Программа дополнительной образовательной деятельности для детей среднего возраста "Храни родное слово"
рабочая программа (средняя группа)

Сорокина Ольга Николаевна

Программа дополнительной образовательной  деятельности для детей среднего возраста "Храни родное слово" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_redaktirovannyy.docx175.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Дюймовочка»

«Храни родное слово

Программа дополнительной образовательной

деятельности для детей среднего возраста

 на 2020-2021 уч. год

воспитатель: Сорокина О,Н.

Сорск 2020

Пояснительная записка

 Рабочая программа с изучением хакасского языка для детей средней группы является приложением к образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка», разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ( обязательная часть Программы), на основе Программы обучения детей хакасскому языку «Иркеҷек», авторы АхпашеваС. А., Судочакова Н. В. и др. Для детей дошкольного возраста, не владеющих родным (хакасским) языком в соответствии с нормативными документами.

 -Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – Ф3;

- Приказ Минобразования и науки РФ

 -Устав ДОУ; Образовательная Программа ДОУ.

 Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для сохранения укрепления здоровья детей, формирования интегральных качеств личности и основ общей культуры, обеспечивающих социальную успешность ребенка.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основными задачами Образовательной программы ДОО, исходя из данной цели, являются:

• способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально художественной, продуктивной деятельности;

• способствовать приобщению детей к общечеловеческим и национальным ценностям, формированию ценностных ориентаций у ребёнка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в обществе;

 • реализовать индивидуальный подход к психолого - педагогическому сопровождению детей с особыми образовательный потребностями;

• реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (ООД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах;

• обеспечить психолого – педагогическое сопровождение родителей воспитанников и создание условий для формирования у них родительской и педагогической культуры.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

 • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

 Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных общечеловеческих ценностей.

 В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Срок реализации Программы – 1 год (2020 -2021 учебный год)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В нашей группе воспитывается 25 воспитанников, из них 13 девочек и 12 мальчиков, из них хакасской национальности – нет, русской национальности – 25 ребенка. Возраст детей группы 4 - 5 лет.

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 Основное приоритетное направление средней группы по реализации Программы - создание условий для физического развития, социально - коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития ребенка.

 В группе целостность образовательного процесса обеспечивается путем применения комплексных и парциальных образовательных программ нового поколения.

 Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна.

Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

 При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

 Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4-5 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 4 -5 лет (средняя группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие  Кроме этого, данная область включает раздел «Хакасский язык», который разработан в соответствии с программой по обучению детей хакасскому языку «Иркеҷек». Авторы: С.А. Ахпашева, Н.В. Судочакова, З.С. Колпакова и др.

Программно – методическое обеспечение дошкольников хакасскому языку базируется на принципах коммуникативного обучения и ставит цель – всестороннее личностное развитие ребёнка.

 Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

 Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

Особенности образовательной деятельности по изучению хакасского языка

Раздел программы «Хакасский язык»

 Данный раздел разработан в соответствии с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ с учетом  этнокультурной ситуации развития детей в дошкольных образовательных организациях Республики Хакасия. авторы: С.А. Ахпашева, Н.В. Судочакова, З.С. Колмакова и др.

 Программно-методическое обеспечение обучения дошкольников хакасскому языку базируется на принципах коммуникативного обучения и ставит цель - всестороннее личностное развитие ребенка.

Задачи обучения:

- Развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых);

-Развитие способностей к усвоению хакасского языка (фонематический слух,объем слухоречевой памяти):

- Приобщение детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;

-Формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению хакасского языка.

Содержание обучения языку складывается из:

- Коммуникативных ситуаций, возникающих как на непосредственно образовательной деятельности, так и вне этой деятельности;

-Лексического и грамматического материала, соответствующего этим ситуациям;

-Различных игр и игровых упражнений по хакасскому языку;

- Небольших по объему стихотворений, песен и рассказов (сказок);

 -Параллельных текстов на русском и хакасском языке, сопровождающихся методикой работы с ними; такие тексты можно слушать, инсценировать, пересказывать.

-Материала по культуре народа.

Организация работы по обучению воспитанников хакасскому (родному) языку в ДОУ осуществляется в процессе НОД, режимных моментов, в разных видах деятельности (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.

 Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видах деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтение художественной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Программа рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность до 15 минут. Работа с детьми проходит по подгруппам от 5-10 человек, методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке пробуждать к самостоятельной деятельности.

Тема деятельности, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способности детей, от их интересов и желаний, времени года и т.д.

Методы и приемы, используемые при реализации программы:

 1. Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы.

2. Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.

 3. Практические: сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения, дидактические и подвижные игры.

 Сопутствующие формы обучения: проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями

 Данная программа предусматривает следующие направления в работе:

 - ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;

 - ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.

 Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников. Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребёнка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.

Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса 

В примерном комплексно – тематическом планировании указаны примерные сроки, темы и примерное содержание совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей.

 Комплексно – тематическое планирование разработано по образовательным областям с учетом событийного подхода: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Сюда вставить календарно-тематическое планирование свое!

Литература

 1. Балгазина А.Н. Моя Хакасия.- Абакан, 2001.

 2. Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии.- Абакан, 1999.

3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.- Абакан, 1996.

4. И.И. Кириченко, Т.А. Боргоякова Приобщение детей к культуре хакасского народа. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Издание 2-е.- Абакан: Редакционноиздательский отдел ХРИПК и ПРО «РОСА», 2006.- 40с

 5. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997.

6. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно- нравственного и патриотического воспитания./ Лалетина С.И., Ботандаева Н.Н., Ильина Л.А. Сост. Ладетина С.И.- Абакан: Издательство ГОУДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007.

 7. Старших будешь слушать, долгими будут дни твои. Пословицы и поговорки. На хакасском и русском языках /Составитель Ачитаева Л.К. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004. – 32

 8. Тугарина Т.Н. Национально- региональный компонент в детском саду. Методическое пособие- Абакан: методический кабинет ГУО, 2007.

 9. Хакасские народные сказки. -Абакан, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Рабочая программа дополнительного дошкольного образования детей среднего возраста "Весёлый английский"

Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Funny English"...

Программа дополнительного образования для детей средней группы «Волшебное тесто»

Задачи:Познавательные:Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластикиУчить замешивать соленое тесто;Учить тесто разминать, катать в шары и столбики; соединять детали с помощью воды;Уч...

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...