КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»
консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

 

 Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_4.docx119.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27

муниципального образования  Усть-Лабинский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

 Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»                    

                                                         Составила:

                                                                          воспитатель Воробьёва Л.Н.

C:\Users\компьютер\Pictures\565101_html_52cecf55.jpg

ст. Ладожская                                                                                                                                    

Цель данного направления работы – создание у детей дошкольного возраста представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества как средства нравственно – гражданского, социально-личностного воспитания, как способ познания об организации жизни народа в различных жизненных ситуациях, выражающихся в материальной, духовной формах.

Традиция (в переводе с латинского - передача) обозначает передачу сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т.д. от старшего поколения к младшему с целью сохранения во времени. В формировании кубанского казачества  основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и обряды, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

Чем отличается традиционная народная культура от нетрадиционной? У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Традиционной народной культуре свойственны доброта, вера, взаимопомощь, сострадание, служение своему народу, Родине. А нетрадиционная культура, создателями которой являются писатели, поэты, композиторы, инженеры и т.п.,  имеет профессиональную основу, авторство, свой индивидуальный взгляд на жизнь.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани

 активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре своего народа, работа по воспитанию любви к своей малой Родине –

Кубани.  Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего

края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима, так как духовные традиции содержат нравственную

опору, живительный источник человека.

«Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить традиционную культуру своего народа» (Г. Науменко).

Формировать базовую культуру ребенка, его личность надо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

Многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества – это детский музыкальный фольклор. С первых месяцев жизни ребенок соприкасается с потешками, прибаутками, сказками, колыбельными песнями, играми. Через детский музыкальный фольклор ребенок познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком. Освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества.

Музыкальный фольклор Кубани – уникальное средство воспитания преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам, как средство воспитания духовности.

Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития у них  образного мышления и воображения, самоутверждения, эмоциональной сферы, ценностного отношения к миру. Для полноценного воспитания ребенка необходим мир фольклора, в котором он гармонично живет с природой, с героями песен, игр, сказок, которые составляют естественную художественную почву. Малые жанры фольклора учат добру и чуткости, любви к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, всему, без чего человек жить не может. Народное искусство близко восприятию ребенка, понятно ему благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Народное искусство несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра, огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа. Говоря о влиянии народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей, дети учатся уважать человека, ценить его труд, его завоевания, бережно относиться к природе.

Народное искусство является средством терапевтического воздействия, так как дети получают удовольствие и эмоциональное положительное подкрепление своей успешной деятельности, яркость образов и красок вызывает хорошее настроение, колыбельные успокаивают, а юмор, шутка вызывает улыбку, смех.

Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Народная пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но, кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому задача педагогов дошкольного образования создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству.

Как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, исполнять танцы, игры, доступные их исполнению? Для успешного преодоления трудностей, необходимо знание детского восприятия, мышления, возрастных особенностей детей, особенностей развития музыкальных и творческих способностей, знание условий успешного их развития.

Помня о воспитательном и образовательном значении фольклора, педагоги дошкольных учреждений тщательно должны отбирать музыкальный материал, произведения устного народного творчества, предметов декоративно-прикладного искусства, которые бы отвечали региональным особенностям, его богатству и разнообразию. Дети быстро усваивают и запоминают яркие, простые, образные произведения музыкального и устного народного творчества, если они даны детям на высоком художественном уровне, на положительных эмоциях. Постепенно дети начинают петь правильно, их движения становятся свободнее, ориентировка в пространстве смелее, речь чище и выразительнее. Педагоги используют народное творчество в общении с детьми, на занятиях музыкальной, изобразительной деятельности, развитию речи, самостоятельной художественной деятельности, праздниках и развлечениях, кружковой и индивидуальной работе. Таким образом, музыкальный фольклор органично входит в повседневную жизнь детей, становится неотъемлемой частью их жизни.

Приобщение детей к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить интерес и любовь к старинным напевам, играм, танцам.

Казачьи песни широко разошлись по свету и встречают восторженную оценку даже у иностранцев, не понимающих их слова. Успех исполнения кубанских песен создает не так содержание, как оригинальное звучание мелодии. Казаки «играют» песни на своих двух диалектах, из которых один близок к речи русской, другой – к украинской. Казаки позаимствовали от украинцев многие черты украинского языка, но по тематике, по динамике, по способам исполнения песни наших  кубанских казаков во многом отличаются от украинских. Прежде всего песни отличаются строением мелодии, преобладанием восточной пятитоновой гаммы, открытой манерой исполнения. Казаков привлекала возможность «собраться вместе»  по случаю покупки какой – то вещи и «играть песни».

В окружающем детей мире, общаясь с взрослыми, дети слышат в речи и особенно в песнях взрослых непонятные слова, «кубанский говор».  Не понимая смысла слов, им становится смешно от такого необычного произношения.                                                                                                               Говоря об особенностях казачьего воспитания, нужно отметить, что ребенок пребывает в эстетической и этической среде, созданной взрослыми, и язык сам по себе был уже формой воспитания, способом преемственности поколений, мощным хранителем традиций.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто  обращаются к тренерам, педагогам по ф...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани.

Выявлять и внедрять в быт  детского сада основы народного творчества....

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции....

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...