Чегедек
материал

Чегедек 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altayskiy_kostyum_chekedek.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Чегедек это:(алт.), сигидэк (хак.), цэгдек (бурят.), верхняя одежда замужнихженщин у народов Южной Сибири - нарядная длиннополая безрукавка, носилась поверх шубы.

Синонимы: безрукавкаодеждасигидэкцэгдек

Особым видом одежды, была женская одежда чегедек и женская рубашка чамча, отличавшаяся своеобразным декором: «Чегедек являлся символом замужества. Это был долгополый кафтан или армяк без рукавов с широкими твёрдыми плечами, со сборками в талии, распахивающийся спереди. Чегедек синего и черного цвета шили из плотной, нередко дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна или шелка, отделывали по борту черным бархатом. Ворот, проймы и разрез спереди отделывали нашиваемой на сукно полосой золотой парчи или позументами и тамбурной вышивкой по краю, представлявшей совершенно прямые, в один ряд полоски, объединенные в сплошную ленту, отливающую всеми цветами радуги (шириной 3-4 см). Чтобы длинные полы чегедека не мешали при работе, их подвёртывали спереди внутрь, а передние углы просовывали в широкие проймы, где они достаточно крепко удерживались. При верховой езде пола чегедека лежала на подхвостнике коня. Отделка чегедека и украшение шубы гармонировали между собой». Отдельные скупо орнаментированные предметы костюма в целом составляли достаточно красочный орнамент. Большую роль в костюмном ансамбле играл черный цвет, оттеняя и объединяя остальные детали. В летнее время чегедек надевался поверх рубахи. Женская рубаха (чамча) была короткой и широкой, с косым воротом, длинными рукавами и большим воротником, имевшим чаще всего квадратную и реже круглую форму. Воротник украшали по краю тесными двойными, тройными рядами прошивных белых и цветных пуговок, а по краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые пуговицы, бусы и бисер, образующие как бы бахрому. При этом к каждому клапану крепилось по 4 - 6 составных подвесок, состоящих из набора в 3 – 7 разноцветных бусин. Подобные пуговицы выполняли как эстетическую, так и утилитарную функцию в женском костюме. Они могли служить в качестве застёжек, соединяющих верхнюю левую полу халата с нижней правой. На широкие отложные и узкие стоячие воротники платьев и нижних рубашек пуговицы пришивались в несколько рядов: большие круглые плоские перламутровые пуговицы (тана), круглые маленькие белые, голубые, красные, синие пуговицы (топчы), а также синие, зеленые, коричневые, красные большие мягкие пуговицы – шарики с металлическими медными и серебряными петельками сверху и снизу, которые тоже имели металлическое основание в виде розеток, назывались куйка. Они нашивались на чегедек по краям полочек параллельно друг другу» . Следует отметить, что ни один декоративный элемент в этнический костюм не приходит случайно. Каждая деталь имеет эстетическую, смысловую, духовную составляющую. Способы декорирования, материалы позволяют исследователям воссоздать картины из жизни предков, изучить культуру, общественную жизнь, предметы труда.