Педагогическая разработка проектной деятельности"Русская матрешка" во второй младшей группе
методическая разработка (средняя группа)

Куфтырева Ольга Валерьевна

Проект по социальнму развитию детей .Ознакомление с игрушкой Матрешка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное

образовательное учреждение

города Катав- Ивановска

детский сад №8 «Ягодка»

Педагогическая разработка

проектной   деятельности

 во второй младшей группе

по теме:

«Русская матрешка»

Куфтырева Ольга Валерьевна

воспитатель первой

 квалификационной категории

 

                                                                           2021год                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                   Паспорт проекта.

Вид проекта: информационный

Тип проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети группы, воспитатель, родители

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Актуальность: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Гипотеза:

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Цель проекта: Познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления детям и родителям о том, как можно играть с матрешкой.

Задачи:

1.Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку.

2. Развивать мышление, внимание мелкую моторику в играх с матрешкой.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ожидаемый результат:

1. Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка.

2. Проявление   познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

3. Активизация словарного запаса детей по данной теме.

Материалы:

Презентация «Русская Матрешка», , набор матрешек, лэпбук «Матрешка».

Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек»

Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варовиной, сл. В. Семернина); «Русская матрешка» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы – матрешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка», И. Корниенко «Матрешка».

Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски.

Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Формы реализации проекта:

      -непосредственно – образовательная деятельность

      -прогулки

      -наблюдения

      -чтение художественной литературы

      -совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые,                        пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)

       -художественная деятельность-рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций

       -самостоятельная игровая деятельность детей

        -трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Стратегия осуществления проектной  деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Составление перспективного плана, конспектов занятий.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Наглядная информация для родителей о проведении проекта «Русская матрешка».

Подбор литературы, иллюстраций.

Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники).

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Основной этап

Содержание работы:

Организация дидактических игр: «Весёлые Матрёшки», «Разрезные картинки», «Поставь Матрёшек в ряд», «Подари цветок Матрёшке», «Найди одинаковые», «Укрась фартук геометрическими фигурками»

Знакомство с матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.

НОД: социальный мир «Знакомимся с Матрёшкой», речевое развитие «У Матрёшки день рождения», аппликация «Сарафан для Матрёшки», рисование «Мы весёлые Матрёшки», лепка «Русская матрешка», ФЭМП «Покатаемся Матрешки».

Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка».

Выставка детского творчества «Раскрасавица   матрешка» (роспись матрешки из соленого теста).

Совместная деятельность:

а) Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, побеседовать с детьми по содержанию картин, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

б) Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшки», «Мы весёлые Матрёшки»

в) Игры со строительным материалом «Домики для матрешек».  Продолжать учить создавать простейшие постройки, формировать умение собирать конструктор после игры и убирать на место.

д) Чтение и разучивание стихов, загадок о Матрёшке. Развивать мышление детей, активизировать словарный запас.

ж) Художественная выставка «Красавица Матрёшка», развивать эстетическое восприятие детей, умение отвечать на поставленный вопрос.

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов

Оформление результатов проектной деятельности (презентация)

Выставка детского творчества.

Лэпбук «Матрешка»

Результаты по реализации проекта.

1.В результате работы над проектом выявлено проявление  познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики,  активизация словарного запаса по данной теме.

2. Дети и родители были заинтересованы темой «Русская матрешка», совместная работа над проектом более сблизила детей и родителей.  

3. Взаимодействие педагогов  с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей  в детском саду.

Приложение 1

Конспект №1

НОД:  Социальный мир.

Тема «Русская Матрёшкой»

Цель: Познакомить детей с матрёшкой, способствовать возникновению радостных эмоций от встречи, активизировать речь и образное мышление детей, формировать интерес и любовь к народному творчеству, знакомить с малыми фольклорными формами.

Материал: деревянная, разборная матрешка, лэпбук «Матрешка», картинки с изображением матрешек, деревянные ложки, костюм  матрешки, аудиозапись «Веселые Матрешки».

Словарная работа: Матрешка, сарафан, фартук, алый

Ход занятия

1.Организационная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы попали на художественную выставку матрешек, но это еще не все. К нам в гости пришла игрушка, но она спряталась и если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( матрешка).

Правильно, это матрешка.

(входит девочка в русском сарафане и вносит матрешку)

2. Беседа педагога. Введение в тему.

Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Она хочет с вами поздороваться (девочка подносит куклу каждому ребенку и приветствует его называя имя, в ответ ребенок называет и приветствует матрешку). Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку.  Посмотрите, какой красивый сарафан, фартук! Разноцветный, цветочный! Посмотрите, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!» 

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

А наша  Матрешка любит танцевать и петь, давайте ее порадуем.

(дети исполняют песню «Мы веселые матрешки», мальчики играют на музыкальных инструментах)

Понравилась вам песенка, которую мы спели? Про кого мы спели песенку? Какой  наряд у матрешки? (сарафан (и фартук, если он есть на кукле). А что у неё на голове?  (платочек, по-другому можно назвать “косынка”). Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? Дайте ещё раз матрёшку в руки ребёнку. Игрушка сделана из дерева, но почему она тяжелая?( дети высказывают свои мысли ).Давайте сделаем чудеса!(Дети закрывают глаза ,педагог достает по одной матрешки). Поставьте вторую матрёшку рядом с первой и сравните их (матрёшки разные, чем они отличаются?) Обратите внимание на размеры матрёшек. Расположите матрёшек в ряд и сравните вместе с ребёнком: «Большая, поменьше, ещё меньше». Повторяйте эти действия до последней матрёшки, которая не раскрывается. Поставьте кукол в ряд по росту и ещё раз сравните. Как вы думаете, почему последняя матрёшка не раскрывается?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ребята, кто хочет попробовать собрать матрешку ? ( 2-3 ребенка собирают  матрешку).

А еще у нас есть магазин матрешек .Ведь игрушки продаются в магазине и на базаре .Матрешка является символом нашей Родины и ее дарят , как сувенир.

Наши матрешки славятся по всему миру.

 Кто из вас хочет посетить магазин и купить себе матрешку на память? (дети   подходят и покупают)

Дети, наша матрешка пришла не с пустыми руками, она приготовила нам подарок. (выносят Лэпбук)

Итог (рефлексия):

 А сейчас, ребята, скажите с кем вы сегодня познакомились?   Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Мамин праздник" вторая младшая группа

Подготовка к маминому празднику начинается задолго до мероприятия. Эпогеем проведенной работы выступает, конечно же, утренник. Как он пройдет, как выступят дети, с каким настроением уйдут мамы, какова...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

Конспект проведения проектной деятельности с детьми второй младшей группы "Неделя игры и игрушки"

Проект «Неделя игры и игрушки» Отчет работы по проекту «Неделя игры и игрушки», проведенной во второй младшей разновозрастной группе №2 «Солнышко» ГБОУ Школа №1996 Дошкольное С.П. «Кнопочка»...

Проектная деятельность для детей второй младшей группы "Чистюли"

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воз...

Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми второй младшей группы, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Метод проекта  подходит для развития связной речи у детей с ТНР. Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, пр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Огород на подоконнике"

Формирование у детей интереса к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию огородных растений в комнатных условиях....

Проектная деятельность «Осенняя пора». Вторая младшая группа

С развитием информационных технологий и повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые време...