Проект "Вот он хлебушко душистый!", средняя группа (2021г)
проект (средняя группа)

Бебенина Ольга Павловна

                                                                                                                                                   

      Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Работая с малышами, следует начинать с воспитания нравственности, духовности и гражданственности, что невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.  Помочь малышам  познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы:

  -активно формируются основы мировоззрения ребенка и эмоциональная сфера:

его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей экологической грамотности, социальной активности.       

 - у ребенка происходит интенсивное социально-коммуникативное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и

сверстниками.

        Знакомство детей с родным краем с раннего возраста  формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Отбор соответствующего материала (региональный компонент) позволяет формировать у малышей  представление о том, чем славен родной край.  Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

   Наш Оренбургский край славится, прежде всего, хлебом! Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода.

   По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.

     Формированию фундаментальных представлений у малышей о ценности хлеба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Вот он хлебушко душистый!»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

          п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

     ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             В средней  группе «Звездочки»

                             ТЕМА:  «Вот он, хлебушко душистый!»

                                Реализация направления 

           «Региональный компонент   образовательной программы в ДОУ»

           ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ОБЛАСТЬ (познавательное развитие)

Вот он хлебушек душистый реферат

                                                                      Выполнила:  Воспитатель

                                                                                                Первой  квалификационной

                                                                                                категории:                      

                                                                                                          Бебенина Ольга Павловна.

                                                           Энергетик 2019г

                             

                                      Содержание проекта

    №

                                    Разделы

 Стр.

 Паспорт проекта

   2

     1.1

 Актуальность проекта

  3

     1.2

 Цель и задачи проекта

  4

     1.3

 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе

 реализации     проекта

  4

     1.4

Целевые ориентиры

  5

     1.5

Результаты проекта

  5

     1.6

Ресурсы проекта

   6

     1.7

Средства реализации

   6

     1.8

Этапы проекта

   6

      1.9

Формы подведения итогов реализации проекта

   8

Список используемой литературы

   8

 Приложение

    9

 

                                                                               

                                  Тип проекта: информационно – познавательный.

  1.   Актуальность проекта.

      Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Работая с малышами, следует начинать с воспитания нравственности, духовности и гражданственности, что невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.  Помочь малышам  познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. 

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы:

  -активно формируются основы мировоззрения ребенка и эмоциональная сфера : его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей экологической грамотности, социальной активности.        

 - у ребенка происходит интенсивное социально-коммуникативное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, хлебу, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения в обществе людей, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

        Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.  Знакомство детей с родным краем с раннего возраста  формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Наш Оренбургский край славится, прежде всего, хлебом! Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода.

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Формированию фундаментальных представлений у малышей о ценности хлеба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Вот он хлебушко душистый!»

   

              Сроки реализации: краткосрочный проект – 1 неделя.

              Участники проекта: Воспитатель группы,  родители, дети.

                                           1.2 Цель и задачи проекта.

 Цель: Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.

Задачи проекта: 

Образовательные:

  • Формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола
  • Расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;
  • Обратить внимание на содержание труда людей.

Развивающие:

  • Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Обогащать словарь детей.
  • Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

          Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

                                    1.3  Принципы и подходы, осуществляемые

                                в процессе реализации проекта. 

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:

1.Деятельный подход, где развитие ребенка происходит в деятельности:

-принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

-принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования  специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

2.Личностный подход, где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса:

-принцип индивидуальности: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными индивидуальными особенностями и склонностями;

-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми. Культурой и окружающим миром.                            

                                             1.4 Целевые ориентиры.

  • ребенок учится выделять  нравственные ценности;
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности — игре, общении;
  •  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к людям,  обладает чувством собственного достоинства;
  • проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
  • учится подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок учится следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  • ребенок склонен наблюдать, участвовать вместе с взрослыми в простейшем экспериментировании;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  •  открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое;
  • эмоционально отзывается на красоту, природы родного края;
  • имеет первичные представления о хлебе, как ценном продукте, который выращивается в Оренбуржье;

                                           1.5 Планируемые результаты проекта.

- Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта: дети узнают, откуда пришел хлеб, пополнится словарный запас; появиться интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих  играх,  отвечать на вопросы педагога, проявит интерес к окружающим предметам разной формы.

 -проект «Вот он хлебушко душистый!» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует первоначальные представления  о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в проект, помогут воспитать  в детях  бережное отношение к хлебу,  уважение к человеческому труду.

-сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

                                         1.6 Ресурсы проекта.

Использование ИКТ; аудио-видео презентация, материалы исследовательского уголка (огород на окне)

                                         1.7 Средства реализации

Чтение художественной литературы, дидактические игры, беседы-рассуждения с детьми, творческая деятельность, исследовательская работа детей совместно с воспитателем, занятия; с\р игры; рассматривание иллюстраций, работа с родителями

                                           1.8 Этапы проекта

Подготовительный

1.Консультация  для родителей «Откуда хлеб пришел?»

2. Консультация для родителей:

«Воспитание у детей бережного отношения к хлебу»

3. Чтение художественной литературы: «Колобок», «Колосок»,

4.Беседы: «Как хлеб на стол пришел», «О пользе хлеба», «Берегите хлеб».

5.Показ хлебобулочных изделий в магазине.

Воспитатели

Родители

Практическая реализация проекта

                   ПОНЕДЕЛЬНИК

1.ООД (познавательное развитие)

«Хлеб всему голова»

2.Чтение х/лит. «Колосок»

3.Рассматривание иллюстраций «Машины-помощники»

4.Дид/игра  «Угадай профессию? (тракторист, мукомол, пекарь)

5.Физминутки – «Трактор», «Самолет», «Комбайн»

6.Исследовательская работа (посадка зерна в грунт)

7.С/ролевая игра «Магазин»

8.Заучивание пословиц о хлебе.

9.Пение песенок «Ладушки, ладушки».

             ВТОРНИК

1.ООД (развитие речи)

2.Дид/игра «Угадай на вкус»

3.Заучивание скороговорок.

4.Совместная творческая деятельность «Колосок» (налепы)

5.Заучивание закличек «Солнышко», «Дождик»

6.С/ролевая игра «Угостим гостей чаем с печеньем»

7. Хоровод «Каравай»

8. Театрализация сказки Колосок»

                     СРЕДА

1.ООД (художественно-эстетическое развитие),  «Машина для перевозки хлеба)

2.Просмотр мультфильма «Колосок»

3.Дид/игра «Что из чего?»

4.Исследовательская работа (рассматривание пророщенных зерен)

5.Психогимнастика «Зернышки»

6. С/ролевая игра «Привезли хлеб в магазин»

7. Беседа о хлебобулочных изделиях, потешка «Оладушки».

8. Пение песенок «Я пеку, пеку, пеку».

                       ЧЕТВЕРГ

 1.ООД (художественно-эстетическое развитие) – Рисование ««Крендельки и булочки».

2.Расматривание картины Шишкина «Рожь».

3.Д/игра ««От зернышка до булочки»,

4.Беседа «Как пользоваться хлебом» -правила. Чтение стихотворения Л.Лебедевой «КОРОЧКА»

5.Заучивание пословиц и скороговорок о хлеб.

6. Лепка (совместное творчество): «Колобок» из солёного теста;

7. Пение песенок - отрывок из песни «К нам гости пришли»

Воспитатель

Дети

родители

Обобщающий

                    ПЯТНИЦА

1.Развлечение «Вот он хлебушко душистый!»

2.Выставка хлебобулочных изделий из соленого теста «Вот он хлебушко душистый!»

3. Фотовыставка «Я люблю готовить тесто, это жутко интересно!»

Воспитатели

Родители и дети

                     

                                    1.9 Формы проведения итогов реализации проекта:

1. Развлечение  «Вот он хлебушко душистый!»

2.Фотовыставка «Я люблю готовить тесто, это жутко интересно!».

3. Выставка хлебобулочных изделий из соленого теста «Вот он хлебушко душистый!»

                                     2.0 Список используемой литературы:

1. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса, Васильева.

2. Волочкова В.Н. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».

3.Гербова В.В. « Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».

4. Затулина Г.Я. « Конспекты комплексных занятий по развитию речи».

5.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

6. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

7. Лыкова И. А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

8. Ушакова О. Н. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».

№ 1. Организация  образовательной деятельности с детьми (ФГОС)

Автор: Бебенина Ольга Павловна, воспитатель,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»  п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Тема: «Хлеб всему голова»

Возрастная группа: средняя группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.

   Форма организации: групповая.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: Дать представление детям о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

1.Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

2.Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.

3.Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.

4.Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

5.Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

1.Сочетать показ ребенка с активным действием  по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

2.Сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

3.Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Учебно-методический комплект.

1.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007.

2.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

3.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 1999.

Предварительная работа:

1.Наглядность: Рассматривание  иллюстраций на тему «Хлебобулочные изделия».

2.Мультимедийные просмотры  презентаций: «Колобок», «Колосок».

Оборудование: пшеничные зерна, лупы, мука, Петушок, хлеб: белый, чёрный.

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в исследовательской  деятельности,  в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый

чувство ритма и мелодики поэтического текста,

проявление эмоционального отношения к литературным  произведениям

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • умение  взаимодействовать   со сверстниками  в  процессе  выполнения  работы;    умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;  умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный  решать интеллектуальные и личностные задачи

умение самостоятельно делать простейшие  выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • умение сосредоточенно действовать в течение 10 – 15 мин.;

  Ход:

Этапы деятельности

                Содержание

 

      Деятельность

       педагога

 

Деятельность детей

             Планируемый

     результат

Психологический настрой

Ладушки, ладушки,

Испекли  оладушки.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим,

И воробушкам дадим.

Установление зрительного контакта.

Создает  атмосферу психологической безопасности:  эмоциональная поддержка ребенка.

Участвуют в групповых действиях.

Психологическая готовность детей

Мотивационнопобудительный 

 

Совместная практическая деятельность

Динамическая пауза

  Актуализация

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

      Рефлексия

-Ребятки, что вы ели сегодня на завтрак? (Ответы детей)

-А вчера? (Ответы детей)

-А что было на обед? (Ответы детей)

-Меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (Ответы детей)

-Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

-Ребятки, приглашаю вас сегодня совершить

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно (колос)

Рассматривание колосьев пшеницы через лупы.

-Возьмите из тарелочки зерно  и положите себе на ладонь. Какое оно по размеру? Какого цвета? Какой формы? Давайте определим твердое или мягкое? Тяжело ли держать в ладошке?  (Ответы детей)

Действительно, мы рассмотрели с вами зерно пшеницы. Оно желтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твердое, а по весу легкое.

 Появление сказочного персонажа:

Петушок.- Здравствуйте, ребята! Я Петушок – золотой гребешок, гулял здесь рядом и решил к вам зайти в гости. Вы все знаете, что я очень люблю зернышки.

Психогимнастика «Зернышко»

-А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки:

-Мы маленькие зёрна,  лежим  пока в земле  (дети сворачиваются клубочком) 

Вот солнце пригревает,  И мы растём в тепле (сжатые ладони тянутся вверх).

Поднимается росток, скоро будет колосок (тянемся руками вверх ,  ладони раскрыты, запястья сомкнуты)

Подрастает зернышко Подрастает зернышко (постепенно встают)

Потянулось к солнышку (тянутся на носочках)

С ветерком оно играет,  Ветерок его качает, (качаются влево-вправо)

К земле низко прижимает — вот как весело играет! (присели.)

-Здравствуй, Петушок, мы рады тебя видеть. А ты знаешь какой хлеб пекут из пшеничной муки?

(Пшеничный, белый.) А из ржаной? ( Ржаной, черный.)

Дид/игра: Дети и Петушок с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу (ржаной или пшеничный)

-Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Петушок. Ребята, а вы хотите узнать, как я пеку хлеб?

 Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат:

- Сюда, Круть, сюда Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай, да Петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги испечь.

-Только не я!- запищал Круть.

-Только не я!- запищал Верть.

Подумал, подумал Петушок и говорит:

-Видно придется мне.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печку. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол.

 -Давайте поиграем в игру, «Какой он – хлеб?» Давайте с вами подумаем и подберем много слов, каким бывает хлеб? ( Аппетитный, Вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)

-Хлеб бывает разный но, он обязательно вкусный и полезный.

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд (Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука)

-Хлеб - самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: « Хлеб – Всему голова» --Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки?

- Петушок. Я очень надеюсь, ребята, все то, что узнали о хлебе, как дорого он достался, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относится к нему Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка колобок румяный? (Дети высказывают предположения). Хлеб - главный продукт питания, он ежедневно должен быть на столе человека, ведь « без хлеба нет обеда».

Петушок угощает детей караваем, а дети его - зерном.

Вовлекает в слушание. 
Вводит элементы новизны.

 Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 


Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям. Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

  Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.

Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия.

Занимают свои места по кругу на ковре.
Слушают.
Получение информации.

  Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают,

 Объясняют    (свободное общение)

Активно играют.
Демонстрируют физическую активность. Берут на себя роль.

 Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

Работают все вместе, переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую.
Осваивают последовательность действий.

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями

 

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

 Внутренняя мотивация на деятельность.

 

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыт.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

Осознание себя как участника познавательно-творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение  умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

2. «Вот он хлебушко душистый!»

Развлечение (итоговое по проекту) для детей средней группы

Цель: закреплять знания детей как хлеб пришел к нам на стол, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: избушка, стол, лавка, костюм бабушки, горшочек с землей, горшочек с ростком, лейка, колосья, макет мельницы,  макет печки, мука, соль, вода, угощение. Выставка  поделок хлебобулочных изделий  из соленого теста.

Фотовыставка ««Я люблю готовить тесто, это жутко интересно!»

Ход:

Ведущий: 

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох, и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины.

-А вот чему будет посвящен сегодняшний праздник, вы сами скажите, отгадав загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ведущий: 

Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом хлебе. Издавна хлеб берегли, в его честь слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе:

хлеб-кормилец, хлеб – батюшка.

 А сейчас мы отправимся вместе с нашими детьми в гости к  бабушке Матрене.

Дети входят в зал.

Внутри русская печь, лавочка у окна на ней сидит грустная бабушка за столом (на столе стоит самовар)

Д. – Здравствуй, бабушка Матрена!

Б. – Здравствуйте, ребята!

В. – Бабушка, ты чего грустишь?

Б. – Ну как же мне не грустить!    У меня сегодня день рождение, хотела испечь каравай, да муки то нет…

В. –Дети, ой бабушка не грусти, мы тебе поможем.

В: (Показывает  ведерко, в котором пшеница.)

Отгадайте, что у меня в ведерке?

В землю тёплую уйду,                

К солнцу колосом взойду.

В нём таких, как я,

Будет целая семья. (семя, зернышки)

(Раздаёт детям семена пшеницы)

- Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит колосок)

В: -Возьми Бабушка семена посади и вырасти их.

-Посадила я зернышко,  а зернышко то не растет.

-Ребятки, может вы, мне поможете? Что нужно зернышку чтобы оно выросло?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проследим путь зернышка от поля до стола?

- Куда вначале попадет зернышко? (зернышко попадет  в землю)

-Ребята, но ведь земля твердая, сухая. Что же делать?

(Сначала землю надо подготовить – вспахать.)

 А чем землю пашут? (Землю пашут трактором с плугом.

трактор

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.

Хотите превратиться в трактора. (Да)

Что будем сейчас делать (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).

Тогда поехали.

Физминутка «Трактора»

Тара – тара – тара  - ра.

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

(Дети «едут» по группе)

Сею – вею – посеваю,

В землю зёрнышки бросаю.

(Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо)

Воспитатель:

Вот мы и посадили семена. Теперь надо немножко подождать, когда они взойдут.

Что нужно чтобы зернышки взошли? (нужно, чтобы солнышко светило).

Воспитатель:

-Давайте солнышко  позовём.

(дети делают хоровод и читают закличку)

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей!

Солнышко ясное нарядись.

Солнышко красное

Покажись!

солнышко

-Вот и солнышко выглянуло. Что же делает солнышко? (светит, греет).

-А что еще нужно  чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)

дождик

- А вот и дождик пошел (дети бегают по залу)

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут бублики и сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Прячьтесь под зонтики (дети садятся, сложив руки над головой домиком)

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только деток не мочи!
Лучше в поле поспеши.

-Вставайте дети, вот и кончился дождик.

В. – Ребята, давайте покажем, как растет зернышко.

Игра «Подрастает зернышко» (под музыку)

Психогимнастика «Зернышко»

Воспитатель:

-А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки: 

-Мы маленькие зёрна,  лежим  пока в земле  (дети сворачиваются клубочком)

Вот солнце пригревает,  И мы растём в тепле (сжатые ладони тянутся вверх).

Поднимается росток, скоро будет колосок (тянемся руками вверх ,  ладони раскрыты, запястья сомкнуты)

Подрастает зернышко  (постепенно встают)

Потянулось к солнышку (тянутся на носочках)

С ветерком оно играет,  Ветерок его качает, (качаются влево-вправо)

К земле низко прижимает — вот как весело играет! (присели.)

Поднимается росток, Скоро будет колосок! (дети встают)

поле

(Бабушка в избушке заменяет горшочек с землей на горшочек с колосками и выходит с ним в зал)

- Б. – Ребята, пока вы играли, наше зернышко выросло.

В:-Давайте посмотрим на картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

Что вы видите? (колоски). Какие они? (тяжелые, золотые, колышет ветер).

картина Шишкина «Рожь»

Б. –  А что же теперь с ним делать?

Д. – собрать  колоски.

Воспитатель:

-Ребята, надо же нам пшеницу убирать. Кого позовем?

Дети:

комбайн

Ребенок – комбайн:

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Я работаю один.  

Воспитатель:

-Ребята, а что комбайн делает? (Он собирает колоски и обмолачивает)

Подвижная игра «Собери колоски» (Под музыку)

(Воспитатель разбрасывает колоски по залу, дети должны собрать их в корзину)

В. – Молодцы колоски вы все собрали. А что нужно делать дальше, чтоб испечь каравай?

Д. – отвезти на мельницу, сделать муку.

В. – правильно!  

Ребёнок:

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

В: -А вы хотите сами отвезти зерно на мельницу? (Да)

Выходите. Сейчас мы посмотрим, чья команда быстрее справиться.

 Игра «Отвезём зерно на мельницу».

( Дети делятся на две команды, на машинах возят мешочки с зерном на «мельницу».)

В одном из углов зала расположена мельница (картонный макет)

Дети подходят к мельнице, там сидит мельник:

М. – Здравствуйте ребята! Что вас привело ко мне на мельницу?

Д. – мы принесли зерно, чтоб получить муку

Воспитатель отдает мельнику зерно

М. – Дети я не могу вам сделать муку, ветра то нет.

В. – Ребята, давайте мы с вами дружно подуем, чтоб заработала мельница.

(Дети делают дыхательную гимнастику, воспитатель крутит лопасти у мель

Мельник:

А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?

(Получение муки при помощи кофемолки.)

Возьму чудо-меленку,

Положу туда зернышки.

Мели, мели, меленка,

 Мели, мели, зернышки.

Покручу, поверчу,

Покручу, поверчу,

Да муку получу.

-Ребята, посмотрите, у нас получилась мука (высыпаю в баночку муку из кофемолки)

 Когда мы её немножко очистим, она будет вот такая (показываю в баночке белую муку)

-Скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.) 

-Посмотрите, вот это белая мука – она из пшеницы.

 (Мельник отдает мешок с мукой (пакет с мукой))

Д. – Спасибо за муку!

В. – Ребята идем к бабушке, принесем ей муку для каравая.

(Воспитатель с детьми возвращаются в избушку к бабушке, отдают ей муку)

Б. – Ребята, что нужно сделать с мукой, чтобы получить каравай?

Д. – Замесить тесто

Б. – Что нам нужно для теста?

Д. – Мука, вода, соль.

Дети с бабушкой замешивают тесто! Делают каравай!  (дети лепят колобки)

Б. – Ребята, а кто знает, что делать дальше?

Д. – нужно испечь, поставить в печь.

Б. – какие молодцы!

Бабушка ставит тесто в печь!

В. – Дети, пока наш каравай печется, давайте с вами вспомним, какие стихи о хлебе мы знаем?

1.Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

2.Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

3.Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

-А пословицы?

«Будет хлеб – будет и обед!».

«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

Б. –Вот  ребята, и испекся наш каравай!

 Исполняется хоровод « Каравай» Вместе с гостями

                                               

1.Консультация для родителей    Тема: «Откуда хлеб пришел»

Родителям рекомендуется выполнить несколько подготовительных заданий:

     - рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных

       профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

           -  объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;

           - вместе с ребенком сходить в булочную посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

           - купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

          -  рассмотреть пшеничное зерно, муку;

          -  поговорить с ребенком о труде людей, которые выращивают хлеб.

Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука?         Из зерна.

Откуда зерно?         Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – люди

Задание 2. Отгадать загадки.

1.Вырос в поле дом, полон дом зерном.  (Колос)

   (Выложить фигурку из спичек по образцу).

       2.Мягкий, пышный и душистый.

          Он и черный, он и белый,

          А бывает подгорелый. (Хлеб)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить,  молоть, печь.

Задание 4. Составить рассказ по плану-рисунку «От зернышка до каравая»  

Задание 5. Подобрать родственные слова к слову хлеб (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ... булка (какая?) — … .

Задание 7. Составить предложение из слов: Хлеб, пекут, муки, из.

Задание 8. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг)                     

Задание 9. Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»).

2.Консультация для родителей: 

Тема: «Воспитание у детей  бережного отношения к хлебу»

Наверное, нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. Как и в далёкие времена, у нас хлеб всему голова: от сухаря до пышного каравая.

В старину хлеб называли «жито», от слова «жить».

Хлеб в России пекли с куполами,

                                            Чтоб хватило, как небо, на всех,

                                            За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

Хлеб по праву называли святым. В нашей родной речи таких понятий мало: мать, Родина, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожаленью, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлебу, его выбрасывают.

По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать и попросить у него прощенья. Грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом – растоптать ногами.

В одном из очерков о селе есть такие слова: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Пора нам задуматься: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, потому что он нам сейчас достаётся легко?

Перед взрослыми стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому крайне необходимо контролировать своё поведение, своё отношение к хлебу. Научитесь брать в магазине столько хлеба, сколько можете съесть. Тогда не придётся его выбрасывать.

Познакомьте детей с народной мудростью: «Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!»

О хлебе сложено немало пословиц и поговорок. Их смысл сводится к уважительному и бережному отношению к его величеству хлебу.

Ну, а главное – ваш личный пример. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.

3.Исследовательская деятельность «Как вырастить пшеницу на подоконнике?»

(в группе)

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить пшеницу, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян? (тепло, свет, вода)

Почему растения зеленеют?

4.Чтение художественной литературы детям

 Стихотворение Л.Лебедевой «КОРОЧКА»

 Я горбушку не доел: Черный хлеб мне надоел.

 Бросил корку под скамейку, Вдруг откуда ни возьмись

 С ветки шустрою семейкой Воробьи слетели вниз.

 Стали корочку делить,Во все стороны тащить.

 - Это корочка моя!

  - Нет, моя!

  - Моя!

  - Первый я увидел!

  - Я!

  - Первый я!

  - Нет, я!

  Потолкались Повозились, Подрались -И помирились...

   А когда наелись, Рядышком уселись,

   Обнимают воробьят, Воробьятам говорят:

  - Поглядите, вот чудак Хлеб бросает просто так.

   Вы же - берегите, Все крошки подберите,

   Будьте умными, птенцы- Как ваши мамы и отцы.

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка (Круть и Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката)?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень)?

А теперь за стол садитесь,

Подаете голосок?

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

Стихи:

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

пословицы о хлебе

«Будет хлеб – будет и обед!».

«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

5.Примерный сценарий театрализации сказки Колосок»

Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!

Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском  нужно сделать?

Дети: - Колосок надо обмолотить.

Петушок: - А кто будет молотить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок:- Ладно, я обмолочу.

Воспитатель: - Сколько зерна намолотил! Куда теперь нужно зерно нести?

Дети:- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: - А кто понесёт?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Воспитатель: -Придется тебе, Петя. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат…

Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Воспитатель:- Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?

Дети: -  Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: - Кто будет месить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Видно, мне придётся.

Воспитатель: -  Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата:- Ох,и проголодался я!  Ох, и есть хочется!

Петушок: - Кто будет пироги есть?

Мышата: - Чур, я! Чур, я!

Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?

 Мышата:- Ты нашёл!

Петушок:- А кто колосок обмолотил?

Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише ).

Петушок:- А кто зерно на мельницу носил?

Мышата:- Тоже ты. (Совсем тихо).

Петушок:- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).

Петушок:- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать

6. Физминутки:

«Трактора».

Тара – тара – тара  - ра.

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

(Дети «едут» по группе)

Сею – вею – посеваю,

В землю зёрнышки бросаю.

(Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо)

7. Психогимнастика «Зернышко»

Воспитатель: -А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки: 

-Мы маленькие зёрна,  лежим  пока в земле  (дети сворачиваются клубочком)

Вот солнце пригревает,  И мы растём в тепле (сжатые ладони тянутся вверх).

Поднимается росток, скоро будет колосок (тянемся руками вверх ,  ладони раскрыты, запястья сомкнуты)

Подрастает зернышко Подрастает зернышко (постепенно встают)

Потянулось к солнышку (тянутся на носочках)

С ветерком оно играет,  Ветерок его качает, (качаются влево-вправо)

К земле низко прижимает — вот как весело играет! (присели.)

8.Заклички: Солнышко и дождик»

Давайте солнышко  позовём.

(дети делают хоровод и читают закличку)

Солнышко – вёдрышко!  Взойди поскорей,

Освети, обогрей!

Солнышко ясное нарядись.

Солнышко красное. Покажись!

Вот и солнышко выглянуло. Какое солнышко? Опишите (круглое, ласковое, желтое, теплое).

А что еще нужно  чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)

(дети бегают по залу)

Дождик, дождик, поливай Будет хлеба каравай,

Будут бублики и сушки, Будут вкусные ватрушки.

А вот и дождик пошел.

Прячьтесь под зонтики (дети садятся, сложив руки над головой домиком)

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только деток не мочи!
Лучше в поле поспеши.

Вставайте дети, вот и кончился дождик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От зёрнышка к хлебушку" для средней группы

Проект "От зёрнышка к хлебушку" для средней группы...

Сценарий праздника 8 Марта в средней группе 2021г.

Материал может быть полезным для педагогов ДОУ, музыкальных руководителей....

Дистанционное родительское собрание для родителей детей средней группы 2021г.

Добрый день, уважаемые родители!Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в...

«Кузька-домовенок и волшебный сундучок».Сценарий утренника 8 марта для средней группы 2021г

laquo;Кузька-домовенок и волшебный сундучок»Сценарий утренника 8 марта для средней группы 2021гДети под музыку заходят в зал.Ведущий: Весна, весна шагает по дворам, в лучах тепла и света,Сегодн...