Проект по краеведению. "Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!" (3-7 лет)
методическая разработка

Михеева Наталья Владимировна

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Цель проекта: Формировать у дошкольников патриотические установки и чувства к своей семье, городу, природе и культуре с учетом исторических и природных особенностей страны происхождения. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной земли, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kraevedenie.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по краеведению

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!»

Актуальность: Среди наиболее острых проблем дошкольного образования - проблема формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, страны происхождения, воспитанию основ гражданственности. . Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей жизненного опыта человека, поэтому оно должно стать важной составляющей первого этапа образования - дошкольного образования.

Дошкольный возраст, как период формирования основ личности, имеет потенциал для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданской совести. Основой воспитания гражданских чувств у дошкольников является накопление детьми социального опыта жизни в стране, где они родились, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к его истории и культуре, формирование положительного отношения к прошлому и настоящему своей страны, своей Родины.

Наряду с другими элементами правомерно включение в содержание воспитания патриота таких элементов, как любовь к Родине, к местам, где родился, знание истории, культуры и традиций малой родины, проявление познавательного интереса к знанию этого. В то же время географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступным способом для дошкольников развить позитивное отношение к своей малой родине, развить интерес к различным сторонам жизни. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: Формировать у дошкольников патриотические установки и чувства к своей семье, городу, природе и культуре с учетом исторических и природных особенностей страны происхождения. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной земли, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Формирование нравственных качеств личности у дошкольников через приобщение к родному городу.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родной земли, чувство гордости за свою малую Родину.

Формирование основ экологической культуры, отношения человека ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Воспитание в ребенке любви и привязанности к его семье, своему дому, краю, где он родился.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям.

Воспитание уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание в дошкольниках чувства уважения и заботы о защитниках Отечества.

Обучение здоровому образу жизни.

Участники:

Дети от 3 до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.

Направления:

3-4 года -  «Вместе, дружная семья» (семья, детский сад).

4-5 лет - «Эта улица, этот дом»

5-6 лет - природно-климатические

6-7 лет - культурно-исторический

Принципы реализации проекта:

Доступность. Принцип доступности подразумевает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития и подготовки детей.

Непрерывность. На современном этапе образование призвано вызывать у подрастающего поколения постоянный интерес к постоянному пополнению интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научный характер. На основании сведений об истории и культуре Родины.

Системность. Принцип системного подхода, заключающийся в анализе взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования у ребенка представлений о патриотических чувствах в разных видах деятельности и эффективного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культурное соответствие. Этот принцип строит содержание программы как последовательную ассимиляцию и развитие на этой основе ценностных ориентиров.

Ожидаемые результаты:

• Расширение знаний детей по краеведению, рост интереса к русским традициям, традициям своей семьи.

• Воспитать любовь и чувство гордости за малую Родину, уважение родного города, края.

• Развитие познавательной активности дошкольников, исследовательских навыков и умений, навыков проектной деятельности.

• Повышение активной гражданственности семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.

Рост профессионального мастерства педагогов в воспитании дошкольников.

ОПИСАНИЕ  МЕХАНИЗМА  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

Этапы

Мероприятия

Сроки

выполнения

Подготовительный

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
  • Составление плана работы по реализации проекта
  • Определить уровень знаний, навыков у детей.
  • Разработка календарно-тематического планирования по краеведению для старших, подготовительных групп.
  • Анкетирование родителей
  • Анкетирование педагогов

Август-декабрь

Основной

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Работа с педагогами

Задачи: 

Актуализировать краеведческие знания педагогов.

Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.

Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

  • Разработка и внедрение краткосрочных проектов
  • Семинар «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
  • Консультация «Уголки краеведения в группах»
  • Деловая игра «Знатоки Ковылкино»

Работа с детьми 

  • Оформление дидактических игр по краеведению
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
  • Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Мордовского  края”
  • Экскурсии и виртуальные экскурсии по городу
  • Разучивание стихов, песен о Мордовии, Ковылкино
  • Изготовление мини – музея «Русская изба»
  • Народные праздники

Работа с родителями: 

Задачи: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа

  • Анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
  • Родительское собрание «Уроки патриотического воспитания»
  • Конкурсы : «Герб семьи», «Кукла в национальном костюме»,  «Фотографии красивых уголков мордовского края» Конкурс плакатов «Защитники Отечества
  • Оформление портфолио «Традиции моей семьи»
  • Оформление стенда «Древо своей семьи».
  • Ярмарка
  • День Матери
  • Досуг «Мой – папа».
  • День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

В течение года

Февраль

Март

Октябрь

В течение года

Январь

Февраль

В течение года

Апрель

Май

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель- май

Итоговый

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

1. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

2. Определение перспективы развития опыта.

3. Описание опыта педагогической деятельности

Сентябрь

Планирование

II младшая группа (3–4 года)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»

Проект (рисование) «Портрет семьи»

Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели.

Январь

Проект «Мой родной город».

Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

Проект «помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Июнь

Природоохраня-емая акция «Посади цветок»

Экскурсия в парк

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» – знакомство животным миром Мордовии.

Беседа «Ковылкино – моя родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Рассматривание фотоальбома «Город Ковылкино» здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Прохождение экологической тропы – природа г. Ковылкино

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Проект (рисование) «Построим большой дом».

Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота, подъем!»

Февраль

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах Мордовии.

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март

«Наша мама лучше всех».

«Город. Транспорт. Пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Ковылкино.

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Знакомство детей с флагом России и Мордовии.

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к памятнику Погибшим воинам.  

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Июль

Экскурсия к памятнику С.Т. Ковылкина

Проект (рисования) «Мой детский сад».

Досуг «Преодоление препятствий».

Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Ковылкино».

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

Оборудование уголков в группе по краеведению

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:
  • «Моя семья»
  • «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.

  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:
  • «Моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
  • Фотоальбомы:
  • «Природа родного края», «Птицы родного края», «Животные родного края»
  • «Культурные центры нашей республики» и т.д.
  • Фотоальбом о столице нашей Родины  - Москве
  • Фотоальбомы из ближайшего окружения:
  • «Моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
  • Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, района:
  • «Ковылкино героический»
  • «Ковылкино спортивный»
  • «Мой город детям»
  • «Природа родного края»
  • «Промышленность нашего района»
  • «Культурные центры нашего района» и т.д.
  • Фотоальбом о столице нашей Родины  - Москве
  • Фотоальбомы о природе России
  • Фотоальбомы о центральных городах    России и их достопримечательностях
  • Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д.

  • Портрет президента России, Главы Республики
  • Портрет президента России, Главы Республики
  • Символика родного города (Флаг, герб)
  • Символика родного города, республики  (Флаг, герб)
  • Символика России (Флаг, герб, гимн)
  • Символика родного города, республики  (Флаг, герб)
  • Символика России (Флаг, герб, гимн)
  • Символика города Москвы (Флаг, герб)
  • План участка
  • Карта Мордовии
  • Карта Мордовии
  • Карта России
  • Карта мира, глобус
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
  • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

КВН «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Для детей  старшей и подготовительной к школе групп и их родителей.Цель:  воспитывать патриотические и гражданские чувства детей, побуждать любознательность    к истории город...

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».

Цель: дать детям представление о родном городе, о республике  Татарстан, о России; познакомить с географической картой, с глобусом.Развивать внимание, память, воображение, познавательный  ин...

Технологические карты по программе "Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь" для старшей группы.

В материале представлены технологические карты занятий по краеведению....

Статья Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!

Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!...

Проект «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №465» городского округа Самара    Долгосрочный проектТема:Проект «Посмотри, к...

Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Проект«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»...