в Кемеровской области есть богатства, которые прославили ее не только на всю Россию, но и на весь мир?

Как вы думаете, что же это за богатства?

А может, вы знаете, где они находятся?

Отлично! А чтобы проверить правильность ваших предположений и найти эти богатства, предлагаю вам отправиться в путешествие по удивительным местам нашего края.

Вы готовы?

Ребята, смотрите, нас ждет вертолет! Вы согласны полететь на нем?

Как вы думаете, почему нам будет удобно путешествовать именно на вертолете? (Кузбасс очень большой, а времени у нас – мало, летит быстро, не нужна большая площадь для взлета и посадки)

Тогда, в путь! (полет по залу сопровождается словами и имитацией)

Вот на вертолет мы сели

И тихонечко взлетели.

Поднялись на небеса.

Там такие чудеса!

Полетели! Полетели!

Вниз взглянули, удивились

И тихонько приземлились…

Основная часть:

1.        Угольный разрез (на мультимедийном экране - фотография разреза, перед ним оформлена экспозиция).

Ребята, вот наша первая остановка. Как вы думаете, где мы находимся?

Правильно! Мы на площадке угольного разреза, где добывают уголь. Посмотрите, нас кто – то встречает! Да это же, хозяин Угольного царства – Уголек!

Здравствуй, Уголек!

Уголек спрашивает, зачем нужен уголь,  чем он полезен?

Правильно, ребята, наш уголь очень ценный! А где он применяется еще, вы узнаете сами (работа с перфокартами).

Совершенно верно, углем обогревают дома,  он нужен  для  электроэнергии и чтобы расплавить металл. Еще уголь применяется при изготовлении лекарств,  асфальтировании дорог,  для удобрений. С его помощью можно рисовать, из него получают краски, лаки, и даже косметику (сопровождается слайдами).

Вот такой наш Уголек! Он прославил наш чудесный край! Неслучайно нашу Кемеровскую область называют Кузбассом, так как здесь залегает целый бассейн каменного угля. Уголь – главное богатство Кузбасса,  его используют во многих странах мира!

Молодцы, ребята! На память Уголек дарит вам подарки: сказку «Почему уголь называют «Черное золото» и частичку себя (уголек).

2.        Тайга (на мультимедийном экране - фотография тайги, магнитная доска).

А мы продолжаем наше путешествие.

Полетели! Полетели! (имитация полета по залу)

Вниз взглянули! Ребята, мы летим над лесом. Посмотрите, как много деревьев. Я вижу сосны.

А какие деревья видите вы?

А вон, смотрите, медведь лакомится малиной. А вон кто – то прыгает. Кто же это?

Ребята, как вы думаете, как называется самый большой лес на земле, который тянется на многие километры?

Конечно, его называют тайга.

Юные  путешественники, кто из вас был в тайге?

Будем приземляться? (усаживаются на ковер)

Прием погружения: попробуем мысленно посетить тайгу. Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье…

Ребята, посмотрите, мы с вами в настоящей тайге. Нас встречает  хозяин тайги – Лесовичок.

Привет, Лесовичок!

Вам не кажется, что он грустный?

Что же могло случиться?

Конечно, посмотрите, в тайге все перепуталось! Что мы можем сделать? (работа с дидактическим пособием)

Молодцы, вы помогли Лесовичку! А чтобы вы запомнили, что тайга – это тоже богатство нашего края, Лесовичок дарит подарки (сосновые шишки).

3.  Река (на мультимедийном экране - фотография реки, перед ним – задрапированная ширма, ведерко с удочкой).

Ребята! Слышите, что - то шумит (прислушиваются)? Что это может быть (звук воды)? Мне кажется, где - то близко вода…

Пойдемте, посмотрим. А вот и тропинка. Куда она нас приведет? (идут по воображаемой тропинке, беседуя) В нашем крае много рек.

А какие реки вы знаете? (Кия, Яя, Иня, Чумыш)

Мы с вами пришли к самой большой реке Кузбасса. Как она называется? Правильно, Томь!

Посмотрите, нас встречает сам хозяин реки – Водяной!

Он говорит, что в наших реках водится много рыбы. Кто знает, какой?

Игровое упражнение «Ловись, рыбка!» (дети разбиваются по парам и  ловят рыбу, воспитатель загадывает про нее загадку, дети отгадывают название рыбы)

Он в колючках, словно еж,

В воде живет колючий… ерш

Рыбка золотая,

Весело играя,

Блещет чешуей,

Носит зеркальце с собой?  карп

Я скажу, не хвастая:

Рыба я зубастая.

Тот, кто по реке плывет

Мне на зубы попадет… щука

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно… сом

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Ты монетки те не крась.

Ведь хозяин их …карась

Какие вы молодцы! Всех рыб знаете. Давайте их отпустим в реку, пусть плывут к себе домой.

А хозяин реки Водяной для вас тоже приготовил подарок, чтобы мы запомнили: одно из богатств Кузбасса – реки! (открытка с изображением реки)

3.  Горы (на мультимедийном экране - фотография гор, следы снежного человека).

А мы продолжаем наше путешествие.

Вот на вертолет мы сели

И тихонечко взлетели.

Поднялись на небеса.

Там такие чудеса!

Полетели! Полетели!

Вниз взглянули, удивились

И тихонько приземлились…

Ребята, куда же мы прилетели?

Это самые высокие горы нашего края - Кузнецкий Алатау. На вершинах гор лежат ледники. Горы наши так чудесны, красивы, имеют пологие склоны, мягкий и в то же время скользкий снег, что покататься на них приезжают туристы из разных стран. Здесь построены горнолыжные курорты.

Хотите прокатиться с горы? (Имитация ходьбы на лыжах)

Здесь следы… Да какие огромные… Чьи, как вы думаете? (идут по следам)

Ребята, куда нас следы привели?

Перед нами пещера! Как вы думаете, кто здесь может жить?

Эта пещера в Кузбассе называется Азасская.  

По преданиям, это место обитания Снежного человека Йети. При приближении людей Йети прячется в глубине пещеры и кроме гор он нигде не был.

Посмотрите, Снежный человек нам что - то оставил… (разглядывают кубики).

Как вы думаете, какие изображения можно из них собрать?

Правильно, это карта, флаг и герб Кузбасса. Их вы сможете собрать в группе сами, когда наше путешествие закончится.

Заключительный этап:

1.        Рефлексия:

Ребята, вспомним, где мы сегодня были?

Что нового узнали?

Какие нашли богатства?

Какие вы молодцы, ребята!  Все правильно!

2.        Итог:

Мы любим Кузбасс! Мы гордимся Кузбассом! (Клип «Гордость Кузбасса»)

Ну вот, и закончилось наше увлекательное путешествие. Вам ещё многое предстоит узнать о Кузбассе, но об этом - в следующих путешествиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголь-черное золото Кузбасса

Реализация представленного   конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля....

Проект «Красная книга Кузбасса»

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области. Основными причинами исчезновения многих видов животных является нерациональная, а, поро...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Игра "Путешествие по родному "Кузбассу" к 300 летию Кузбассу

В 2021 г наш родной регион Кузбасс празднует 300-летие обобразования .В рамках ознакомления дошкольников с родным краем,провели вместе с детьми  игру   " Путешествие по родному &qu...

Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/

Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/...